Доктрина Дуэ и ее новые сторонники («Красная звезда» от 11 октября 1942 года)
История и события

    Генерал-майор авиации
    Н. ЖУРАВЛЕВ.

    Последнее время в английской и американской прессе усиленно дебатируется вопрос о перспективах ведения воздушной войны. Наряду с выступлениями, где трезво оценивается роль авиации в современной войне, имеются и такие, в которых потеряно всякое чувство меры и чувство реальности. Отдельные военные писатели и обозреватели пытаются изобразить дело так, будто воздушный флот является единственной силой, способной привести к победе в современной войне. Более того, некоторые из них договорились даже до того, что ударами с воздуха можно заменить наступательные действия сухопутных войск вторжения.

    Такого рода взгляды не новы. Еще два десятка лет тому назад итальянский генерал Дуэ, выступая с доктриной о всемогуществе авиации, утверждал, что современная наземная оборона непреодолима и вследствие этого решающей победы можно добиться только ударами авиации по промышленным и политическим центрам страны противника. Он считал, что нет такой силы в мире, которая могла бы остановить или задержать полет 3.000 тяжелых бомбардировщиков, летящих волна за волной. Дуэ очень невысоко расценивал возможности истребительной авиации, зенитной артиллерии и т. п., считая, что все средства следует расходовать на строительство бомбардировщиков. Весом бомбардировочного залпа Дуэ рассчитывал сковать и деморализовать противника, лишить его способности к сопротивлению, поставить его на колени.

    Доктрина Дуэ в свое время вызвала жаркие споры и дебаты в военной печати. Эти споры то затихали, то вновь разгорались. Однако ни одно правительство не пошло по пути практического осуществления идеи Дуэ, не рискнуло предпринять строительство своих вооруженных сил по предложенному им принципу. Никто но счел нужным сокращать свою сухопутную армию и морские силы, никто не отказался от активных действий наземных войск. Военные доктрины крупнейших государств мира далеки от идей Дуэ. Они основаны на принципе: исход войны решают многомиллионные армии, оснащенные как наземной, так и воздушной военной техникой.

    Основной силой на войне является наземная армия. Сама авиация строится таким образом, чтобы она могла решать свои задачи не обособленно от наземных сил, а во взаимодействии с ними. Так, парк бомбардировочной авиации составляется главным образом из легких и средних бомбардировщиков, рассчитанных для действий в радиусе 150—450 километров, иначе говоря, для действий на поле боя, по армейским и войсковым тылам. Парк истребительной авиации комплектуется преимущественно из легких истребителей, рассчитанных для действий на поле боя. Эта тенденция последовательно осуществляется во всех армиях. Характерно, например, что последний вариант немецкого истребителя «Мессершмитт-109г» рассчитан всего на часовой запас горючего, т. е. для действий в ограниченном радиусе.

    Такова внутренняя схема самолетного парка современных воздушные сил, причем она в одинаковой степени характерна для авиации главнейших воюющих стран. Достаточно ознакомиться с этой схемой даже в общих чертах, чтобы понять, что строительство современных воздушных сил во всех без исключения государствах пошло по иному пути, чем тот, который предлагал Дуэ.

    В ту пору, когда Дуэ создавал свою доктрину, он не имел возможности опираться на боевой опыт, а строил свои заключения лишь умозрительно. Поэтому ошибки Дуэ можно чем-то оправдать. Но совершенно непонятно, как же можно сейчас воскрешать эту доктрину, давно похороненную ходом строительства вооруженных сил всех государств, всем боевым опытом последних лет? Такую позицию занял, например, в своих выступлениях американский авиаконструктор майор Северский. К числу наиболее ярых сторонников доктрины Дуэ относится также Ф. Дрейк. В статье «Ключ к победе — в воздухе», опубликованной в американском журнале «Атлантик», Дрейк некритически повторяет доводы Дуэ о пресловутых 3.000 бомбардировщиках, якобы способных решить исход войны. Он пишет: «Никакая человеческая сила, никакая воля гитлеровцев, никакая система воздушной обороны, никакие патриотические увещевания, по всей вероятности, не в состоянии противостоять таким бешеным ударам. Они могут привести лишь к одному результату — гибели гитлеровской Германии».

    Новоиспеченные сторонники доктрины Дуэ выступают в незавидной роли. Жизнь против них. Опыт современной войны с достаточной убедительностью показал, что исход кампании, а тем более войны в целом, может быть решен только при рациональном использовании всех вооруженных сил страны, а не какого-либо одного рода оружия. И воздушный флот, какой бы мощью он ни обладал, не является в данном случае исключением. Авиация способна сделать многое, но без наземных войск она не только не в состоянии добиться полной победы на том или ином фронте, но даже и создать такой фронт.

    Другой вопрос, что успех наземных и морских операций в значительной мере зависит и от воздушной обстановки. Нынешняя война дала тому много примеров. В мае 1941 года немецко-фашистские войска захватили остров Крит. Многие иностранные военные обозреватели расценивали эту операцию как «новую форму сражения», в котором доминирующая роль принадлежала авиации. Действительно, никогда еще авиация не действовала в таких благоприятных условиях. Немцы обладали здесь абсолютным превосходством в воздухе. Но несмотря на это, они смогли овладеть островом лишь путем высадки воздушных и морских десантов, т.е. исход операции был решен все же не авиацией, а действиями наземных войск. Авиация же играла роль транспорта и обеспечивающего средства.

    Воздушные налеты на вражескую территорию являются составной частью общего стратегического плана сокрушения противника. Удары с воздуха наносят большой ущерб промышленности и коммуникациям неприятеля. Но эти удары не могут, конечно, решить судьбу кампании.

    Дуэ верил в несокрушимость наземной обороны, он считал, что военные действия должны развиваться по следующей схеме: «Оборона на суше и на море, и только в воздухе — решительное наступление». Во Франции также верили в неприступность наземной обороны, а к чему это привело, — известно. Если оборонительная полоса настолько сильна, что ее трудно прорвать, то ее обходят. Так и сделали немцы с линией Мажино. Несостоятельность взглядов Дуэ о непреодолимости наземной обороны очевидна. Столь же несостоятельны и остальные взгляды Дуэ и его апологетов.

    В июне 1940 г. пала Франция. Англия в ту пору была слабо вооружена на земле и слабее Германии в воздухе. Лишь на море она обладала превосходством в силах над своим противником. Если встать на точку зрения дуэистов, следовало ожидать, что фашистская авиация сокрушит Великобританию.

    Воздушные силы Германии в ту пору насчитывали не менее 10 тысяч боевых самолетов, из которых 60 проц. были бомбардировщики. Если считать, что средняя грузоподъемность каждого немецкого бомбардировщика была равна одной тонне, то бомбовый залп воздушных сил фашистской Германии достигал шести тысяч тонн. Основные объекты их бомбардировок находились от аэродромов на расстоянии, не превышающем 300—400 км. Поэтому бомбардировщики, в среднем, могли делать не менее двух вылетов в сутки, иными словами говоря, немцы могли сбрасывать на Англию до 12 тысяч тонн бомб в сутки.

    Кстати сказать, эта цифра самым убедительным образом опровергает доводы Ф. Дрейка. В упоминавшейся уже нами статье «Ключ к победе — в воздухе» он отстаивает такую мысль: чтобы быстро достигнуть разгрома Германии, нет необходимости создавать в Европе сухопутный фронт, — достаточно сбрасывать на германскую территорию ежедневно 12 тысяч тонн бомб, т.е. именно столько, сколько немцы имели возможность сбрасывать на Англию в 1940 году. Но Англия, как известно, не была побеждена ударами с воздуха. Доктрина Дуэ и на сей раз не выдержала испытания на практике. Иначе и не могло быть, ибо эта доктрина порочна в самой своей основе.

    Непомерно переоценивая боевые возможности авиации, Дуэ в то же время совершенно игнорировал противовоздушную оборону. Он утверждал, что в воздухе невозможно создать такую же надежную оборону, как и на земле. Насколько несостоятелен этот тезис Дуэ, видно хотя бы из опыта той же битвы за Англию. За первые десять дней воздушного «блиц-крига» против Англии немцы потеряли 697 самолетов; в последующие 16 дней они лишились еще 562 самолетов, а всего с 8 августа по 31 октября немцы потеряли 2.375 самолетов и принуждены были отказаться от попыток поставить Англию на колени путем только одного воздушного наступления. К слову сказать, эти красноречивые данные приводит тот же Северский, опровергая, таким образом, самого себя.

    Казалось бы, битва за Англию окончательно развеяла надежды последователей Дуэ. Однако не все поборники его доктрины смогли понять это, а некоторые из них продолжают упорно цепляться за эту давно отжившую теорию. Северский в своей статье «Почему потерпел крах германский военно-воздушный флот?» писал: «Тот факт, что немцы потерпели неудачу в нанесении смертельного удара Англии с воздуха, отнюдь не означает, что невозможны смертельные удары с воздуха вообще. Этот факт только означает, что Германия не имела надлежащей подготовки для нанесения подобного удара».

    Не отказываясь от утверждения о возможности для немцев победить Англию с воздуха, Северский, следовательно, видит причину их неудачи исключительно в отсутствии достаточного количества самолетов. Надо ли говорить, что такие рассуждения по меньшей мере наивны! Даже в том случае, если бы немцы имели возможность ввести в действие в два-три или даже в четыре раза большие силы, все равно это не дало бы им победы. Единственным и неоспоримым результатом этого были бы лишь большие разрушения английской промышленности, транспорта и т.д.

    Это понимают и наиболее дальновидные англо-американские военные специалисты. Так, в статье, опубликованной на-днях в журнале «Сатердей Ивнинг пост», американский адмирал Харт опровергает доводы, высказываемые Северским и другими, об абсолютной роли авиации в современной войне. Адмирал Харт подчеркивает, что «Бомбардировщики дальнего действия имеющие высокий потолок, до сих пор не решили вопроса — мы должны считаться с фактами. Немцам не удалось нанести поражения Англии с помощью одних бомбардировщиков. Сейчас союзники пытаются разгромить Германию путем бомбардировок тыловых районов. Я надеюсь, что этот способ ведения войны принесет успех, но он до сих пор не оправдал себя».

    Боевая практика свидетельствует, что при умелом и упорном сопротивлении, как в воздухе, так и на земле, численно превосходящие воздушные силы противника не могут решить не только исхода войны, но даже исхода отдельных сражений. Доказательство этому — Сталинград. Для того, чтобы сломить сопротивление защитников Сталинграда, немцы обрушили на город огромные силы авиации. В отдельные дни число самолето-вылетов немецкой авиации доходило до 2.000. В целом же город пережил бомбовые удары, равные не только налету трех тысяч бомбардировщиков, о котором говорил Дуэ, а налету трижды по три тысячи самолетов. И тем не менее это не сломило обороны Сталинграда и не решило судьбы сражения даже на таком ограниченном участке фронта. Сталинград продолжает мужественную борьбу.

    Таким образом, жизнь на каждом шагу, опровергает и бьет всех старых и всех новых сторонников несостоятельной теории Дуэ.

    Массированные удары английской и американской авиации, если они будут проводиться беспрерывно и в широких масштабах, могут сыграть немалую роль в дальнейшем ослаблении фашистской Германии. Но смешно было бы думать, что только этими бомбардировками можно выиграть войну.

    Роль бомбардировочной авиации в ходе войны — велика. Она призвана проложить путь наземным войскам, ослабив сопротивление противника. Ее мощь является одним из важных факторов, предопределяющих успех боя и сражения. Но это никоим образом не значит, что бомбардировочная авиация всесильна.

    В свете всего этого совершенно очевидно, что силами одной авиации, как это предлагают современные сторонники Дуэ, нельзя сокрушить Германию. Давно пора отбросить изжившие себя и опровергнутые опытом современной войны косные лжетеории. Победу над общим врагом можно достигнуть только путем мощных ударов всех вооруженных сил на земле, в воздухе и на море.

    Источник: Газета «Красная звезда» 11 октября 1942 года

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 01 августа 2016, 10:49
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017