Первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1 против Великобритании
Память История и события

Жители Лондона прозвали самолеты-снаряды «жужжащими бомбами» из-за характерного звука пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Перед самым взрывом двигатель замолкал, и эти несколько секунд тишины, как рассказывают свидетели, наводили ужас на людей.
V-1 («Фау-1») была первой в истории крылатой ракетой, которую применили в реальных боевых действиях. Буква V в ее названии происходит от слова vergeltungswaffe — «оружие возмездия».
В руководстве Третьего Рейха рассчитывали, что «Фау» станет тем самым «чудо-оружием», которое изменит ход войны, однако, несмотря на эффективность ракет, победы они все-таки не принесли.
Регулярные обстрелы Лондона продолжались до сентября 1944 года, последняя бомба упала на город в марте 1945 года.

Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.
После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета «Фау-1».
Всего было запущено около десяти тысяч «Фау-1», из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.

По сравнению с современными крылатыми ракетами «Фау-1» была устроена довольно примитивно — ее запускали, она летела по прямой, и, пролетев определенное количество километров, падала вниз, взрываясь.
Перед взрывом двигатель выключался и снаряд падал вниз в тишине, наводившей ужас на лондонцев. Это продолжалось с десяток секунд.
Как рассказывал в интервью Би-би-си британский историк из Университета Хоуп в Ливерпуле Эрик Гроув, среди жителей британской столицы бытовало убеждение, что у ракеты просто кончалось топливо.
«У ракеты была довольно примитивная система наведения — в носовой части был пропеллер, который должен был провернуться определенное количество раз. И после этого числа оборотов воздушные рули направляли ракету вниз. И когда она начинала пикировать, то система впрыска просто отказывала. Немцы затратили немало усилий, чтобы справиться с этой неполадкой, но она имела большой психологический эффект», — рассказал он в интервью Би-би-си.

В самом конце войны, по многочисленным мемуарам, надежда на чудо для очень многих немцев оставалась единственной опорой, которая помогала хоть как-то держаться. Однако этот термин был не просто пропагандистской выдумкой Йозефа Геббельса — на самом деле в нем нашло отражение увлечение Адольфа Гитлера новыми и необычными видами оружия.
Оно стоило Третьему Рейху приличных денег, потраченных на создание сверхтяжелых и малоэффективных танков, или подземной многокамерной пушки, способной стрелять по целям в Англии, но так и не сделавшей ни единого выстрела.
Однако были среди таких проектов и удачные, например, реактивные истребители и бомбардировщики, баллистическая ракета «Фау-2» и, наконец, «Фау-1».

У «Фау-1» при всех достоинствах были серьезные недостатки. Самый большой из них — полное, стопроцентное отсутствие маневренности.
Ракету запускали с материковой части Европы в сторону Лондона, она пролетала определённое количество километров строго по прямой и падала. И все. Она не могла ни увернуться от атаки истребителя, ни сманеврировать при обстреле зениток, ни подняться выше аэростата заграждения.
Любое резкое изменение положения в пространстве приводило к падению. Многие истребители пользовались этим и просто наклоняли ракету в полёте, подтолкнув крылом, либо даже просто направляя на неё турбулентный поток от винта, который опрокидывал «Фау».
Это был не просто эффектный трюк — расстреливать снаряд с тонной взрывчатки было непросто, взрыв мог уничтожить и сам перехватчик.
Вскоре была разработана и новая стратегия борьбы с ракетами с помощью… агентурной сети.
Примитивное наведение при помощи крыльчатки на носу не позволяло корректировать ее курс во время полета — выпущенная ракета падала через определенное время.

«Мы тогда контролировали каждого немецкого шпиона в Англии, и почему бы не заставить их передавать неверную информацию о ракетах? Если в Люфтваффе будут думать, что ракеты перелетают Лондон, то они сократят дистанцию до цели. И понятно, что будет лучше, если „Фау“ будут взрываться в районах с не очень высокой плотностью населения, скажем в Кенте или Сассексе, чем в Лондоне. На самом деле потом было подсчитано, что падение ракет в Кенте и Сассексе, что иногда приводило к уничтожению домов, тем не менее уменьшило число жертв наполовину от возможного», — рассказал Эрик Гроув.
Сбитые или не долетевшие до Лондона самолеты-снаряды падали на территории графств Сассекс, Кент и других — эти места вскоре стали самыми опасными в Англии.

Перехватчики, зенитки, бомбы
Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени.
Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд.
Пулеметы не годились — их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило — при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик.
В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon — истребитель, получивший название Tempest.

Всего на счету этого самолета 638 сбитых «Фау-1». Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд «Темпеста» не побила ни одна машина.
Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей.
Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто.
Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая — «Фау-1» могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.
Самым логичным казалось уничтожить пусковые установки. Лишь малая часть «Фау-1» запускалось с летящих бомбардировщиков.
Большинство ракет стартовали с пологих рельсов длиной в 45 метров. Пусковые позиции было очень непросто обнаружить.

Этим занималась специальная служба Королевских Военно-Воздушных сил. В задачу операторов этой службы входило скрупулезно изучать фотографии воздушной разведки, выискивая иголку в стоге сена — и эта метафора тут не является большим преувеличением, поскольку пусковые рельсы на снимках такого качества выглядели как обычные царапины. Но все-таки их находили.
Это была игра в кошки-мышки. Немцы прятали свои пусковые установки, которые британская разведка называла «лыжи», и устанавливали самолеты-снаряды на них в последний момент, чтобы нужно было только заправить и запустить.
В ответ аналитики КВВС совершенствовали свои навыки. Борозды на земле, тянущиеся вдоль по направлению к побережью, были следами пусков, и они часто выдавали ракетчиков с головой.
Бомбить эти цели было непросто — даже 617-я эскадрилья КВВС, знаменитые «Дамбастеры», вынуждена были разработать специальную тактику — сбрасывать маркеры, чтобы лучше целиться.
Массовые бомбардировки прекратились в сентябре, когда союзники добрались до пусковых установок «Фау» во Франции. Немцы еще пытались запускать ракеты из Голландии, увеличив дальность за счет уменьшения веса взрывчатки, но по мере продвижения союзников воздушные атаки становились все реже и реже. Последняя «Фау-1» упала на территории Англии в марте 1945 года.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.