О советских ассах («Красная звезда» от 13 сентября 1942 года)
Память История и события

    Заметки
    летчика-истребителя

    Многие наши летчики-истребители отметили свой путь в отечественной войне десятками воздушных побед. Они сбивали фашистов как в одиночных поединках, так и действуя в группе. Но каждая такая победа явилась следствием индивидуального мастерства летчика, которое дало ему возможность одержать верх в огневом и маневренном состязании с противником. Следуя их примеру, действуют и соседи. Наиболее опытные летчики являются тем организующим ядром, вокруг которого собирается вся группа. Они пользуются вполне заслуженным боевым авторитетом, их называют ассами.

    Верно ли то, что каждого опытного летчика, сбившего большое количество вражеских самолетов, надо уже называть ассом? С другой стороны, правильно ли всегда поручать ему вождение группы и организацию боя?

    История военной авиации хранит имена первоклассных мастеров воздушного боя. Десятки побед были одержаны ими в поединках с воздушными противниками. Эти воздушные снайперы, родившиеся в сражениях первой мировой войны, получили международное имя «асс». Каждый из них, сражаясь на том или ином участке фронта, служил примером для летчиков своей группы и был грозой для пилотов противника. Асс пользовался своими, индивидуальными, приемами воздушного боя, он обладал высокими летными навыками, хитрил, обманывал врага и с предельной меткостью поражал его в любой обстановке. Тактика асса основывалась на безупречном знании слабых сторон противника, максимальном использовании в момент боя летных качеств своей машины, на смелости и дерзости, сочетаемых с трезвым расчетом. Это и делало его неуязвимым.

    Современный воздушный бой отличается от тогдашнего. Более совершенная авиационная техника, большой диапазон маневра, массовость схваток и другие условия ставят в иное положение летчиков-истребителей. Они сражаются совместно с другими родами авиации, действуют в определенных боевых порядках, дерутся с врагом в различных условиях воздушной обстановки. И место отличного воздушного бойца — асса — ныне другое. Если, скажем, ассы первой мировой войны в ряде случаев сражались в одиночку, то теперь их место, прежде всего, в групповом бою. Асс прошлых войн имел дело с противником, летающим на машине, легко выводимой из строя. Сейчас летчик-истребитель воюет с противником, надежно защищенным броней. Первые ассы часто дрались лишь в хорошую погоду, чуть ли не только при ясном небе. Сейчас летчик может пилотировать самолет в облаках и тем самым маскировать свою атаку от неприятеля, делая ее внезапной в полном смысле этого слова. Возможности маневра, применения хитрости в современном воздушном бою безграничны.

    Многие наши летчики-истребители часто одерживают победы над немцами. Но это еще не значит, что каждый из этих летчиков может называться ассом. Советский асс — выдающийся мастер одиночного и группового воздушного боя. Неверно было бы формально считать ассами нескольких летчиков эскадрильи или полка только потому, что на их личных счетах числится определенное количество уничтоженных самолетов врага, и не поставить этих летчиков в такие условия, где бы они в полной мере могли использовать свои качества отличного воздушного бойца. Не менее ошибочно было бы определять боевые задачи такого летчика лишь только тем, что он будет всегда водить подразделение в бой и тем самым в известной степени связывать свое личное мастерство летчика-истребителя.

    В этом отношении весьма характерен пример боевой работы летчика-истребителя лейтенанта Щетилова. Он выделялся из всего состава полка своей техникой пилотирования, которая не раз помогала ему выходить победителем из неравных схваток с немцами. Был случаи, когда ему одному пришлось вести яростный бой с 12 «МЕ­109ф». Щетилов в этой схватке применил свой прием горизонтального маневра, которой в полку мог делать только он один. Его ЯК буквально волчком вертелся у самой земли, производя виражи даже с отрицательным углом. Эта фигура высшего пилотажа, сочетаясь с не менее искусным вертикальным маневром и метким огнем, дала возможность Щетилову сбить в этом бою два «Мессершмитта», разогнать остальных немцев и вернуться на свой аэродром без единой пробоины. За две недели воздушных боев Щетилов сбил восемь «МЕ­109ф».

    Командир полка майор Кошевой стал постоянно назначать лейтенанта Щетилова, как наиболее отличившегося летчика, ведущим группы молодых летчиков. Это резко снизило боевые качества Щетилова — мастера индивидуального боя. Он невольно был ограничен в маневре, и хотя водил свою группу умело, но проявить в должной мере личные качества уже не мог. В данном случае командир полка не сумел оценить индивидуальные особенности Щетилова, не нашел ему достойного места в воздушном бою. Вместо того, чтобы всячески развивать его наклонности, как летчика-асса, поручил ему руководить групповым боем, считая, что это — наиболее подходящее место для лучшего летчика полка. В результате Щетилов по существу не стал ассом полка, хотя имел для этого все данные.

    Ассы, прежде всего, должны быть лучшими воздушными бойцами, которых надо заботливо и тщательно отбирать из числа наиболее опытных, умелых и талантливых летчиков. Во это лишь незначительная, самая маленькая часть работы. Главное — впереди. Воспитать асса — не такое простое и легкое дело, как думают некоторые командиры. Надо, чтобы эти мастера воздушного боя хорошо усвоили и поняли свои боевые задачи, которые порой отличаются от задач других летчиков эскадрильи или полка. Задача советского асса — собрать в себе все лучшее, что накоплено за всю историю существования этой категории воздушных бойцов. Тактика их сложна и многогранна. В последних войнах она обогатилась новым боевым опытом. Этот опыт нужно старательно изучать, откинув всякое бахвальство и чванство, отбирать все лучшее и использовать для борьбы с врагом.

    Однако порой даже из уст серьезных командиров, разбирающих вопросы воздушного боя, можно слышать пустые, полные некоторого бахвальства, слова, в которых сквозит пренебрежительное отношение к врагу: «Что там какие-то фашистские воздушные снайперы! Да их наш любой «У­2» перекроет! Они только против наших «У­2» и годятся...» Нужно ли говорить, что подобный легковесный тон совершенно несовместим с серьезной работой, которая должна идти все время в среде летчиков-истребителей, желающих по-настоящему, с наименьшими потерями и большим боевым эффектом бить воздушного противника, активно бороться с немцами, стремящимися завладеть превосходством в воздухе.

    В этой борьбе советские ассы могут и должны занять почетное место. Их тактика, основанная на прекрасном владении самолетом, меткой стрельбе и свободном маневре, должна быть полна самых неожиданных приемов боя. Вот идет столкновение крупных групп самолетов. Ассы участвуют в нем на своих особых, заранее определенных местах. Они не маневрируют в центре схватки, а находятся где-то выше, зорко следя за ходом боя. Одни или два вражеских самолета оторвались от общей массы. Асс молниеносной атакой поражает их и вновь возвращается на свое место, чтобы, повторив маневр, сбить еще несколько вражеских машин.

    Вот курсом на наши позиция идут немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями. Навстречу им поднимается эскадрилья наших ЯК'ов или ЛАГГов. С эскадрильей идут и ее ассы. Их задача — в то время, когда другие летчики ломают строй бомбардировщиков и отгоняют от них истребителей противника, улучить удобный момент и уничтожить ведущего неприятельской группы, а потом — точными атаками уничтожать поодиночке связанных боем других немецких пилотов.

    Вот в небе появился фашистский разведчик. Не кто иной, как асс, должен сбить немца, на какой бы высоте он ни шел, какой бы хороший маневр он ни применил, чтобы уйти в свое расположение. Вот немецкие «охотники» рыскают по нашим коммуникациям в поисках легкой поживы. Завидев группу наших истребителей, они попытаются избежать боя. Мастерство ассов будет состоять в том, чтобы, вылетев парой из засады, сразить этих «охотников» и отвадить других от дальнейших попыток перелетать линию фронта.

    Вот вдвоем или вчетвером советские ассы, искусно обойдя вражеские воздушные патрули, проникают в тыл в немцам. Они нападают на собирающиеся взлетать с аэродромов группы вражеских самолетов или же, выследив их маршруты, подкарауливают их и уничтожают несколько машин, срывая замысел врага. Вот асс ведет группу летчиков в бой. Он организует разгром врага, руководит боем, заражает своим мастерством и энтузиазмом ведомых и добивается победы над противником. Трудно перечислить все приемы ассов, основанные на дерзком расчете, военной хитрости, точном, соколином ударе!

    Боевое творчество советского асса должно быть безграничным. Оно будет направлено на то, чтобы выполнять самые ответственные боевые задачи. Решая их, асс должен быть свободен в выборе маневра: как маневрировать, ему подскажут знания, опыт и чутье первоклассного мастера воздушного боя. Создавая и воспитывая кадры советских ассов, командир обязан повседневно заботиться о том, чтобы их боевое мастерство непрерывно росло, чтобы ассы искали и находили все новые и новые приемы боя, оттачивали свой маневр, доводя его до совершенства.

    Все летчики эскадрильи отлично пилотируют самолет, но асс должен пилотировать лучше всех, делая такие фигуры боевого пилотажа, которые доступны только для него, как самого лучшего летчика подразделения. Применяя эти фигуры в бою, он будет поражать любого немецкого пилота, оставаясь неуязвимым. Все летчики эскадрильи ведут пристальное наблюдение за воздухом, асс — зорче и наблюдательнее всех, он первым видит противника, откуда бы тот ни появился. Все летчики эскадрильи отлично ведут огонь, но стрельба асса должна быть точнее всех, он не просто осыпает пулями самолет врага, а безошибочно с различных дистанций поражает его самое уязвимое место. У всех летчиков эскадрильи есть выдумка и хитрый прием поя, но асс хитрее и расчетливее всех. Его действия озадачивают немецкого пилота: на внезапность нападения он отвечает двойной внезапностью и берет верх над любым противником.

    На отдельных участках фронта, где враг сосредоточивает свои основные воздушные силы, кадры советских ассов могут сыграть исключительную роль в борьбе за превосходство в воздухе. Здесь их действия должны принимать характер массовых полетов на широком фронте. Группами в четыре, шесть, восемь и больше самолетов советские ассы, не связанные другими задачами, свободно маневрируя и настойчиво разыскивая себе цели, нанесут врагу серьезные потери.

    Групповые полеты ассов в таких условиях сделают их неуязвимыми. Об этом свидетельствует пример из недавних боев на сталинградском участке фронта. Сюда немцы выбросили группу своих ассов. Однажды с ними встретились наши опытные, специально объединенные в одно подразделение летчики. Бой был неравным: 18 ЯК'ов против 35 «Мессершмиттов» последней марки. Итог боя — шесть сбитых немецких самолетов без единой потери у наших летчиков. Бой был блестяще выигран прежде всего потому, что против немецких ассов выступила группа отборных советских летчиков. При дальнейших встречах с ними немецкие пилоты тоже неизменно несли потери. Опыт боевой работы этой группы характерен тем, что она, не имея потерь за три недели, выполняя задачу уничтожения немецких бомбардировщиков и истребителей, сбила 51 вражеский самолет.

    Советский асс — самый лучший, передовой летчик-истребитель. Он в совершенстве владеет техникой и тактикой воздушного боя. Его смелость, стойкость и отвага вместе с выдающимся знанием дела создают ему условия превосходства над врагом. Долг командиров — повседневно заботиться об этих кадрах, выращивать в своем полку ассов, ставить им определенные задачи, решающие успех боя. Каждый летчик-истребитель должен стремиться стать советским ассом. Путь к этому — непрерывный рост и отшлифовка своих боевых качеств и знаний.

    Майор М. РОТЧЕНКО.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 13 сентября 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 10 апреля 2016, 08:57
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018