Воздушные бои под Сталинградом («Красная звезда» от 4 сентября 1942 года)
История и события

    Как сообщало Информбюро, за несколько дней боев на подступах к Сталинграду немцы потеряли 92 самолета. Это свидетельствует о том, что воздушные бои здесь выходят из рамок обычных боев. На этом участке действий немецкое командование делает ставку на массированные удары с воздуха. Вражеская авиации стремится проложить путь к городу своим наземным войскам. Немцы стянули сюда авиацию не только с соседних участков фронта, но даже из Европы.

    Готовясь к наступлению, немцы прежде всего ввели в дело несколько групп своих истребителей, поставив им задачу — блокировать наши аэродромы. Ежедневно группы по 6—8 «МЕ­109ф» несколько раз появлялись над районами базирования нашей авиации. Это были уже не прежние «охотники» за одиночными самолетами. У пилотов «МЕ­109ф» заметна большая активность. Зачастую они вступают в бой с нашими истребителями. Приемы их нападения на аэродром обычны — стремление к внезапным атакам, выжидание наиболее благоприятных условий для налета. Чаще всего такими условиями являлись моменты посадки или взлета наших машин. Истребители, по-видимому, были использованы врагом также для изучения разведки наших войск и оборонительных сооружений. Характерно, что бомбардировщики в это время почти не появлялись над нашими аэродромами. Свою ударную силу немцы сохраняли для наступления.

    Напряженные воздушные бои происходили над линией фронта и особенно над Доном, где шла борьба за переправы. Просочившись на западный берег реки, немцы под прикрытием своей авиации и артиллерии стали наводить множество переправ. Однако этому все время мешали наши штурмовики, разрушая переправы, уничтожая большое количество техники и живой силы врага. Особенно эффективны удары штурмовиков, которыми командует полковник Срывкин. Во время одного налета группа ИЛ'ов из его части не только разрушила наведенную немцами переправу, но и уничтожила около 80 автомашин, до 10 танков, много солдат и офицеров. Этим умело воспользовались наши наземные войска. Они разгромили группировку фашистов, вышедших на восточный берег Дона.

    Немцы значительную часть своих истребителей бросили для противодействия нашей штурмовой авиации. В боях над переправами определилась до некоторой степени их новая тактика. Дело в том, что ИЛ­2 был широко использован не только как штурмовик, но и как дневной бомбардировщик. Чаще всего группа ИЛ'ов подходила к цели на средних высотах. Сбросив бомбы с крутого планирования, летчики постепенно снижались, последовательно расходуя противотанковые снаряды и пулеметно-пушечный боекомплект. Уход от целей, которые немцы обычно прикрывали солидным количеством средств противовоздушной обороны, производился на средних высотах. Это позволяло ИЛ'ам успешно маневрировать в зоне зенитного огня и обороняться против воздушных атак. Истребителям сопровождения такой способ действий облегчал выполнение задач на прикрытие штурмовиков.

    До сих пор немцы атаковывали ИЛ'ы главным образом на бреющем полете. Сейчас они по-прежнему продолжают наряжать «охотников» и вместе с тем стали выделять специальные группы «Мессершмиттов», которым ставится задача: атаками сверху заставить штурмовиков снизиться и также откалывать от строя штурмовиков. Если только тот или иной штурмовик отставал, его немедленно атаковали снизу истребители противника, дежурившие на бреющем полете. Кроме того для обороны переправ немцы широко применяли засады. Непосредственно около Дона фашисты создали несколько полевых посадочных площадок, откуда истребители взлетали в момент подхода наших штурмовиков к цели.

    Несмотря на сильное противодействие зенитных средств и истребителей, наши штурмовики несли сравнительно небольшие потери. Объясняется это, прежде всего, умелой работой наших сопровождающих истребителей. В большинстве случаев они отражали атаки немцев и не отрывались от ИЛ'ов. В этом отношении характерен эпизод с капитаном Рыбиным, который, сопровождая поврежденный ИЛ, сумел отразить несколько атак немцев, сбить два «МЕ­109» и благополучно довести штурмовика до своего аэродрома.

    Начав непосредственное наступление на Сталинград немцы, чтобы обеспечить действия своих бомбардировщиков, попытались вытеснить наших истребителей с поля боя. Одновременно враг усилил блокировку наших аэродромов. Непосредственно с бомбардировщиками обычно следовали лишь небольшие группы истребителей отсечения.

    Характерными для немцев на этом участке фронта являются продолжительные удары с воздуха по боевым порядкам наших войск. Во время этих нападений немецкая пехота и танкисты с помощью ракет указывают своим пилотам направление на цель. Так, например, на одном участке немцы прорывались в полосе 3—4 километра. Все, что могло препятствовать движению вражеских колонн, немцы подвергали бомбардировке. Нашим истребителям пришлось приложить много усилий, чтобы снизить эффект вражеских бомбардировок.

    Неприятель бомбит в этом районе населенные пункты и самый Сталинград. В своих бомбардировочных налетах враг стремится посеять панику среди войск и населения с тем, чтобы легче было ворваться в населенный пункт мелкими группами танкистов и автоматчиков, просочившимися через боевые порядки наших войск. Налетают обычно крупные группы с разных направлений. Например, в один из первых дней своего наступления немцы бросили на Сталинград около 150 самолетов, налетавших с трех сторон. Это не было неожиданностью для войск, обороняющих Сталинград. На подступах к городу вражеская авиация была встречена нашими истребителями, а затем зенитной артиллерией. Через 30—40 минут немцы потеряли 47 самолетов. В этом бою особенно отличились летчики, которыми командует Герой Советского Союза полковник Данилов. Они сожгли 18 вражеских машин. Успех этих летчиков достигнут тем, что они правильно оценили обстановку и все свои силы направили для удара по бомбардировщикам врага. Они хорошо использовали свои самолеты, отлично вооруженные для борьбы с тяжелыми типами неприятельских машин.

    Воздушное сражение под Сталинградом не утихает ни днем ни ночью. Обстановка в воздухе остается напряженной. Воздушные защитники Сталинграда должны умножить свои усилия в борьбе с немецкими бомбардировщиками и истребителями, активно взаимодействуя с наземными войсками, обороняющими город.

    Майор В. ДАВЫДОВ.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 4 сентября 1942 года

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 29 февраля 2016, 11:03
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017