Встречный танковый бой северо-восточнее Котельниково («Красная звезда» от 11 августа 1942 года)
Память История и события

    (От специального корреспондента «Красной звезды»)

    Было только известно, что свыше ста танков противника прорвались на одном из участков боев и движутся на северо-восток. Остальные сведения носили отрывочный характер. Враг перехватил одну дорогу, овладел несколькими населенными пунктами. Летчики сообщили о движении колонны вражеской мотопехоты и подразделений самоходной артиллерии. В целом обстановка была весьма неясной, что и свойственно встречным столкновениям.

    Командир танковой части полковник Танасчишин получил приказ — выдвинуться навстречу неприятельской группе, найти ее, сковать активными действиями и остановить. Совершив скоростной марш по степи в условиях темной, безлунной ночи, эта часть к утру выдвинулась в район северо-восточнее железнодорожной станции Котельниково. Экипажи бронированных транспортеров, посланные в разведку, донесли, что один разъезд захвачен противником. Там было сосредоточено до полка немецкой пехоты и большое количество танков. Железнодорожная станция, находившаяся юго-западнее, была еще в наших руках. Экипаж одной машины, только что возвратившийся из разведки, сумел проникнуть на эту станцию и связался с командиром, оборонявшим ее. Командир экипажа доложил, что вчера к исходу дня немцы подошли к станции и сделали попытку овладеть ею. Однако они наткнулись на упорное сопротивление нашей пехоты. Тогда враг уклонился от боя и, свернув в степь, обошел обороняемый рубеж в надежде, что наша пехота, почуяв угрозу своим коммуникациям, сама начнет отход. Но стрелковая часть осталась на месте до конца защищать свой рубеж, не боясь угрозы окружения. Командир полка приказал разведчику передать танковому начальнику, что ведет бой со сковывающей группой противника и что главными силами враг вышел к району разъезда. В связи с этим сообщением обстановка значительно прояснилась.

    Во встречном бою, характеризующемся неясностью положения сторон и своей скоротечностью, преимущество имеет тот, кто первый возьмет инициативу в свои руки, быстрыми и активными действиями навяжет противнику свою волю. Возрастающий темп активности должен принудить врага перейти к обороне и если не сразу, то в последующих боях обеспечить разгром неприятеля. Но для этого нужна быстроподвижная, дерзкая и решительная разведка, позволяющая действовать наверняка. В данном примере разведка как раз и проявила все эти качества.

    Взвесив полученные данные, полковник Танасчишин приказал группе танков, возглавляемых тов. Климчуком, внезапно атаковать врага у разъезда. Предусматривалось нанести удар с восточной стороны железнодорожного полотна. Одновременно группа машин была выброшена в обход врага на запад. Одно подразделение получило задачу обойти немцев слева и, установив связь с пехотным начальником, оборонявшим станцию, нанести удар по немцам с юго-востока. Ввиду того, что подразделение должно было неизбежно оторваться от основных сил части, оно могло поддерживать связь с командованием только по радио.

    Танковая группа Климчука сосредоточилась в небольшой рощице. Там она развернулась и вышла в степь. Несмотря на открытую местность и ясную видимость, появление наших сил здесь в этот момент было неожиданностью для немцев. Выдвинув вперед сильный заслон из орудий самоходной артиллерии, они не приняли танкового боя, а убрали свои машины из-за насыпи и направили их в степь в северо-западном направлении.

    Стало ясно: враг боится утратить мощь своего бронированного кулака. Попав в невыгодное положение, он хотел вывести танки из-под удара, чтобы сразиться в другой, более благоприятной обстановке. Командир нашей танковой группы понимал, что ликвидацией именно этого танкового кулака врага сейчас можно «обрезать крылья» всей группировке противника. Опыт боев показал, что, когда немцы теряют свои танки, стойкость других родов их войск падает. Поэтому тов. Климчук изменил направление удара. Он не полез на орудия, а свернул направо, тоже перевалил через полотно железной дороги и бросился наперерез врагу, чтобы атаковать танки. Командир решил навязать немцам невыгодный для них встречный танковый бой.

    Враг так и не сумел уйти в степи. Ему преградила путь группа наших машин, своевременно высланная на запад. Тогда фашисты свернули на северо-восток и начали двигаться параллельно железной дороге, оставляя ее справа. У небольшой гряды пологих холмов их встретил Климчук и принудил к бою, который развернулся с хода. Численный перевес был на стороне немцев, но инициатива принадлежала нашим танкистам. Они яростно и стремительно обрушились на фашистов. Сравнительно быстро 12 немецких машин были зажжены. Наше подразделение потеряло 3 машины.

    Немцы, попав в тяжелое положение, попытались нанести группе наших танков фланговый удар. Они выделили 18 машин и пустили их в обход вдоль насыпи железной дороги. Уловка врага была своевременно замечена. Средние танки, поставленные в засаду на узком месте, встретили фашистов кинжальным огнем. В коротком бою было уничтожено еще 9 танков. Остальные повернули обратно. В этой схватке наши машины получили повреждения, но благодаря стойкости и умелым действиям экипажей их вывели в тыл, быстро восстановили и бросили в бой.

    Потерпев неудачу в первом столкновении, противник начал отступать к разъезду. Он укрылся за расположение своей артиллерии и мотопехоты. Но и здесь враг не имел возможности спокойно привести себя в порядок. Танкисты атаковывали его с фронта и флангов, прочно удерживая в своих руках инициативу.

    Одна рота танков с десантом автоматчиков на броне обрушилась на немецкие позиции, расположенные у полотна железной дороги. Враг встретил отряд сильным пулеметным и орудийным огнем. Автоматчики сошли на землю и вступили в борьбу с огневыми точками и мотопехотой противника, расположившейся в окопах. Тем временем танки прорвались в глубь обороны и огнем, а также гусеницами стала наносить врагу большие потери. Затем наши машины повернули обратно, взяв на броню автоматчиков, и быстро ушли в исходное положение для заправки горючим и пополнения боеприпасами. Такие смелые атаки повторялись несколько раз. Наши автоматчики неоднократно вступали в рукопашные схватки с фашистами. Врываясь в окопы, они стреляли в упор, метали гранаты, действовали прикладом автомата.

    Ожесточенные бои происходили юго-восточнее железной дороги. Рядом ударов с фланга и частично с тыла танкисты истребили 14 немецких машин и парализовали активность других вражеских танков, принудив их к обороне. Немцы были вынуждены распылить свои силы и принять бой в невыгодных условиях.

    Позже было установлено тесное взаимодействие с пехотой, оборонявшей железнодорожную станцию. Положение противника еще более осложнилось. Атакованный с фронта, с фланга и частично с тыла, он потерял инициативу и целиком перешел к обороне.

    Действия танкистов протекали в трудных условиях. Они находились в отрыве от своих основных сил, имея ненадежные коммуникации. Однако связь с командованием непрерывно поддерживалась с помощью радио.

    Встречное столкновение продолжалось весь день. Было истреблено 36 немецких танков. Несколько десятков самоходных орудий, сотни солдат и офицеров. Зенитные орудия и пулеметы сбили 7 бомбардировщиков. В целом танкисты умело провели этот встречный бой с численно превосходящим противником.

    Этот бой, как и другие, показывает, что немецкие экипажи по возможности избегают встреч с нашими танками. Орудие немецкой машины редко пробивает нашу броню. Советская пушка пронзает немецкий танк. Были случаи, когда наш средний или тяжелый танк тараном разбивал вражескую машину. Между прочим все чаще можно встретить на поле боя немецкие танки в новой окраске. Вместо устрашающего темного цвета с рисунками черепов и драконов фашисты красят теперь свои машины в защитный зеленый цвет.

    Старший батальонный комиссар
    Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.


    По материалам: Газета «Красная звезда» 11 августа 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 18 ноября 2015, 11:50
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021