С кем был бог в годы ВОВ? (Часть IV)
Память История и события

    … ЧАСТЬ III

    С кем был бог в годы ВОВ?В преддверии празднования 60-летия Победы Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (фамилия в миру Ридигер) и другие деятели выступили на церковно-общественной конференции «За други своя: Русская православная церковь и Великая Отечественная война». [1] Суть форума сводилась к следующему: вклад Русской Православной Церкви в общенародную победу над фашизмом на самом деле решающий и в годы безбожной советской власти замалчивался.

    Сейчас церковь может потешаться над историей: большинство ветеранов-участников ВОВ умерло, а власть в правде не заинтересована. Алексий II бесстыдно заявлял: «Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима…». [1]

    Полпред президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко на той же конференции поддакивал: «Великая Отечественная война показала, что атеистическая идеология не способна вдохновить народ на борьбу с врагом». [1]

    Замначальника главного управления по воспитательной работе Вооруженных сил РФ контр-адмирал Юрий Нуждин вообще выдал пёрл: «В годы войны религиозное пробуждение коснулось всей армии, от солдата до маршала…». Хоть стой, хоть падай… Ещё Нуждин заявил: «РПЦ не только вдохновляла солдат, офицеров и тружеников тыла на защиту Отечества, но и собирала денежные пожертвования на формирование танковых колонн и авиаэскадрилий, а также металлолом, одежду и обувь для армии». [1]

    Итак, место религии в немецких войсках и их приспешников-коллаборационистов было освещено в предыдущих частях. Разберёмся — какая же была ситуация в СССР в годы ВОВ с религией в реальности?

    Религия в советском государстве


    В годы Советской власти религиозная жизнь разных концессий сошла практически до нуля. Мало того, что вера в Бога в народе утратилась, так ещё многие священники были репрессированы – расстреляны или сидели по лагерям. Сейчас модно утверждать, что большевики ненавидели религию и уничтожали священников просто так, из злобы…

    Все ли репрессированные были чистыми агнецами, невинными жертвами кровавого сталинского режима? Вряд ли — известно, что большинство священников в годы Гражданской войны помогали «белым» — в армии генерала Деникина насчитывалось около тысячи священников, в армии Врангеля — более пятисот, в армии Колчака — несколько тысяч. Естественно, что после их поражения, из оставшихся на территории СССР священников часть поддерживала связи с РПЦЗ или шпионили в пользу белогвардейских организаций за границей.

    Можно, конечно, не верить советским пропагандистским источникам, которые пишут об активной антисоветской поповской деятельности в предвоенном СССР, и не только устной. Это очевидно, что священники разных мастей, как и бывшие белогвардейцы, были недовольны победой «красных» в гражданскую войну и легко вербовались вражескими разведками. По тенденциозному источнику попы расклеивали тайком антисоветские объявления, агитировали, срывали коллективизацию, устраивали на своих квартирах шпионские явки и др. Кроме собственно священников карательные органы СССР вылавливали и сектантов. Например, немецкая секта «танцбрудеров» («танцующие братья») в Поволжье срывала в коллективизацию, губила скот, портила сельхозмашины. Суд над ними в 1935 году установил переписку вожаков секты и получение денег из Германии.

    Конечно, под жернова репрессий попали и невинные жертвы, как в пословице: «лес рубят – щепки летят».

    Данные по репрессиям священников Русской Православной Церкви выглядят так: «На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось не более 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне войны Западных областей Украины и Белоруссии) на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 году к началу 1939 года действующих осталось лишь 4. Только в 1936 и 1937 годах было арестовано более 70 епископов, многие из которых были или сразу расстреляны, или потом погибли в лагерях и тюрьмах, или же отправлены в ссылку. Было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей».

    В другом источнике несколько иные цифры: «По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ только с 1937 по 1941 год было репрессировано 175800 представителей православного духовенства, из которых расстреляно было 110700. Следует отметить, что наряду с православными священнослужителями, монахами и монахинями эти цифры включают в себя псаломщиков, послушников и послушниц, церковных старост, многих членов семей духовенства, а также представителей немногочисленного обновленческого духовенства».

    В третьем источнике: «Из насчитывавшихся в 1914 году 67108 церквей и часовен действующими в 1941 году на территории СССР оставались около 350; из 64 правящих архиереев и 66140 членов приходского духовенства служение осуществляли 4 архиерея и не более 500 священнослужителей».

    Как видно, по разным источникам (если, конечно, им верить) было уничтожено от 50 до 110 тыс. «служителей культа». Советская власть по праву называлась православными священниками «богоборческой». Неправы они были в одном – она не была «сатанинской», а она была, как никогда ещё в России, народной. Священники же рассматривались властью, как «паразитический» класс, анахронизм.

    Хотя простые люди с неохотой расставались с верой в Бога. Всесоюзная перепись населения, проведённая в январе 1937 года, показала, что две трети сельского и одна треть городского населения СССР считают себя верующими. В источнике по этому поводу подробнее: «… по переписи 1937 года, включавшей вопрос о религии, 56,7 процента ответивших на этот вопрос засвидетельствовали о своей вере в Бога...».

    * * *


    С другой стороны есть документ, датированный 12 сентября 1933 года, написанный Сталиным к В.Р. Менжинскому, приведём полностью:

    «В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.

    Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

    На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества.

    Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества».

    Как видно, храмы рассматривались в качестве памятников старины.

    * * *


    Некоторые православные священники это и понимали, что выбор коммунизма – это сознательный выбор славянского народа. Уже в 1927 году заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола (т.е. заместитель заместителя Патриарха) митрополит Сергия (Страгородский), сам будущий Местоблюститель, составил декларацию о мирном отношении РПЦ с властью:

    «Одной из забот почившего нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильное отношение к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования… Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мной православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне Временного патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона. Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства,… а с нашим народом и с нашим правительством. Теперь наша православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и, по гражданским законам, вполне легальное центральное управление, а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д.

    Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, благоволившему о Святой нашей Церкви. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Недаром ведь Апостол внушает нам, что тихо и безмятежно жить во всяком благочестии мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2.2), или должны уйти из общества...».

    С кем был бог в годы ВОВ?Митрополит Сергий (Страгородский) и Патриарх Тихон

    Это был первый шаг церкви к государству, за границей он рассматривался как однозначное предательство духовных убеждений и «белого дела».

    Реально уже до войны репрессии к религиозным концессиям, оставшимся в СССР, прекратились. Есть документ, датированный 1939 годом о смягчении отношения государства к Православной Церкви:

    «ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N98 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ОТ 11.11.1939 г.

    Решение от 11 ноября 1939 года Вопросы религии.

    По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:

    1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.

    2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666 – 2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред.

    ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК – СТПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, – отменить.

    3) НКВД СССР провести ревизию осужденных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

    4) По вопросу о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

    СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН»

    Таким образом, является явной ложью утверждение, что только тяжелейшие поражения в 1941 году заставили «сатанинскую» безбожную советскую власть вспомнить о Церкви, снизить темпы террора против Церкви. А может Сталин догадывался, что грянет тяжёлая война и решил заранее увеличить количество довольных политикой государства в стране?

    Начало Великой Отечественной войны и позиция православных священников


    Ключи от будущего лежат в прошлом
    народная мудрость


    22 июня 1941 года через несколько часов после начала войны патриарший местоблюститель (т.е. исполняющим обязанности патриарха) митрополит Сергий (Иван Николаевич Страгородский) выступил с воззванием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое он сам и напечатал на пишушей машинке. Патриаршее послание было разослано по всем приходам советской Русской Православной Церкви. 26 июня 1941 года в Богоявленском (ныне — Патриаршем) соборе г. Москвы, митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству. Он призвал к советских верующих к защите Родины. Всего же за годы войны Сергий обращался с такими воззваниями 23 раза. Защищать страну призвал и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, правда, лишь 10 августа 1941 года. В своём обращении он упомянул Д. Донского, А. Невского и Наполеона. Также с воззванием обращался киевский митрополит Николай.

    С кем был бог в годы ВОВ?Митрополит Сергий (Страгородский)

    Вопреки мнению о «божественной» помощи в битве под Москвой существует факт, что церковные иерархи, во главе с патриаршим местоблюстителем Сергием упаковали чемоданы и в октябре 1941 года уехали из Москвы в эвакуацию в Ульяновск, подальше от фронта в безопасное, тихое, спокойное место, в глубокий тыл. Там, очевидно и молились, а вот Сталин остался до конца отстаивать свои убеждения. Уже 24 ноября 1941 года Сергий из Ульяновска, родины безбожника Ленина, отправляет очередное патриотическое постание. Митрополит же Алексий (Симанский) не смог эвакуироваться из Ленинграда и так и прожил там всю блокаду.

    С кем был бог в годы ВОВ?Сергий (Страгородский) за работой

    В апреле 1942 года впервые в крупных городах было разрешено провести пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», — писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года. Надо сказать, пасхальные шествия, как и вообще службы в церквях собирали определённое количество народу. Дело в том, что в условиях жестокой войны многие люди видели в этом единственное спасение своих близких — так количество верующих достигло определённого уровня. В 1943 году Сергий направил пасхальное Обращение к православным христианам оккупированных стран, в котором говорилось, что:

    «вместе с народом идет и наша Православная Церковь, а народ наш всем сердцем и мысленно с вами. Он готов и на деле проливать кровь вместе с вами за веру и нашу свободу… Неужели сербы, не один раз за веру и отечество всенародно полагавшие свою жизнь, когда-нибудь успокоятся под фашистским сапогом?.. Неужели православный греческий народ может остаться на фашистской цепи?».

    Немцы болезненно отнеслись к патриотической пропаганде Сергия. Приказ обер-группенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года гласил: «… при захвате Москвы следует арестовать Сергия и конфисковать весь находящийся у него архивный материал».

    С кем был бог в годы ВОВ?Сергий (Страгородский) за работой в 1942 году

    И не зря. В январе 1942 года Сергий обратился в людям, находящимся в оккупации, и призвал их помогать партизанам: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена». Ещё одно воззвание 26 июня 1942 года: «Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, вы будете достойны венцов, равных с партизанами».

    С кем был бог в годы ВОВ?Первая страница молебна о победе русского воинства

    Восстановление Патриарха


    В начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. Таким образом, ложью является утверждение о том, что атеистическая власть чуть ли не на коленях приползла к РПЦ вымаливать прощение. 5 января 1943 года Сергий отправил Сталину телеграмму, в которой Глава Русской Церкви просил разрешения на открытие Московской Патриархией банковского счета для внесения средств, собранных на нужды фронта, на что вождь согласился. 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о просьбе принять в дар деньги, собранные на постройку танковой колонны «Дмитрий Донской». Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.

    С кем был бог в годы ВОВ?Митрополит Алексий (Симанский)

    Первая встреча Сталина с духовенством произошла только в 1943 году. В самый разгар наступления Красной Армии в Донбассе Сталин во время совещания на даче 4 сентября обратил внимание на положение Русской Православной Церкви на территории СССР. В тот же день он вместе с Молотовым и Карповым, который возглавил Совет по делам РПЦ, принял в Кремле митрополита Московского и Коломенского Сергия, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанский Сергей Владимирович) и патриаршего экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Николая. Беседа Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут. Сталин сказал, что Правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что Правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству.

    Вождь спросил о проблемах РПЦ. Сергий сказал, что главная проблема – отсутствие у церкви Патриарха и Священного синода, которые могут быть выбраны по обычаю только Поместным Собором. Сталин поддержал это предложение и предложил помочь транспортом и созвать Собор уже 8 сентября.

    Сталин поддержал предложение Сергия об открытии епархиальных библейских курсов для подготовки священников, а также сам предложил открыть духовные академии и училища. Когда Сергий заметил, что на открытие академий и училищ нет сил, вождь сказал: «Как хотите, но правительство не будет возражать и против открытия семинарий и академий». Вождь согласился на издание ежемесячного церковного журнала, а также на открытие новых приходов в епархиях.

    На провокационный вопрос вождя: «А почему у вас нет кадров?» митрополит Сергий ответил очень удачно. Он мог бы сказать правду: много священников было репрессировано за антисоветскую деятельность, да и религия в народе не имеет популярности. Но мудрый митрополит, зная о религиозном семинарском воспитании Сталина, ответил так: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Намёк был, конечно, на Сталина, ведь он 6 марта 1943 года стал маршалом. Вождю такая лесть понравилась, он разоткровенничался и даже сказал, что его мать долго жалела, что он не стал священником…

    Осмелевший Сергий поставил вопрос о пребывании священников в заключении, на что Сталин поручил Карпову подготовить список священников, находящихся в заключении. Результаты встречи, естественно, были для пропагандистского эффекту были опубликованы в центральной печати. 12 сентября состоялся Поместный Собор — 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов избирали Патриарха Всея Руси, которым стал, естественно, митрополит Сергий. [2] Получилось, что патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено – при господстве большевиков-атеистов! По приказу немецкого руководства в Вене собрались бонзы РПЦЗ и эмигрантские русские священники предали московского Патриарха анафеме и осудили решение Священного Синода Русской Православной Церкви в Москве. С другой стороны, Архиерейский собор РПЦ 8 сентября 1943 года провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству»: «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана».

    С кем был бог в годы ВОВ?Митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский), Николай (Ярушевич) в окружении архиереев для участия в Соборе 1943 г. ради выбора Патриарха

    Кроме Патриарха, одновременно по всей стране в централизованном порядке происходит открытие православных храмов. Только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. Создается Совет по делам Русской Православной Церкви, уполномоченным которого даны чрезвычайные права по содействию этому процессу. Оставшиеся на свободе епископы (в большинстве исполняющие функции настоятелей уцелевших храмов) срочно назначаются на вновь образованные кафедры. Из заключения и ссылок выпускаются епископы — сторонники курса митрополита Сергия (признающие его законным главой) и советской власти и тоже сразу получают назначения на епархиальные кафедры. Священнослужителей, оставшихся на свободе и трудоустроенных, приглашают вновь вернуться в открывшиеся храмы. Находящиеся в действующей армии бывшие священнослужители демобилизовываются при согласии вернуться к церковной службе. Обновленческий епископат и клир, быстро учуяв новую конъюнктуру, устремился с покаянием в Патриархию.

    С кем был бог в годы ВОВ?Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий

    На руководство Патриархии, занявшее выделенное для него видное место в государственной «пирамиде», «сыплются» щедрые милости. Официальная резиденция — в Чистом переулке, полуофициальная — усадьба в Переделкине, частные шикарные дачи, персональные правительственные автомобили, а для иногородних поездок патриарха даже выделяется специальный салон-вагон. Питание из кремлевского распределителя, возможность телефонного разговора лично со Сталиным. Широкое материальное благополучие.

    Почему же Сталин разрешил выборы Патриарха именно в конце 1943 года? В конце 1943 года не было критической ситуации подобно 1941-1942 гг., когда власть ради спасения, себя любимой, должна была хвататься за любую поддержку, любую маломальскую силу, унижаться, просить помощи у бывших врагов. В конце 1943 года, без видимых причин этот поступок был слишком щедр – даже цари не желали восстановить чин Патриарха.

    Автор данной статьи делает скромное предположение – естественно, кроме признания реальной заслуги Церкви, Сталин, возможно, убил ещё одного зайца – обесценил Русскую Православную Церковь Заграницей и священников «Православной миссии», которые стали поддерживать Власова. Ведь как раз с 1943 года немцы начали операцию по раскручиванию мифической РОА и Власова. [3]

    Ведь у Германии был сильный козырь – русская эмиграция через полувоенные организации НТС и РОВС и Русская Православная Церковь Заграницей поддерживали вторжение в СССР. То есть теоретически существовала возможность начала Гражданской войны со всеми вытекающими из этого последствиями. Позиции коллаборационистов заметно усилились с появлением перебежчика генерала А.А.Власова, также как и Сталин, имевшего духовное образование и так же решившего использовать религию как элемент пропаганды.

    Советские духовные лица, используя свой авторитет, стали заниматься вполне земными делами: например, те же Алексий и Сергий руководили работой РПЦ по сбору средств в Фонд обороны. [2] Митрополит Киевский Николай был включён в состав Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений нацистов на оккупированной советской территории.

    В конце 1943 года и в 1944 году было принято более десяти постановлений, касающихся различных сторон деятельности религиозных объединений в стране. Ещё интересный факт — за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии, но за этот же период после начала ВОВ было проведено три Поместных церковных собора с важнейшими церковными вопросами. Подоплёка сия такова – в годы войны РПЦ, конечно много сил отдала фронту, но параллельно шёл процесс — попытка урвать побольше, пока советская власть была щедра. Иерархи и священники знали, что под оккупантами у них тоже работы найдётся – окормлять власовцев и полицаев. А вот коммунисты дрались не на жизнь, а на смерть — им думать о резиденциях времени не хватало, т.к. в плен их не брали.

    С кем был бог в годы ВОВ?В Патриаршей резиденции в Москве. Иерархи РПЦ после вручения им наград от Советского правительства за их деятельность в годы ВОВ

    Поддержка пришла и из-за границы, несмотря, что эмигрантская РПЦЗ приняла сторону коллаборационистов. В начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Также митрополит гор Ливанских Илия Салиб из Антиохийского Патриархата молился за Советскую Россию. С его молитвой связана интересная легенда, о которой в разделе статьи «чудеса». После войны Илия приехал в СССР и встречался со Сталиным в 1947 году.

    В Америке некоторые приходы РПЦЗ ввели у себя официально молитву о победе русского оружия, русского воинства, участвовали в сборе средств для Красной Армии. В Париже священники — сторонники Московской Патриархии были участниками движения европейского Сопротивления. Для них нападение Германии на Советский Союз было нападением на их Родину.

    Наконец, в 1948 г. в Москве состоялось Церковное совещание Глав и Представителей Православных Автокефальных церквей. Количество приходов РПЦ постоянно увеличивалось: в августе 1944 года их насчитывалось 8809 штук, а К 1951 году составило 14,5 тыс.; количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих).

    Однако было бы враньём утверждать, что атеистическая власть ухватилась только за православие, как за панацею. Избрание Патриарха и признание православной церкви – это лишь один эпизод в новой сталинской политике.

    С патриотическими заявлениями в мае 1942 года в Уфе выступило и мусульманское духовенство в СССР. [2] Уже в октябре 1943 года советская власть разрешила выбрать духовного лидера всех советских мусульман – муфтия с резиденцией в Ташкенте. Избрание муфтия сильно ударило по сознанию мусульман-коллаборационистов, служащих в германской армии. То есть, в СССР с ведома власти были избраны Патриарх православных и Муфтий всех мусульман, тем самым всему миру было доказано, что в стране советов религия разрешена, а эмигрантские РПЦЗ и мусульманское духовенство, сотрудничающие с нацистами не легитимны.

    В мае 1942 г. с патриотическим антинемецким письмом-воззванием к верующим обратились и руководители «Союзов баптистов и евангельских христиан».

    ЧАСТЬ V...
    _____________________________________________
    [1] – «Под знаменами врага», С.И. Дробязко, М.,2005 г.;
    [2] – «Великая оболганная война-2», И. Пыхалов, А. Дюков, сборник, М., 2008 г.;
    [3] – «Штрафбаты Гитлера», А. Васильченко, М., 2008 г.;
    По материалам: kuzhist.narod.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 04 ноября 2010, 13:38
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020