С кем был бог в годы ВОВ? (Часть III)
Память История и события

    … ЧАСТЬ II

    Бога может отрицать только идиот, [1]
    А.А. Власов


    С кем был бог в годы ВОВ?Глава РПЦЗ митрополит Анастасий благославляет Русский Охранный Корпус

    Немцы создали довольно большое количество мелких вспомогательных формирований из советских коллаборационистов и бывших белогвардейцев. Большинство из них были обеспечены русскими православными священниками по образу русской царской армии. Действительно, религия была козырём таких формирований. 11 июля 1944 года генерал добровольческих (советских коллаборационистов) войск Кестринг даже написал письмо в Рейхсминистерство занятых восточных территорий о потребности в религиозном обслуживании добровольческих частей, недостаточности священников для этого и об отсутствии учебных курсов православных священников.

    «Русский Охранный корпус»


    «Русский Охранный корпус» на Балканах был создан из белогвардейцев-эмигрантов и их детей, дополнен военнопленными; за годы войны через него прошло 17 тыс. человек. [2] При штабе корпуса был корпусной, а в полках – полковые священники и церкви (т.к. полки действовали врозь друг от друга). Корпусным священником был назначен протоиерей отец Иоанн (Гандурин). Место формирования «Русского Охранного корпуса» посетил глава Зарубежной Русской Православной церкви, митрополит Анастасий, и привёз с собой чудотворную икону Коренной Божией Матери. Иконой была освящена одна походная полковая церковь. Встречали Анастасия с оркестром… [3]

    Во время службы в корпусе в первый период, судя по воспоминаниям, день начинался с построения и молитвы и заканчивался построением и обязательной молитвой в строю. [3] Корпус в основном, нёс охранную службу или участвовал в карательных акциях на территории Югославии против сербов-коммунистов. Иногда, по приказу немцев, приходилось от красных партизан спасать усташей Палевича, которые уничтожали сербское население (и коммунистов, и некоммунистов). [3]

    Когда лучшие части коллаборационистов: «Русский Охранный корпус», «Казачий Стан», XV Казачий Кавалерийский корпус войск СС, части дивизий РОА сдались и сидели в англо-американских лагерях, религиозность у военнослужащих, судя по воспоминаниям [3], была чуть ли не стопроцентная. Дело в том, что коллаборационисты и белогвардейцы боялись выдачи их советской стороне, за предательство своего народа, а, некоторые и за кровавые расправы в антипартизанских акциях, ждали справедливого возмездия.

    15 мая 1945 года во временном лагере «Русского Охранного корпуса», капитулировавшего перед англичанами, прошло массовое богослужение всех остатков полков со всем корпусным духовенством – участвовало несколько тысяч человек. Корпус без конвоя двигался по территории занятой англичанами в указанное английскими офицерами место. [3] Вот как описывает духовную жизнь корпусников последний командир корпуса полковник Рогожин:

    «Я не могу вспомнить без душевного волнения, как бойцы Русского Корпуса стремились создать свои походных храмы в тех необыкновенно трудных условиях. Стремление это было стихийным. Все полки, по своему почину, создали свои церкви. На выбранном красивом месте в своём районе воздвигался алтарь, самого храма не создавали – молились под открытом небом. Материалом для постройки служили, главным образом, ветви, но всё было создано с таким вкусом и так много любви вкладывалось в это дело, что получалось красиво и оригинально. Часть церковного имущества полки привезли с собой в обозах, недостающую утварь быстро изготовили на месте в полках искусные мастера из консервных банок, дерева и.т.п. Писались прекрасные иконы талантливыми иконописцами, используя для этого мешки… Таким образом, в расположении Корпуса было построено всего пять церквей, где регулярно совершались богослужения, умилявшие наши души и успокаивавшие наши смятенные сердца, наполняя их надеждой и верой в лучшее будущее». [3]

    С кем был бог в годы ВОВ?Часовня-памятник в США сооружена в 1962 году Воинам Русского Корпуса м чинам Союза Русского Корпуса, на поле брани в 1941-1945 гг. павшим и в мире скончавшимся

    Молились они не зря, Бог их услышал – остатки «Русского Охранного корпуса» решили не отдавать советской стороне. Другим повезло меньше…

    Казаки-коллаборационисты


    Немецкое руководство хорошо относилось к советским казакам, т.е. они не считались недочеловеками. Подразделения, состоявшие из казаков-коллаборационистов, были наиболее стойкими частями, набранными из русских. Эти части обслуживали местные попы с радостью встретившие новую власть.

    Текст присяги, написанный белогвардейским атаманом П.Н. Красновым для казаков-коллаборационистов, руководимых атаманом Павловым, имел божественную суть: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить…В заключение сей клятвы целую Слова и Крест Спасителя Моего. Аминь». [4]

    При отступлении немцев с советской земли, немецкие чиновники разрешили казакам создать органы, которые занимались эвакуацией семей казаков-коллаборационистов вслед за отступающими фашистскими войсками. Донские, кубанские и тёрские казаки-военнослужащие с семьями в повозках с имуществом и даже со скотом разными маршрутами устремились вслед за немцами. Вскоре они были объединены под общим руководством атамана Павлова в т.н. «Казачий Стан» [2] (16 тыс. человек, включая чуть более 7 тыс. военнообязанных [5]). По ходу отступления казаки-изгои вступали в схватки с советскими и польскими партизанами Армии Крайовой и украинскими националистами, в плен никого не брали, иногда с особой жестокостью запарывали их плетьми, или изрубали шашками. Население безжалостно обворовывалось и выгонялось из жилищ. [6]

    С кем был бог в годы ВОВ?Освящение казачьих знамён в церкви. 1942 год

    Разочарование от поражения в войне, чувства своей неполноценности, подслащивали постоянные богослужения. Протоиерей Василий Григорьев организовал даже Казачью епархию, т.к. при отступлении Стан притягивал к себе украинских и белорусских священников, боявшихся народной расправы. [5] Служивший в 8-м полку протоиерей Тимофей Соин вспоминал: «На всех остановках тяжелого и многострадального пути духовенство совершало богослужения под открытым небом. У кого были святые антиминсы – совершали литургию, у кого таковых не было – служили обедницы и молебны». [7]

    К сентябрю 1944 года «Казачий Стан» добрался до Северной Италии для борьбы с прокоммунистическими партизанами. И здесь, на чужбине налаживалась религиозная жизнь. Правда, богослужения зачастую проходили в реквизированных у итальянцев католических храмах. В каждую деревню или округ был назначен священник. Умельцы писали иконы, вырезали кресты, на нимбы шла жесть от консервных банок, сколачивались любительские хоры певчих. К концу 1944 года на службе в Казачьей епархии уже числились 34 священника, 4 диакона, 1 протодиакон и до 30 псаломщиков. [5]

    Другая крупнейшая казачья группировка входила в т.н. 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию Вермахта (потом войск СС), позже развернувшуюся в XV Казачий Кавалерийский корпус войск СС. [2] При этом формировании существовала парадная сотня казаков, носящая название «Конвой Его величества», в которой служило 8 высших русских православных священников. [6]

    Над «Казачьим Станом» и XV Казачьим Кавалерийским корпусом войск СС шефствовал начальник бутафорского Главного Управления Казачьих войск атаман Краснов, сам якшавшийся с видным православным архиепископом Николаем Автономовым. Краснов просил Русскую Православную церковь Заграницей официально признать создание Казачьей епархии и поставить её главой Автономова. [5]

    С кем был бог в годы ВОВ?Визит П.Н. Краснова к ветеранам гражданской войны в 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию вермахта. Сентябрь 1943 г

    Правда, архиепископ Автономов, с точки зрения РПЦЗ, оказался самозванцем. Родился в 1886 году, из 4-го класса Тамбовской семинарии он был исключен за пьянство, остался в СССР, в 1930 году стал женатым обновленческим «епископом» Ставропольским, звание он это незаконно присвоил. Надо сказать, что РПЦЗ негативно относилась к РПЦ, оставшейся в СССР и пытавшейся сотрудничать с властью. Немецкая оккупация в августе 1942 году застала Автономова коммерческим директором мясокомбината в Пятигорске, где Автономов, объявив себя уже не обновленческим, а каноничным архиепископом, тесно сотрудничал с гестапо. Вторично обманув священников, он стал временно управляющим Мозырской епархией. В начале 1944 года Автономов с женой, дочерью и внучкой прибыл в Варшаву и по поручению местной германской администрации несколько месяцев окормлял различные вспомогательные ненемецкие части. [5]

    Автономов был разоблачён РПЦЗ и изгнан. Но к середине 1945 года он был принят в Риме в «лоно» Католической Церкви с сохранением восточного обряда, затем возведен папой Пием XII в сан митрополита. В качестве архиепископа Ратьярского и униатского митрополита Германского Римского Патриархата Автономов в декабре 1945 году приехал в Мюнхен, где начал издавать журнал «Колокол» и устроил униатскую церковь святого Николая. [5] Вот какой прыткий священник, прямо Остап Бендер…

    * * *


    Конец казачьих частей был жалок. Части «Казачьего Стана» и запасной полк из XV Казачьего Кавалерийского корпуса войск СС сдались англичанам и были расположены по нескольким лагерям в окрестностях Лиенца. [8] В этих лагерях забурлила религиозная жизнь, а как иначе? Бог мог простить, если помолиться, а от преданных соотечественников пощады не ждали… Англичане обманным путём вывезли и передали советской стороне около 1,5 тыс. казачьих офицеров и генералов. После ареста офицеров единственной войсковой организацией в лагерях Казачьего Стана оставалось духовенство, и прежде всего Епархиальное управление во главе с протопресвитером В. Григорьевым. Под его непосредственным руководством было окончено составление петиции, переданной английскому коменданту Лиенца для отправки английскому королю, архиепископу Кентерберийскому и самому Папе Римскому! [8]

    Оставшиеся узнали о намеченной на 1 июня репатриации всех и духовнство решало о дальнейших действиях — на родину держать ответ перед людьми и «СМЕРШем» никому не хотелось. Иеромонах Анания из Новочеркасской станицы предложил: «1 июня рано собраться всем войском на поляну за лагерем… Пусть там сегодня сделают возвышение: будем все соборно служить литургию. Войско пусть исповедуется и причащается. Из всех церквей иконы раздать в войско. Пусть стоят и поют: «Христос Воскресе!» Это все знают. И пусть берут нас силой от службы Божией… А может, не подымутся руки христиан на выдачу братьев. Может, Господь помилует». [8] Часто русские надеятся на авось!

    Выдержка из статьи о том, что произошло в лагере Пеггец, входящего в систему лагерей казаков под Лиенцем: «31 мая о. Василий вместе с собором духовенства совершил в барачной церкви лагеря Пеггец литургию, после окончания которой зачитал текст петиции и предложил провести день репатриации по-христиански. На обширной площади лагеря Пеггец был сделан деревянный помост для установки на нем престола, жертвенника и размещения духовенства. До самой ночи на площади служили, сменяя друг друга, священники. С 5 часов утра 1 июня 27 священников начали исповедовать желающих. Их было так много, что, когда подошли крестные ходы из станиц, протоиерей Владимир (о. В. Григорьев направился в Лиенц подавать телеграммы с протестами) оставил 16 священников для продолжения исповеди, а с остальными начал Божественную литургию. Пели 2 больших хора — кубанский и Епархиального управления. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились английские войска.

    Многотысячная толпа была охвачена кольцом танков, танкеток и грузовых машин. Началась расправа: сопротивлявшихся казаков избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Духовенство начало сходить с помоста. Протодиакон Василий быстро употребил Святые Дары и обернул чашу в плат. Вскоре английский танк сломал помост, опрокинув престол и жертвенник, были порваны и поломаны церковные хоругви и утварь. Богослужение прекратилось. Многие певчие и некоторые священнослужители также были схвачены и брошены в машины. Возглавлявший службу протоиерей Владимир все время осенял крестом стремившихся схватить его солдат. Казаки, державшие хоругви и иконы во время литургии, и представители духовенства в облачениях с крестами оказались среди толпы и запели молитвенные обращения излюбленных песнопений. Когда же стали молитвенно обращаться к святым угодникам Божиим, иерей Николай, взяв в руки месяцеслов, вычитывал, начиная с 1 сентября, на каждый день установленного Церковью святого. Молитва неоднократно прерывалась атаками англичан...»
    . [8] Большинство казаков Стана и корпуса СС (находящихся в Шпитале) было выдано советской стороне…

    Православное «ополченское» воинство


    Интересна попытка создать т.н. «русский легион» из русских коллаборационистов с православной атрибутикой на форме (!!!). Некоторое количество русских эмигрантов-белогвардейцев, имеющих бельгийское гражданство, вступило в бельгийский легион «Фландрия» для продолжения борьбы со своим народом. Эмигрант Н.И, Сахновский, член «Российского Императорского Союза Ордена» (РИСО), в этом легионе командовал ротой, он и был инициатором создания при легионе русских вспомогательных частей из коллаборационистов — бывших пленных. Вскоре при легионе был сформирован такой отряд. [9]

    Легион «Фландрия» был передан в войска СС как «55-я отдельная штурмовая бригада «Валлония», тем не менее, новое начальство согласилось о создании русской вспомогательной части при бельгийцах. Сахновский набрал офицеров эмигрантов, а солдаты были из оставшихся ранее и недавно набранных крестьян. [9]

    Что же обещал своим солдатам Сахновский? Пропаганда велась в духе православия и монархии. Императором новой России должен был стать Владимир Кириллович Романов. Сама рота (200 человек) гордо именовалась «Российским народным ополчением». На униформе (гражданской одежде, военной формы у рядового состава вообще не было) красовался православный крест с надписью «Сим победиши!». [9]

    Эти кресты были собраны у священника отца А.Шабашева из русской общины в Бельгии. Конечно, когда эмигранты готовили кресты для «православного воинства», они не думали, что их носители будут всего лишь небольшим вспомогательным отрядиком «пушечного мяса» — они думали о возрождении монархической России… В январе 1944 года штурмовая бригада «Валлония» вместе с пятью другими дивизиями попала в окружение. «Ополченцы» почти все были уничтожены, а выжившие счастливчики демобилизованы. [9]

    Батюшка с пистолетом и «Русская Национальная Народная Армия»


    В марте 1942 года берлинские русские белоэмигранты братья Сергей и Николай Никитичи Ивановы получили благословление от командующего группой армий «Центр» фон Клюге на создание из военнопленных антибольшевистской части. Это формирование должно было быть больше, чем безмозглые прислужники типа «хиви» или «восточных» рот или батальонов. Эта воинская часть, формируемая белоэмигрантами и поддерживаемая самим Абвером, должна была гордо называться «Русская Национальная Народная Армия» (РННА). В «народную» армию принципиально не брали пленных лётчиков и танкистов – эмигранты считали, что все они комсомольцы и коммунисты, надёжная опора Сталина. [9]

    Духовный наставник формирования – священник РПЦЗ отец Гермоген (в миру – Кивачук), был колоритнейшей фигурой. Внешне он был копией последнего российского царя, за что и нравился определённым кругам оккупированного населения. Батюшка носил немецкую форму капитана вермахта, но с русскими царскими «золотыми» погонами, трёхцветной кокардой на фуражке и «Вальтером» за поясом. До войны Кивачук получил религиозное образование на теологическом факультете Кембриджского университета [9], был секретарём митрополита РПЦЗ Берлинского и Германского Серафима (немца Ляде). Для популизации новоявленной армии среди белорусского населения близлежащих вокруг лагеря деревень «поп в погонах» занимался распределением «гуманитарной помощи», собранной у берлинских русских эмигрантов. Также он прилюдно ругал и Сталина, и Гитлера, что, безусловно, было необычно смело. За это он и пострадал – его отозвали в Берлин, в лоно РПЦЗ. [9]

    К концу 1942 года РННА было разложено партизанами и расформировано немцами. [9] Неугомонный архимандрит Гермоген подвизался к другой «русской» армии, пока ещё несуществующей «РОА». Он был назначен протопресвитером (руководителем клира) в войсках Власова – а тогда существовал только т.н. «1-й гвардейский батальон (бригада) РОА», Власову на деле не подчиняющийся. Батальон располагался на станции Стремутка под Псковом и имел там свою временную церковь. Но Гермогену не повезло – в июне, августе и ноябре произошли бунты и переходы к партизанам. [9] Расстроенный Гермоген уехал в Берлин.

    Власов и церковь


    С кем был бог в годы ВОВ?Генерал Власов (слева в очёчках выглядывает над священной книгой) на молебне

    Движение РОА также активно поддерживалось русским православным духовенством. Вот как описывал Власов советскому суду свою вторую пропагандистскую поездку в 1943 году с целью создать впечатление о существовании РОА:

    «Возвращаясь в Берлин, я остановился в Риге и выступил с антисоветским докладом перед русской интеллигенцией города, а также имел беседу с проживавшим в Риге митрополитом Сергием (Воскресенским, главой «Православной миссии» — прим. автора статьи).

    Встреча с митрополитом Сергием мне была организована немецким офицером, который ведал пропагандой в Риге, с целью установления контакта с русской православной церковью и использования духовенства для совместной борьбы с Советской властью.

    Сергий согласился со мной о необходимости усилить борьбу против Советской власти, сказал, что он намерен создать святейший синод в областях, оккупированных немцами. При это Сергий говорил, что только священники, выехавшие из Советского Союза, знают положение населения и смогут найти с ним общий язык, в то время как эмигрантские священники оторвались от советской действительности и авторитетом среди населения не пользуются». [1]

    С кем был бог в годы ВОВ?Торжественный молебен по случаю открытия вербовочного пункта РОА. июнь 1943 года, Симферополь (хотя самой РОА, с Власовым во главе ещё не было)

    Вечером 1 мая 1943 года к Власову были приглашены видные члены «Православной миссии»: протопресвитер Кирилл Зайц, протоиерей Николай Жунда, священник Георгий Бенигсен и Н. Д. Сабуров. Генерал просил поддержать мифическое РОА. Мирополит Воскресенский дал «добро» на помощь Власову. После этой беседы представители Управления миссии о. Г. Бенигсен, К. Кравченок, В. Караваев и А. Перминов стали периодически участвовать в деятельности власовского «Русского Комитета». Они выступали по радио, прочитали несколько докладов в Пскове, Порхове, Острове, Гдове и Новоселье и выпустили совместно с Комитетом листовку, призывающую население вступать в ряды РОА. По предложению Управления миссии в помещениях «Русского Комитета» также устраивались духовные концерты, в которых участвовали церковные хоры Пскова.

    Власов вызывал щенячий восторг у духовенства оккупированных территорий. Человек умный, разговорчивый, не боявшийся ругать немцев, он был религиозен и даже учился в Нижегородской Духовной семинарии. Настоятель Псково-Печерского монастыря игумен Павел (Горшков) так растрогался, что поклонился генералу, благословил его на поход против большевиков и подарил икону.

    За признанием его «Православной миссиией» Сергия-Воскресенского и РПЦЗ Власов отблагодарил «белых» священников в своём пропагандистском «письме» 3 марта 1943 года – он назвал священников РПЦ, сотрудничающих с советской властью, «продажными». [10]

    14 ноября 1944 года в Праге был создан Комитет Освобождения Народов России (КОНР) – фактически союзное фашистам государство, имеющее свою армию РОА, во главе с Власовым. 18 ноября заседание продолжилось в Берлине, в первых рядах сидело духовенство РПЦЗ, которое перехватило у духовенства «Православной миссии» духовное попечительство Власова. Глава РПЦЗ митрополит Анастасий свою речь начал со слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На Русской земле искони существовал такой обычай, по которому на всякое доброе дело, особенно дело общее, всегда, прежде его начинания, испрашивали благословение Божье...». Уже на следующий день в русском православном соборе в Берлине состоялось молебствие о даровании победы жалкой власовской армии. Служил сам глава РПЦЗ митрополит Анастасий в содействии с митрополитом Ляде и 8 священников. До этого он в том же 1944 году побывал у Власова в сопровождении митрополита Серафима. Поговорив «за жизнь» два часа Анастасий заверил генерала, что РПЦЗ поддержит РОА. Потом после войны этот Анастасий писал меморандум Эйзенхауэру с просьбой не выдавать советской стороне пленных власовцев. [10]

    С кем был бог в годы ВОВ?18 ноября 1944 год, Берлин. Выступает А.Киселёв, духовный глава РОА

    Наиболее активен был протоиерей Александр Киселёв, 18 ноября он возносил генерала-предателя и его «освободительное» движение. Сам Киселёв переехал в Германию в 1940 г. из Эстонии, служил в берлинском соборе Воскресения Христова, много времени уделял окормлению остарбайтеров и, если удавалось, советских военнопленных. С 1943 г. священник обслуживал и специальный лагерь в г. Вустрау (вблизи Берлина), где содержались отобранные для антикоммунистической политической подготовки военнопленные. Потом служил в гарнизонной церкви в Мюнзингене, где формировалась 2-я дивизия РОА. В конце января 1945 года протоиерей Александр служил благодарственный молебен по случаю официального назначения генерала Власова главнокомандующим РОА. После молебна Киселёв напомнил собравшимся о подвигах святого князя Невского… [10]

    С кем был бог в годы ВОВ?18 ноября 1944 год, Берлин. Власовские священники РПЦЗ: прот. А. Рымаренко — настоятель Собора, митрополит Берлинский Серафим (немец Ляде), митрополит Анастасий (Грибановский) — первоиерарх РПЦЗ

    Правда, уже после войны и казни Власова протоиерей Киселёв стал нелестно отзываться о нём: «Генерал Власов – не мой идеал, ибо своей пламенной изменой он дал Сталину веский козырь: казнить предателей Родины пачками, набивать ими бесчисленные Магаданы и «шарашки…». [1] Чтож, не исповедимы пути…

    Если штаб РОА духовно обслуживал Киселёв, то созданные боевые части РОА (всего две дивизии) обслуживали 25-30 человек из некого братства монастыря Иова Почаевского. При РОА готовились создать институт военного духовенства, т.е. в частях должны были быть полковые священники, наподобие русской императорской армии или вермахта. Но осуществить замысел помешала скорая победа Красной Армии.

    После пленения и позорного суда над Власовым и его соратниками, когда все они признали свою вину, РПЦЗ продолжала чтить память о предателе. Ежегодно Киселёвым, бывшим духовным главой РОА, проходила панихида по «невинно убиенному» Власову у его же памятника, созданного за границей. [10] Интересно, сейчас эта традиция продолжается?

    С кем был бог в годы ВОВ?Протоиерей Александр Киселев произносит слово во время ежегодной панихиды у памятника Власову за рубежом

    Религия в мусульманских формированиях


    Религия была и в мусульманских формированиях. В Польше было начато формирование т.н. «Восточных легионов» из советских кавказцев и уроженцев Средней Азии, были сформированы мусульманские: «Туркестанский», Северокавказский, Волжско-татарский, Азербайджанский восточные легионы. Для обслуживания этих легионов было 6 мулл, причём каждый солдат должен был содержать этих духовных лиц — платить 10 марок из своего жалования. [2] Был установлен намаз, проводившийся раз в неделю. Намаз заключался в общей молитве. Места формирования всех мусульманских легионов неоднократно посещал великий муфтий аль-Хусейни.

    Муллы были также вроде пропагандистов, например, касательно «туркестанских» легионеров (узбеков, казахов, таджиков, калмыков, башкир и киргизов) они уверяли, что они воюют за «свободный» Казахстан, во главе которого должен стать эмигрант мулла Хаим. Еженедельно проводился намаз, но подготовка мулл была слабая — на присяге солдаты переврали слова и на Коране поклялись не воевать против своих соотечественников (!). [2]

    С кем был бог в годы ВОВ?Муллы восточных мусульманских легионов в расположенни тренировочного лагеря Туркестанского легиона, сентябрь 1942 года

    В конечном счете, каждый легион состоял из нескольких батальонов, отправляемых на фронт или в тыл против партизан. В каждом уезжавшем из лагеря формирования батальоне соответствующего легиона в обязательном порядке учреждалась должность муллы, который обычно входил в состав штаба. Помимо своих основных обязанностей, связанных с отправлением религиозных обрядов, каждый мулла еще «должен был следить за моральным состоянием своих подопечных», т.е. быть «стукачом». Правда, оказалось, несмотря на молитвы и клятвы на Коране, многие советские мусульмане перебегали к партизанам…

    Интересен боевой путь в войсках нацистов крымских татар, впоследствии репрессированных советским правительством. Всего в немецких войсках, полиции и прочих формированиях служило 15-20 тыс. крымских татар-коллаборационистов. Немцы поощряли, когда мусульманское духовенство заботилось о религиозном обслуживании таких солдат. Мусульманское духовенство было только за. Например, 3 января 1942 года на заседании Симферопольского мусульманского комитета присутствовал главный мулла городской мусульманской общины. Он заявил, что: «…его религия и верования требуют принять участие в священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа на них (татар – прим. автора статьи) не только означает уничтожение советского господства, но снова даёт возможность следовать их религиозным и моральным обычаям». В конце заседания этот мулла захотел «освятить» заседавших молебном крымских татар. По свидетельству СС-оберфюрера Олендорфа: «татары встали, покрыли свои головы и, повторяя за муллой, произнесли три молитвы: 1-ю – за достижение быстрой победы, общих целей и долгую жизнь фюрера Адольфа Гитлера; 2-ю – за немецкий народ и его доблестную армию и 3-ю – за погибших в боях солдат вермахта». Уже присяга татар-солдат также сопровождалась с участием религиозного отдела мусульманского комитета. Татары присягали на Коране на верность фюреру.

    В январе 1942 года в Крыму началась кампания по набору добровольцев татар и многие муллы работали членами вербовочных комиссий. Их главной задачей было подготовка общественного мнения с целью привлечения наибольшего количества добровольцев. Из крымских татар было сформировано 8 полицейских батальонов «Шума» в каждом из них была учреждена должность муллы.

    Кроме того, для морально-психологической обработки татар, включённых в состав 11-й немецкой армии (а после и для полиции), были применены специальные пропагандистские курсы. Один из тезисов утверждал, что национал-социализм рассматривает нации как творение Господа Бога, тогда как большевизм стремится лишь к братству народов. То есть никакой уравниловки, есть нации высшие, а есть низшие!

    Татары, воодушевлённые религиозными напутствиями, ревностно стали служить – в рай-то всем хочется попасть. Правда ревность к службе проявлялась своеобразно – особая жестокость к врагам: партизанам и мирным жителям-немусульманам и даже к соплеменникам-коммунистам. Партизаны сообщали в Москву: «Участники партизанского движения в Крыму были живыми свидетелями расправ татар-добровольцев и их хозяев над захваченными больными и раненными партизанами (убийства, сжигание больных и раненных). В ряде случаев татары были беспощаднее и профессиональнее палачей-фашистов».

    С кем был бог в годы ВОВ?Подготовка к намазу в Восточно-тюрском соединении войск СС, 1945 год

    В дальнейшем для формирований советских коллаборационистов-мусульман, которые к концу войны перешли под юрисдикцию СС, 26 ноября 1944 г. в Дрездене была открыта «Школа мулл» («Mullakurse»). Инициатором ее создания стал начальник VI управления (внешняя разведка) РСХА СС-бригаденфюрер В. Шелленберг. До конца войны в этой школе прошли подготовку около 50 человек, которые были направлены либо в Восточно-тюркское соединения войск СС, либо в Кавказское соединения войск СС.

    Вера украинских солдат-«западенцев»


    С началом формирования частей войск СС, состоящих из иностранцев-добровольцев, Гиммеру для сохранения высокого боевого духа пришлось согласиться на наличие священников в таких частях, хотя в германских войсках СС этого не было. Например, в 13-й ваффен-горнострелковой дивизии СС «Хандшар», состоящей из мусульманских боснийцев, из-за отсутствия священников и рукоприкладства немецких офицеров вспыхнул бунт. Пришлось идти на попятную — в дивизии была учреждена должность имама, а в каждой роте имелся свой мулла. Опыт был учтён, и в другом соединении – 23-й ваффен-горнострелковой дивизии СС «Кама» (состояла из мусульман и венгерских немцев) сразу же разрешили служить религиозные культы. Обе дивизии проводили карательные операции против партизан Тито, являющихся в большинстве православными сербами, так что религиозная подоплёка в дальнейшем использовалась немцами.

    Были священники и в формированиях советских коллаборационистов, состоящих в войсках СС. 14-я ваффен-гренадерская дивизия СС «Галиция» состояла из западных украинцев, совсем недавно присоединённой области от развалившейся Польши. Служить религиозные службы «украинерам» немцами было разрешено. Некий Василий Лаба был благословлен на пост религиозного главы в дивизии уже известным нам митрополитом А.Шептицким, [2] первоиерархом Украинской Греко-Католической церкви.

    В 5-й танковой дивизии СС «Викинг», формировании многонациональном, также служили украинцы, души которых спасал отец Юлиан Габрусевич. Позже все эти украинцы попали в восстановленную, после почти полного уничтожения под Бродами, дивизию «Галиция». [2]

    Украинцы из дивизии «Галиция» оказались в плену у союзников и ждали выдачи в СССР, но… Помощь пришла неожиданно от Ватикана. Представители Украинской Автокефальной церкви обратились за заступничеством к папе римскому, уже известному нам Пию XII. Римский престол ходатайствовал перед союзниками, и украинцев отпустили. [2] Довод был таков – большинство солдат являлись представителями Греко-католической веры, которую большевики обижали. Так каратели советских граждан, поляков и сербов (см. боевой путь дивизии) избежали гневного мирского суда и обрели вечную загробную жизнь…

    Вывод


    Как видно, враги нашей родины активно привлекали различные церкви и веры (кроме, естественно, иудейской) для решения своих, земных, задач ведения пропагандистской войны. Гитлер в начале своего правления заручился активной поддержкой папы Римского, да так удачно, что даже когда стала известна его истребительная политика, Святой престол сохранял устойчивый нейтралитет. Германские Церкви активно помогали нацистам вести пропаганду у себя в войсках и тылу.

    Понимая выгоду религиозной пропаганды, гитлеровские бонзы не препятствовали активизации религиозной жизни в формированиях советских коллаборационистов и белоэмигрантов – немецких прислужников. Фактически религия – это почти всё, что бы разрешалось славянам-рабам в оккупированных советских землях в случае победы немцев в ВОВ. Когда на последнем этапе войны немцы разрешили создание т.н. «Русской Освободительной Армии» (РОА) под непосредственным командованием Власова, белоэмигрантская Русская Православная Церковь За границей официально во главе с первоирерархом поддержала это фиктивное движение.

    Несмотря на все потуги различных церквей, вер и богов в войну победила совсем другая сторона – советская. Правда, в атеистической СССР в годы ВОВ религия была разрешена. Но насколько, может в СССР было религии и веры в Бога больше, чем у их противников?

    ЧАСТЬ IV...
    _____________________________________________
    [1] – «Немецкие танковые войска. Битва за Нормандию 5 июня-20 июля 1944 года», Ж. Бернаж, М, 2006 г.;
    [2] – Альбом «Русская Освободительная Армия. Униформа, вооружение, организация», С. Дробязко, А.Каращук;
    [3] – статья «Воспоминания солдата Вермахта», http://www.vvkure.com/planeta/index.php?name=News&op=Article&sid=234;
    [4] – «Я дрался на Т-34», воспоминания под редакцией А. Драбкина, М., 2005 г.;
    [5] – Статья, http://www.ostfront.ru/Text/Ostfront2.html;
    [6] – Из экспозиции музея Советской армии, г. Москва;
    [7] – «Трагедия 1941, причины катастрофы», военно-исторический сборник, М., 2008 г.;
    [8] – «Два лица генерала Власова», Н. Коняев, М., 2001 г.;
    [9] – «Война Германии против Советского Союза 1941-1945», Под редакцией Рейнгарда Рюрупа, http://ef.1939-1945.net/b001_006.shtml;
    [10] – «Штрафбаты Гитлера», А. Васильченко, М., 2008 г.;
    По материалам: kuzhist.narod.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 01 ноября 2010, 16:27
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021