Штурман «РУС-ФАНЕР»
Память История и события


    Они появились над Донбассом в мае 1942-го. Потом были предгорья Кавказа, Тамань и Крым, Белоруссия и Польша, победный май в Германии. Фашисты называли их «ночными ведьмами». Французские летчики легендарного авиаполка «Нормандия — Неман» галантно — «прелестными колдуньями». Наши бойцы и командиры — «добрыми феями» и «небесными ангелами». Они были молоды и красивы, девушки 46-го гвардейского женского ночного бомбардировочного авиационного полка. В его составе воевала штурманом эскадрильи москвичка Евдокия Борисовна ПАСЬКО.

    В середине октября сорок первого, когда гитлеровцы были уже под Москвой, в одном из зданий Военно-воздушной академии имени Жуковского, что в старом Петровском парке, собралась группа девушек с рюкзаками за плечами. Среди них была и Дуся Пасько, студентка четвертого курса механико-математического факультета МГУ. «Конкурс в университет был очень большой, даже среди нас, школьных отличников.

    »Конкурс в университет был очень большой, даже среди нас, школьных отличников. Учиться было очень интересно, но началась война, и я решила, что без меня на фронте не обойдутся, — вспоминает Евдокия Борисовна. — Девять студенток мехмата направили в полк, который формировала Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. Пятеро — Руфина Гашева, Тоня Зубкова, Женя Руднева, Катя Рябова и я позднее стали Героями Советского Союза".

    Рассчитанную на три года программу военно-авиационной школы в городе Энгельсе под Саратовом девушки «пробежали» за семь месяцев. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. Спали по 5-6 часов в сутки. Когда прибыли самолеты По-2, начались дневные и ночные тренировочные полеты. Летали по маршруту, на полигон для бомбометания, отдельными экипажами и звеньями. В Энгельсе полк понес первые потери. Во время тренировочного полета погибла и одна из студенток мехмата МГУ Надя Комогорцева.

    Весной 42-го легкие бомбардировщики первого в мире ночного женского полка вылетели на Южный фронт. Поговаривают, что когда командиру авиадивизии сообщили, что в его распоряжение поступил целый авиаполк девушек, полковник с горечью сказал комиссару: «Чем мы провинились? Почему нам прислали такое пополнение? Время тяжелое, а тут девчонок целый полк подсунули.»

    «Небесный тихоход»


    Этот бодрый фильм с бравыми Николаем Крючковым и Василием Меркурьевым — о нем, чернорабочем войны По-2 конструктора Николая Поликарпова. На таких тихоходах и летали девушки. Он устарел еще до войны, но свою боевую нишу на фронте нашел. Деревянный каркас, обшитый фанерой и перкалью — крепкой, но горючей материей. Открытая кабина с плексигласовым козырьком, которая не защищала летчика и штурмана не только от пуль и снарядов, но даже от сильного ветра. Боевой экипаж — летчик и штурман.


    Каждый вылет был связан с риском. Загруженный горючим и бомбами фанерный самолет мог в любой момент превратиться в буквальном смысле в пороховую бочку. Только ночь давала шанс тихоходам вернуться из полета. И то не всем.

    Урон врагу они нанесли немалый. Красноречивый факт: по специальному приказу Гитлера во время боев на Таманском полуострове для борьбы с «женскими советскими ночниками» была переброшена целая эскадрилья фашистских асов. Более того, за каждый сбитый «рус-фанер» распоряжением по немецкой армии полагалась одна из высших наград — «Железный крест». На земле, заслышав характерный стрекот двигателей, они приводили в действие все средства ПВО. Неоднократно пытались уничтожать самолеты на земле, в дневное время, но в полку уделяли большое внимание маскировке.

    Большинство пилотов и штурманов полка были «дюймовочками» — невысокими, хрупкими. Это позволяло взять с собой на бомбу-другую больше. Их подвешивали к корпусу, а сбрасывали, перерезая веревки. Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы:

    «Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины и им приходилось помогать. Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5-6 боевых вылетов, зимой — 10-12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминает Евдокия Борисовна.

    Задача стояла одна — измотать противника непрекращающейся ночной бомбежкой. Запредельная нагрузка. К тому же, как метко заметил дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Григорий Речкалов, «летать днем и пить ночью совсем не то, что летать ночью и не пить вовсе». И потому не удержался от вопроса о фронтовых «ста граммах». Фронтовичка сказала: «Как и всем летчикам, после напряженных боевых вылетов нам выдавали сто граммов водки или сухого вина. Мы объединялись по несколько человек, сливали спиртное в бутылку и отдавали портным и сапожникам батальона авиационного обслуживания, которые перешивали нам шинели и гимнастерки, но самое главное — подгоняли по ноге хромовые мужские сапоги 42-го размера».

    На вопрос, чего боялись девушки, Пасько ответила: «Больше самой смерти всегда страшила вероятность попасть живьем в руки фашистов».

    До середины 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая брать с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно: парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.

    Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще, вспоминает Евдокия Борисовна, вышивали «болгарским крестом». У нее до сих пор хранится вышивка с попугаем — оттуда, с войны. Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали «братиков» — так они называли авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».

    На выручку десанту


    Попросив Евдокию Борисовну рассказать о памятных боевых вылетах, услышал, что очень трудно пришлось девушкам при прорыве «Голубой линии» — последнего укрепленного рубежа фашистов на Кубани. Она была шириной в двадцать километров, протянулась от Новороссийска до Темрюка и до предела насыщена средствами ПВО. В общем, та линия совсем не была голубой, скорее огненной. «Каждый раз, как только самолет перелетал линию фронта, поднималась такая свистопляска огня и света прожекторов, что приходилось удивляться, как это мы протискивались сквозь такую плотную огненную преграду. Возвращались с задания с пробоинами. Иногда долетали, что называется, на самолюбии. В боях на „Голубой линии“ полк тогда потерял пятнадцать человек».

    Об одном из заданий услышал такой рассказ: «В ноябре сорок третьего в Крыму, южнее Керчи, в небольшом рыбацком поселке Эльтиген высадился наш десант. Немцам удалось их окружить. Порой нашим солдатам приходилось отбивать до двадцати атак в сутки. Мы видели, как от вражеских бомб и огня артиллерии Эльтиген вспыхивал сплошным огнем. Казалось, что и камни там должны расплавиться. Но каждый раз в ответ на огненную атаку наши бойцы посылали в сторону врага хоть одну пулеметную очередь: „Мы живы, не сдаемся, мы боремся!“.

    Несколько ночей наш полк летал на уничтожение артиллерийских точек вокруг Эльтигена. Но наступил момент, когда у десантников „Огненной земли“, как ее называли в нашем полку, кончились боеприпасы, продукты, медикаменты. Погода в это время стояла нелетная, аэродромы дневных бомбардировщиков и штурмовиков закрыл плотный туман. Помочь морякам мог только наш полк. Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская поручила выполнение этой задачи третьей эскадрилье, командиром которой была Мария Смирнова, а штурманом — я. И мы стали летать, несмотря на плохую погоду и шквальный зенитный огонь. Подвешивали вместо бомб мешки с хлебом, консервами, боеприпасами — и вперед. Ориентировались на огонек, который зажигали для нас десантники. Когда его не было, кричали: „Полундра, где ты?“. После нам рассказывали, что десантники, не знавшие до этого о существовании нашего полка, были потрясены, услышав с небес девичьи голоса».

    Тогда экипаж Смирновой — Пасько сделал 12 вылетов на «Огненную землю», сбросив со снайперской точностью 24 мешка с боеприпасами, продовольствием и медикаментами. Командовал отрядом Василий Гладков. Позднее в своей книге «Десант на Эльтиген» Герой Советского Союза генерал Гладков писал: «Громкоговорители из вражеских окопов кричали: „Вы обречены на голодную смерть. Вы в блокаде. Приходите завтракать. Никто вам не поможет“. Нам помогли летчицы 46-го гвардейского авиаполка. Немцев они бесили. Для нас, десантников, они были самыми дорогими родными сестрами. В ноябре они нас спасли от смерти».

    Это лишь малая часть боевых вылетов из нескольких сотен. Евдокия Борисовна — Герой Советского Союза, удостоена орденов Ленина, Красного Знамени, дважды — Отечественной войны 1-й степени, дважды — Красной Звезды. «По данным из моей летной книжки, находясь на должности штурмана эскадрильи, я подготовила к боевой работе семь новых штурманов. За три года пребывания на фронте совершила 790 боевых вылетов и десять — по спецзаданию. Налет — 1220 часов, сбросила на позиции врага более 100 тысяч килограммов бомб. Уничтожила четыре склада с горючим, три — с боеприпасами, три прожектора, две переправы, 11 автомашин, один самолет на аэродроме — всего 157 сильных взрывов и много уничтоженных немецких солдат и офицеров. Кроме того, разбросала над передним краем противника и в его тылу около двух миллионов листовок».

    Вспоминая о крымском периоде службы, Евдокия Борисовна вдруг сказала: «Мы мечтали — вот освободим Крым, обязательно поплаваем в Черном море. Не получилось: нам поставили задачу лететь в Белоруссию». Когда прилетели, летчики-мужчины встретили пополнение с издевкой: «Бабы на фронт прибыли!». А когда построились, чтобы приветствовать командование, все увидели, что на гимнастерках летчиц сияют ордена и медали, а сам полк носит звание гвардейского. Больше насмешек не было.

    С 1945 года гвардии старший лейтенант Пасько — в запасе. Вернулась в родной МГУ, завершила учебу на мехмате, долгие годы в МВТУ имени Баумана преподавала математику. В 1980-м награждена орденом Дружбы народов.

    Как-то под новый, 1944 год Пасько летела на выполнение боевого задания вместе с Ниной Поздняковой. Садясь в кабину, Дуся загадала: «Знаешь, Нина, если сегодня нас не собьют, проживем с тобой до 100 лет. Согласна?». «Конечно», — был ответ.

    Много лет после войны ей снились полеты. Будто попал самолет в лучи прожекторов и никак не может вырваться из их щупальцев, а вокруг рвутся и рвутся снаряды. А еще Евдокия Борисовна вспоминает свое детство, юность и пятерых из шести старших братьев, которым не суждено было вернуться из боя.

    Источник: vpk-news.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 01 марта 2010, 10:42
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020