Операция израильских спецслужб «Энтеббе»
Память История и события

    Самолет, выполнявший рейс Тель-Авив-Париж, был захвачен боевиками пропалестинских организаций 27 июня 1976 года и переправлен в аэропорт Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы.

    По прибытии в Уганду, террористы разделили 248 человек, оставив в заложниках в основном тех, кто имел израильское гражданство и экипаж из 12 членов, который отказался оставлять своих пассажиров. Главное требование захвативших заложников – немедленное освобождение из тюрем Израиля сорока палестинцев, активистов Организации освобождения Палестины.

    Спустя неделю около сотни израильских коммандос, пролетев свыше четырех тысяч километров до Уганды, взяли штурмом здание терминала. 102 из 106 заложников были спасены и благополучно вернулись на военных самолетах в Израиль. Три человека погибли при штурме, еще одна заложница-израильтянка – Дора Блох, попавшая в больницу, была позже казнена властями Уганды в отместку за операцию.

    Во время штурма погиб также командир спецназа Генштаба израильской армии подполковник Йони Нетаньяху – родной брат нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. С тех пор операцию негласно называют в его честь – «Операция Йонатан».

    * * *


    В середине 1970-х годов в Израиле царила атмосфера непрекращающейся борьбы с террором. Спецслужбы страны вели постоянную охоту на активистов различных палестинских организаций, в том числе тех, кто был причастен к убийству израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене.

    Нападение на самолет компании «Air France» стало еще одним звеном в этой цепи. Долгие годы считалось, что в первые дни после захвата правительство Израиля пыталось найти дипломатическое решение проблемы и, по мнению многих историков, даже готово было пойти на уступки и освободить палестинских заключенных из тюрем.

    Однако спустя 39 лет рассекреченные документы указывают на то, что это был лишь отвлекающий маневр, на успех которого в руководстве Израиля мало кто надеялся. С первого дня захвата тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин и министр обороны Шимон Перес твердо верили в необходимость проведения военной операции.

    Из записки Переса к Рабину:

    «Закрываем все оперативные детали. Наряду с внедорожниками, на которых солдаты подъедут к терминалу, предлагается взять „Мерседес“, похожий на автомобиль Амина (правитель Уганды). Добавим на него флажки. Амин как раз должен вернуться в аэропорт с Маврикия, по времени все должно сложиться».

    Ответ Рабина Пересу:

    «Мы знаем, когда Амин точно возвращается? Вы уверены, что это „Мерседес“? Как начинается операция, и какие в целом шансы на успех?»

    Перес отвечает:

    «Как начинается операция? Пункт первый — говорят, что это невозможно. Пункт второй – выбранное время не подходит. Пункт третий – правительство ее не одобрит. Из всего, что я точно вижу, а у меня пока есть зрение, это то, как эта операция завершится».

    По случаю публикации архивов, Шимон Перес заявил в интервью газете «Маарив», что процесс принятия решения о начале военной операции был очень нелегким.

    «Когда я озвучил силовой вариант и предложил отправить в Уганду наш спецназ, многие посчитали меня безответственным министром», — вспоминает Перес. — «Я никогда их не осуждал, ведь они, как и я, четко осознавали, что будет, если вдобавок к заложникам, мы еще потеряем сотню наших лучших бойцов».

    Среди противников столь дерзкой операции был и тогдашний начальник Генштаба Мордехай (Мота) Гур. Свою оценку он выразил в личной беседе с Пересом. По его мнению, транспортные самолеты «Геркулес», на которых предполагалось отправить спецназовцев, не могли долететь из Израиля до Уганды без дозаправки.

    Впрочем, получив приказ о подготовке к штурму, ему ничего не оставалось, как подчиниться. Решение по «Геркулесам» было найдено. Израиль договорился с властями соседней Кении о предоставлении воздушного пространства этой страны и аэропорта в Найроби для последующей эвакуации заложников.

    Непосредственное руководство операцией было поручено генералу Йекутиэлю Адаму. Он находился в самолете, который кружил над аэропортом Энтеббе. Еще один самолет был оборудован под летающий госпиталь.

    Впервые достоянием гласности стал и так называемый оперативный дневник операции. По его записям можно восстановить весь процесс принятия решения об освобождении заложников в деталях. Правда, некоторые фрагменты все еще остаются в секрете. Специалисты утверждают, что это связано с методами работы израильских спецназовцев, которые применяются в израильской армии даже сегодня, спустя много лет.

    За несколько часов до вылета в Уганду, Перес собрал у себя в канцелярии армейское руководство и некоторых из офицеров-участников предстоящего штурма. По словам Переса, командующий военно-воздушными силами Бени Пелед спросил его, на что рассчитывает политическое руководство Израиля – на захват только аэропорта или всей Уганды?

    «Пелед заявил, что для штурма аэропорта достаточно сотни солдат, для захвата всей Уганды нужно минимум тысяча, — вспоминает Перес. – Я сказал, что второй вариант даже не рассматривается, а главная цель – вернуть заложников домой».

    Из рассекреченных записей оперативных деталей:

    • «Суббота, 3 июля 1976 года, время 15:15 – есть разрешение Иерусалима на операцию».
    • «Время 16:15: первый самолет уже в пути. Ждем вторую группу „
    • “Время 16:18: вылет задерживается на 10 минут, группа прибыла в военной форме, нужно переодеть их в гражданскую одежду».
    • «Время 16:30: второй самолет пошел на взлет».
    • «Время 22:30: Первый самолет сел в Найроби».
    • «Время 23:18: Самолет приземлился в Энтеббе».
    • «Время 23:48: В аэропорту Энтеббе тишина – заложников и раненных доставляют на один из самолетов. Идет подготовка к вылету в Найроби».
    • «Время 23:51: Есть убитые среди заложников, один из бойцов тяжело ранен. Пока не ясно, удалось ли спецназу уничтожить МИГи угандийских ВВС».
    • «Время 02:00: Все самолеты благополучно сели в Найроби для дозаправки. В Израиле готовятся к встрече самолетов».
    По материалам: foto-history.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021