«Дорога слез»: 185 лет назад был подписал закон США, ставший основой для геноцида индейцев
Память История и события

    Человечество незаметно отмечает некруглый юбилей закона, ставшего основой для геноцида нескольких народов. Возможно, этот юбилей незаметен именно потому, что организаторам и исполнителями геноцида была нынешняя страна-гегемон – Соединенные Штаты Америки, отправившие по Дороге Слез «пять цивилизованных племен», что фактически положило конец уникальной цивилизации индейцев.

    В 1829-м году седьмым президентом США стал южанин Эндрю Джексон – горячий сторонник решения индейского вопроса путем депортации краснокожих куда подальше. Ровно 185 лет назад он подписал «Закон о переселении индейцев», положившей начало «Дороге слез». Коренное население Америки было депортировано с тех территорий, на которых проживало веками.

    Жаркие споры по поводу того, что же делать с индейцами, шли с самого начала американской независимости. Джордж Вашингтон полагал, что индейцев можно цивилизовать и интегрировать в американское общество, Джефферсон настаивал на том, что контакты с европейцами только губят коренное население – и лучше бы его отселить на необжитые земли, выплатив значительную компенсацию. При этом сам характер отношений между индейцами и колонистами на Севере и Юге страны значительно различался.

    Начнем с Севера. Приход в регион колонистов чрезмерно усилил Конфедерацию ирокезов, которые быстро переняли европейскую тактику войны и легко освоили огнестрельное оружие. Все это привело к тому, что ирокезы занимались откровенным геноцидом всех остальных племен, выталкивая их на север или запад, но потом совершили роковую ошибку, а именно: во время Войны за Независимость сделали ставку на Лондон. После поражения британцев ирокезы попытались объединиться с другими племенами (терроризируемыми ирокезами до этого) и создали Западную Индейскую Конфедерацию, которую Британия снабжала оружием. Война Конфедерации с США длилась десять лет – с 1785 по 1795-й год и завершилась установкой границы, к западу от которой европейцы не имели права селиться – там начинались индейские территории. Однако многие вожди не признали мирного договора, и в 1812-м, когда началась англо-американская война, снова выступили на стороне Англии.

    Постоянное участие в войнах (как с европейцами, так и между собой) и завезенные из Старого Света болезни (в первую очередь оспа, которую индейцам зачастую подсовывали сознательно – вместе с зараженными одеялами) подкосили местные племена. Действие романа Фенимора Куппера «Последний из могикан» происходит еще в колониальный период – в 1757 год, и к моменту принятия закона о переселении это племя, как и многие другие просто исчезло с лица земли. События конца XVIII — начала XIX веков еще больше ослабили индейцев. А главное: Север воспринимал их как сугубо враждебных элементов, причем, и любимых Купером делавэров и нелюбимых им ирокезов.

    Иная ситуация сложилась на Юге. Первый президент США полагал, что индейцы такие же люди, как и белые, ничем не хуже и не лучше, единственное их отличие в недостаточной цивилизованности. Неудивительное мнение для уроженца Вирджинии – множество влиятельных семейств этого штата вели свое происхождения от поселенца Джона Рольфа и некой индейской принцессы Матоаке, более известной под данным ей отцом прозвищем– Покахонтас (Проказница). Согласно этому подходу, стоит лишь выдать индейцам европейское платье, обучить английскому языку, приобщить к другим благам цивилизации – и они легко смогут интегрироваться в общество молодого государство. Этот подход имел определенный успех и в англо-американской войне 1812-го года, когда так называемые «пять цивилизованных племен» (семинолы, крики, чокто, чикасо и чероки), проживавших на американском Юге, выступили на стороне Штатов, при том что возглавлявший индейские силы на Севере вождь Текумсе сражался на стороне англичан и очень надеялся на поддержку «земляков».

    По сути, у индейцев на тот момент была своя государственность, естественно, скопированная с американской – и под протекторатом США. Границы обитания коренных народов и белых колонизаторов были более-менее установлены еще до американской революции.

    В то же время экономическая модель Юга сводилась к достаточно простой схеме – купить земли, рабов, вырастить хлопок, на вырученные деньги купить еще больше земли и рабов и вырастить еще больше хлопка. Постоянный рост цена на это сырье делал схему баснословно прибыльной. Индейцы, кстати, хлопководства не чурались, так же покупали рабов и содержали плантации, да и вообще – вели более оседлый образ жизни, чем их северные собратья. На территории Чероки, к примеру, был введена собственная конституция по образцу американской, президента по традиции именовали Великим Вождем, издавалась собственная газета, была открыта сеть бесплатных школ – первая в США. 4000 рабов обеспечивали племя (численностью около 16 тысяч человек) неплохой прибылью. Парадоксально, но факт: при всем при этом Юг не мог самостоятельно обеспечить себя продовольствием, и спустя 30 лет, накануне Гражданской войны экспортировал с Севера до 40% необходимых продуктов – вся плодородная доступная земля была отдана под дорогие культуры – хлопок и табак, а картошку с кукурузой пускай янки выращивают.

    Естественно, что вся свободная земля на Юге быстро закончилась, Луизианская покупка ненадолго исправила дело: прерии Великих Равнин – современная житница США на тот момент считались непригодными для жизни. И тогда взоры южан устремились к территории, на которых проживали «Пять цивилизованных племен».

    * * *


    В 1823-м году на основании нескольких решений Верховного Суда была окончательно сформулирована «Доктрина Открытия». Сгонять индейцев с земли было запрещено еще при Вашингтоне – только через покупку, но ушлые индейцы еще в колониальные времена умудрялись продавать одну и ту же землю по нескольку раз. Вернее, одни вожди продавали землю одному, другие другому – и так далее (четких границ-то между племенами не было), что привело к ряду земельных конфликтов. Суд принял «соломоново решение» – любая открытая земля принадлежит тому государству, чьи граждане или поданные открыли эти земли. У индейцев государства не было, значит, земля принадлежит Британии, а через нее, впоследствии – США. Право проживания за индейцами сохраняется, но продать эту землю они могут только и исключительно правительству, а оно либо перепродаст с молотка частным лицам, либо найдет ей другое применение.

    И тут на сцене появляется Джексон, который мог стать президентом еще в 1825-м, но из-за особенностей американской избирательной системы и несмотря на то, что Джексона поддержало большинство избирателей, большинство голосов выборщиков ушло к северянину Джону Куинси Адамсу. Тот взирал на Юг с изрядным сомнением, и в целом индейцам с ним повезло – изъятия и захваты шли, но в умеренных масштабах. Также стоит заметить, что в 1824-м умер вождь племени Чокто – Пушматаха, генерал армии США и видный участник войны с Англией, после чего индейцы лишились той поддержки, которую он худо-бедно обеспечивал Пяти цивилизованным племенам в Вашингтоне.

    Со второй попытки Джексон все-таки стал президентом и в своем подходе к вопросу формально основывался именно на концепции Джефферсона с переселением индейцев на необжитые территории, доставшиеся США после Луизианской покупки. При первом прочтении, подписанный им закон о переселении составлен достаточно благостно. Переселению должны были подвергнуться лишь те индейцы, которые захотят сохранить племенную структуру, а правительство предоставит им территорию значительно большую, чем те имели до этого. Тем же, кто переселяться не захочет и станет гражданином США, предоставляется компенсация. Наконец, правительство выдает индейцам некоторые количество денег на дорогу и «подъемные».

    Сторонники закона говорили о том, что таким образом индейцы смогут сохранить свои культурные традиции и жить веки вечные в единение с природой, где их никто никогда не побеспокоит. Критики справедливо замечали, что касается закон, в первую очередь, тех племен, которые больше всех переняли европейские нормы, – тот же Пушматах по Вашингтону ходил не в традиционном наряде, а в генеральском мундире. Кроме того, предлагаемые меры больше похожи все-таки не на добровольное переселение, а на депортацию. Тем не менее, ссориться с Южной секцией и подвергать опасности Союз из-за каких-то краснокожих, в итоге мало кто захотел и противодействие ограничилось длинными осуждающими речами в Сенате (тем более, вполне себе северная Индиана тоже решила воспользоваться теми перспективами, которые открывал закон перед Штатами).

    Вскоре началось движение по знаменитой «Дороге Слез» – многомесячный переход с Юго-Востока США в современную Оклахому. На тот момент эта самая окраина США, южнее и западнее уже мексиканские земли (современные Техас и Нью-Мексико).

    Формально индейцы могли остаться, отказавшись от автономии и перейдя под юрисдикцию США. Но для многих это было неприемлемо. Первым на переселение лишился народ чокто: 27 сентября 1830 года они заключили с правительством договор, согласно которому уступили 45 тыс. квадратных километров своей территории в Миссисипи в обмен на 61 тыс. квадратных километров на Западе. Молодой 22-летний индеец Джордж Харкинс написал «прощальное письмо американскому народу», которое было опубликовано в печати:

    «Мы оказались меж двух зол и выбрали на наш взгляд меньшее. Мы не могли признать право, которое присвоил себе штат Миссисипи — права быть нашим законодателем и судьёй. Хотя власти штата компетентны в создании законов для своих собственных граждан, это не значит, что они станут хорошими законодателями для чокто, народа столь несхожего по характеру и обычаям с белыми. Допустим даже, что власти поймут проблемы нашего народа, но могут ли они устранить гору предрассудков, которая всегда препятствовала торжеству законности и стояла непреодолимой преградой между благотворным правосудием и моим любимым народом? Мы, чокто, предпочитаем страдать и остаться свободными, но не жить под разрушительным воздействием законов, в создании которых мы не принимали никакого участия».

    * * *


    Переселение 17 000 чокто проходило в три этапа и закончилось в 1833 году. Первая группа отправилась на запад 1 ноября 1831 года. Антисанитария, холод, голод и болезни во время перехода унесли от 3000 до 6000 жизней. Позже одна из газет Арканзаса процитировала вождя племени, говорившего о переселении как о «пути слез и смерти», что и дало название историческому термину. Тех же, кто все-таки решил остаться, подвергали преследованию и дискриминации. «Наши жилища разрушают и жгут, наши ограды сносят, на наши поля выгоняют скот, а нас самих бьют плетьми, заковывают в ручные и ножные кандалы и всячески оскорбляют, от такого обращения наши лучшие мужчины умерли», — такое вот свидетельство эпохи.

    Семинолы, чья очередь была следующая, попытались начать вооруженное сопротивление под предводительством вождя Оцеолы (эти события известны отечественному читателю по одноименному роману Майна Рида или ГДР'овскому фильму с Гойко Митичем), но силы оказались неравны и мятеж был подавлен. Дольше всех, вплоть до 1839-го года сопротивлялось наиболее развитое племя – Чероки (причем, дипломатическим путем), однако и их под угрозой силы заставили согласиться на условия Вашингтона. Во время перехода чероки по различным оценкам потеряли от 4-х до 15-ти тысяч человек (это из всех совершающих переход, включая негров-рабов). То есть, от четверти до половины всех представителей этого народа исчезли с лица земли за короткий промежуток времени.

    Выживших действительно не трогали почти полвека, предоставив самим себе. Отчасти переселенцам повезло, — их собратьев, живших на других территориях, за это время подвергли вульгарному геноциду, как через прямое истребление (с вознаграждением за скальп), так и через истребление бизонов – мясо этих животных было основной пищей племен (от голода, кстати, регулярно страдали и жители Индейской Территории). Однако в 1889-м году цивилизация добралась и до этих земель, в 1891 возникла инкорпорированная территория Оклахома (что значит «красные люди» на языке чокто), а затем она превратилась в одноименный штат.

    Правительство вновь принялось добровольно-принудительно изымать земли у индейских племен. Согласно Генеральному акту о распределении, принятому в 1887 году, каждому индейцу отводилось 160 акров для занятия сельским хозяйством, но эти земли зачастую были неплодородными, а все остальные распродали белым. Вообще, победила точка зрения, что с вольницей пора окончательно завязывать, полупринудительно «американизировав» всех сохранивших свою культуру индейцев, а их резервации сократив до минимума. Самоуправление в резервациях было сведено на нет, детей отрывали от родителей и воспитывали в интернатах.

    Серьезные изменения политики США по отношению к индейцам наступили только при Франклине Рузвельте: в 1934 году был принят закон о реорганизации, который прекратил отъем земель в резервациях и политику, преследовавшую цель заставить индейцев отказаться от своей традиционной культуры и религии. Так индейцы снова получили самоуправление. Уже после Второй мировой войны была создана правительственная Комиссия, которая занимается возмещением убытков (но только в том случае, если земля была незаконно, без компенсации изъята агентами федерального правительства). Численность тех же чероки сейчас превышает 300 тысяч, правда, чистокровных из них только 15 000, остальные – метисы.

    Индейские казино, а также безакцизная торговля алкоголем и табаком приносят племенам неплохой доход. Но даже несмотря на это уровень жизни индейцев и поныне ниже среднего по США. Высшее образование есть только у 16% индейцев, в среднем по стране — около 30%. На пике финансового кризиса в 2009-м году безработными были 23,6% индейцев, в то время как средний показатель по стране не превышал 14,3%. Индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Среди них намного больше людей, злоупотребляющих алкоголем и табаком. Сравните это с 1830-м годом, когда уровень жизни на Территории Чероки был заметно выше, чем в США, и действовали 30 бесплатных школ, преподавателями в которых работали сами чероки.

    Есть, конечно, и исключения. Так, Джон Харингтон из племени чекасов стал астронавтом и посетил МКС. Его соплеменник — республиканец Том Коул заседает сейчас в Палате Представителей, призывает восстановить работу над системой ПРО в Восточной Европе и дать оружие украинцам. Вот такой вот «сын угнетенного народа».

    Всего же на текущий момент в США проживают около 5 миллионов потомков коренных народов (вместе с гавайцами и алеутами). Под 300 резерваций отведено 225,4 тыс км² или 2,3% площади страны.
    Источник: vz.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 29 мая 2015, 09:03
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018