Разгром фашистского аэродрома («Красная звезда» от 6 июня 1942 года)
История и события

    РАЗГРОМ ФАШИСТСКОГО
    АЭРОДРОМА

    (От специального корреспондента «Красной звезды»)

    Командир штурмовиков и командир истребителей склонились над картой. Воздушные разведчики донесли, что на аэродроме около небольшой железнодорожной станции враг посадил несколько десятков самолетов. Это был один из фашистских аэродромов первой линии.

    План совместного налета штурмовиков и истребителей вырисовывался все яснее и четче. В нападении на фашистскую базу должно было принять участие 50 самолетов. Одновременный массированный вылет штурмовиков и истребителей обеспечивал полное превосходство в воздухе на этом участке фронта, облегчал разгром вражеского аэродрома. Как показывали данные разведки, на аэродроме находились преимущественно истребители «ME­109» и «МВ­109ф». Это означало, что немцы могут оказать активное противодействие не только средствами зенитной обороны, но и вылетом дежурных подразделений. Поэтому командиры, организующие удар, уделили особое внимание построению боевого порядка всей атакующей группы.

    Впереди шло подразделение ЛАГГ'ов. В его задачу входило — навести штурмовики на цель и первыми очередями из пушек и пулеметов сковать врага. Группа ИЛ'ов под командованием тов. Радякина наносила основной удар — звеньями, в строю пеленга. Она уничтожала вражеские самолеты всей силой своего бортового вооружения, делая по нескольку заходов на цель. На флангах ударную группу прикрывали истребители подразделений тт. Грисенко и Татанашвилли. ЛАГГ'и тушили зенитные точки. ЯК'и охраняли штурмовики от вражеских истребителей, если бы только те пытались контратаковать группу с малой высоты. Выше, эшелонируясь вверх, шло несколько групп ЯК'ов под командованием тов. Баранова, которые надежно защищали всю ударную группу от возможного противодействия фашистской авиации с соседних аэродромов.

    Задача, доведенная до каждого летчика, была твердо усвоена всеми экипажами. Известную трудность составлял быстрый сбор в воздухе всей группы. Атакующие вражеский аэродром подразделения были расположены на прифронтовых посадочных площадках, тщательно замаскированных от глаза воздушного противника. Взлетать по очереди и собираться на кругу — значило заранее обречь весь налет на неуспех. Увидев собирающуюся в воздухе большую группу самолетов, немцы могли бы немедленно объявить тревогу на своих аэродромах, поднять дежурные истребители и создать воздушный заслон. Кроме того, длительное пребывание в воздухе над своими площадками могло бы выдать фашистам места скрытного базирования наших истребителей и штурмовиков. Значит, в дальнейшем можно было бы ожидать ответного нападения фашистов на наши аэродромы.

    Чтобы обеспечить внезапность нападения и маскировку своих площадок, было решено производить сбор на различных скоростях на самом маршруте к цели. Здесь особенное значение приобретали служба времени и четкая организация старта.

    Случилось так, что по целому ряду причин ударные группы истребителей и штурмовиков, следуя по курсу к цели, на несколько минут раньше назначенного срока стали подходить к площадкам, с которых должны были взлететь прикрывающие всю группу истребители. На одну-две минуты создалось крайне напряженное положение: весь заранее разработанный боевой порядок мог сломаться, а это повлекло бы за собой неудачу нападения. Вопрос решили инициативные действии командира истребителей тов. Баранова. Первым ринувшись на взлет, он увлек за собой всю свою группу. ЯК'и взлетали парами по узенькой полоске между двумя лесками, выруливая одновременно с обеих опушек, и догоняли группу.

    Все 50 самолетов вышли на цель одновременно. Удар был совершенно неожиданным для немцев. ЛАГГ'и, обстреляв палатки и технические средства, заставили немецких техников под пулями бежать к самолетам. Но здесь фашисты вместе с машинами гибли под огнем мощных ИЛ'ов. Сразу в двух концах аэродрома запылали пожары — это горели «Мессершмитты». Два самолета, пытавшиеся было взлететь, были тут же опрокинуты разрывами бомб.

    Изгибаясь в боевых разворотах, ЛАГГ'и прикрытия одну за другой тушили ожившие было зенитные точки и попутно вели огонь по самолетным стоянкам. В это время с соседних площадок стали подниматься одиночные немецкие истребители. Вот один из них, видимо, в безумном отчаянии, попытался атаковать несколько оторвавшийся от общего строя ИЛ. Это заметил лейтенант Саломатин — один из летчиков славной семерки капитана Еремина, в свое время прославившейся беспримерным боем с 25­ю немецкими самолетами. Пикируя вниз, Саломатин с короткой дистанции дал две метких очереди, и «Мессершмитт», пылая, упал на землю рядом с аэродромом. Вслед за ним заштопорили еще два вражеских истребителя, сбитые группой ЯК'ов командира Татанашвилли. Подошедшая с южной стороны четверка «МЕ­109», видя участь своих предшественников, развернулась и ушла обратно.

    На земле пылали пожары. Медленно оседала пыль, поднятая разрывами бомб. Специально выделенные разведчики подсчитывали результаты атаки. С двух сторон аэродрома горело 19 немецких самолетов. Два были опрокинуты и разбиты на взлете, три сбиты в воздухе. Всего — 24 уничтоженных машины. Кроме того, многие самолеты, стоявшие на аэродроме, были серьезно повреждены.

    Ударная группа отвалила от цели. Вслед за нею в строгом боевом порядке отошли истребители. 50 советских самолетов, разгромив вражескую базу, уверенно возвращались на свой аэродром. В этот день с немецкой базы больше не поднялся ни один вражеский самолет. Пытавшиеся проследить за посадкой нашей группы два немецких истребителя были своевременно отсечены специально назначенным звеном ЯК'ов.

    Весь налет длился считанные минуты и закончился разгромом фашистской базы истребителей. Наши потери — одна машина, вынужденно севшая на своей территории из-за повреждения, полученного от зенитного огня. Успех удара, нанесенного немцам, явился результатом смелого массирования сил на определенном участке фронта, полной инициативы в воздухе и образцово организованного взаимодействия различных типов самолетов при комбинированном нападении истребителей и штурмовиков на одну и ту же цель.

    Подполковник Н. ДЕНИСОВ.
    ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
    N аэродром, 5 июня. (По телеграфу).

    Источник: Газета «Красная звезда» 6 июня 1942 года

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 03 апреля 2015, 09:45
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017