На западной магистрали («Красная звезда» от 3 июня 1942 года)
История и события

    НА ЗАПАДНОЙ МАГИСТРАЛИ


    Железная дорога пролегала через реку с высокими, обрывистыми берегами. Большой мост, видимый издалека, возвышался на несколько десятков метров над бурными водами. Борьба за этот мост длилась долго после того, как наши части продвинулись дальше на запад.

    Некогда монументальный мост достался нам исковерканным, взорванным. Фермы его глыбами железа беспомощно свисали в воду. Именно тогда и началась упорная и сложная борьба за мост, в ходе которой бойцы вводили в действие и боевое оружие, и орудия труда. Интересы передовой линии требовали, чтобы на этом участке франта было как можно скорее восстановлено железнодорожное движение.

    Железнодорожный батальон под командованием капитана Мутовина прибыл к месту почти одновременно с передовыми частями. Большая и сложная задача встала перед железнодорожниками-мостовиками: во что бы то ни стало пропустить поезда на запад. Уже наступала распутица, и не было других путей для доставки на фронт снарядов и продовольствия, обмундирования и пушек. Только по стальным путям могло осуществляться все снабжение фронта.

    В течение короткого времени были установлены новые фермы. Это был рекордный срок, которого не знали мостостроители в мирное время. День и ночь напряженно трудились бойцы-железнодорожники. Они знали, что от их производительности и энергии зависит успех операции.

    Немцы, откатившиеся под ударами наших войск на много километров отсюда, не забывали об огромном значении моста. Вражеские самолеты — сначала разведчики, а потом и бомбардировщики — все чаще стали появляться там, где кипела напряженная работа, где восстанавливались исковерканные фермы моста. Редко проходил день, когда не было попыток вражеской авиации бомбить мост. Зачастую немецкие самолеты появлялись здесь по пяти, а то и по восьми раз в день.

    Шли восстановительные работы, и стук молотков сливался с грохотом зенитных орудий, с разрывами бомб, с гулом самолетов. Работу бойцов-железнодорожников прикрывали зенитчики и истребители. «Воздух!» — слышалась команда. Зенитные орудия изрыгали огонь, краснозвездные самолеты бросались навстречу врагу, а бойцы-железнодорожники продолжали восстанавливать мост.

    Немцы неистовствовали. С каждым днем они усиливали налеты. И с каждым днем мост все явственнее приобретал свои первоначальные формы. Но вдруг положение обострилось. Наступил ледоход. Возникла опасность разрушения моста могучими ледяными нолями, которые двигались с верховьев реки. Ледоход в этих краях тяжелый. Даже в обычное время команды подрывников спасали устои моста, тогда еще крепкого, нетронутого.

    Борьба за мост стала еще напряженнее. Бойцы взрывали лед за много километров выше моста, но бурные воды несли большие льдины прямо на мостовые опоры. Бойцы с большими шестами в руках висли в воздухе, направляя льдины в проходы между устоями моста. Дважды уносило течением на оторвавшейся льдине старшего лейтенанта Лескова, и он, весь мокрый, окоченевший, снова возвращался к мосту, чтобы продолжать борьбу со стихией. Младший лейтенант Николаев руководил отдельной командой по охране ряжей. В тот момент, когда ледяное поле приближалось к мосту и угроза становилась особенно велика, Николаев с риском для жизни подрывал лед и предотвращал опасность. Дни и ночи проводили на льду под дождем и ветром красноармейцы Крапивин и Гуторец, особенно отличавшиеся в эти трудные дни.

    А немцы не прекращали своих налетов. На помощь зенитчикам прибыл наш бронепоезд. От его зенитных орудий и пулеметов не один вражеский самолет нашел себе могилу на окрестных полях и в водах широкой реки. Для защиты моста от воздушной бомбардировки зенитчики стали применять дымовые завесы, и тогда железнодорожники, подрывники продолжали работу, порой не видя друг друга.

    Мост был восстановлен, но борьба за него продолжалась. Уже эшелон следовал за эшелоном, сотни вагонов с пушками и снарядами, с продовольствием и обмундированием прошли на запад. А возле моста все так же зорко несли вахту зенитчики и команда бронепоезда, все так же напряженно работали здесь бойцы-железнодорожники.

    Бойцом был всякий, попавший сюда, в прифронтовую зону, независимо от того, был ли он одет в защитный костюм красноармейца или в синюю тужурку железнодорожника. Когда налетала вражеская авиация, пытаясь бомбами и пулеметными очередями задержать движение поездов, люди бросались в огонь и под свистом пуль отцепляли загоревшиеся вагоны, спасали мост, спасали боеприпасы.

    Однажды поезд подошел к мосту уже после полуночи. Он вез снаряды на фронт. В это время появились немецкие самолеты. От осколков снарядов и от зажигательных пуль загорелся один вагон. Огонь грозил перекинуться на весь состав к тогда могла наступить катастрофа. Этот поезд вел машинист Кляченко с помощником Михалевым и кочегаром Нехитровым. Они кинулись к загоревшемуся вагону, отцепили его и угнали назад.

    Сколько подобных случаев героизма знает история этой прифронтовой железной дороги! Стрелочница Вера Чейкина пропускала поезда не только под бомбежкой с воздуха, но и под артиллерийским и минометным огнем, когда противник был еще невдалеке, а поезда уже катились по стальным путям на запад. Однажды Вера Чейкина была ранена осколком в голову, но она не ушла с поста и продолжала работать до полной ликвидации последствий налета.

    Сколько ни налетали немецкие самолеты, какие разрушения ни причиняли они стальным путям, ведущим на запад, туда продолжает двигаться состав за составом, и железнодорожный светофор неизменно показывает машинистам, что путь открыт. Так побеждают мужество, отвага, беспредельная преданность родине.

    Я. МИЛЕЦКИЙ.
    ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 3 июня 1942 года

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 21 марта 2015, 10:32
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017