Перед сражением («Красная звезда» от 23 мая 1942 года)
Память История и события

    Перед сражением

    (От специального корреспондента «Красной звезды»)

    — Когда дело идет о машине, ничего не страшно и самого себя не жалко,— сказал старший лейтенант Нестеренко.

    Танкисты слушали командира роты, изредка поглядывая на зарытую в землю и заботливо укрытую распустившейся зеленью стальную громаду. Они уже бывали в боях, многие пролили свою кровь в схватках с врагом. Но впервые судьба их оказалась связанной с красавцем «KB», о котором они раньше только мечтали.

    — Был такой случай, — продолжал Нестеренко.— Подбили одну нашу машину. Стоит она, бедняжка, в самом пекле. Заехал я на «KB» — взять ее на буксир. Пока засекал немецкую пушку, расчет ее уже по мне огонь открыл. Три снаряда шлепнулись в башню, и ничего — только вмятины остались. Ударил я по пушечке, — одни щепки полетели. А свою подбитую машину вывел с поля боя.

    Бойцы невольно взглянули на литую округлость могучей башни своего танка, где свежей краской было выведено «Комсомолец» — имя, присвоенное вчера приказом по части и наполнявшее гордостью сердца экипажа.

    — Крепость! — сказал кто-то протяжно и с восхищением.

    У каждого из этих молодых, но уже закаленных войной людей связаны с боевыми машинами самые волнующие минуты жизни. Командир комсомольского экипажа воентехник 2-го ранга Копцев в осенних боях под Москвой ценой своей жизни спасал танк. Все боеприпасы были расстреляны, стартер сломался, люк был поврежден и не захлопывался, а наши части уже отошли. Четверо смелых остались с машиной: один на посту внутри, трое в водостоке под железнодорожной насыпью. Немцы уже установили на путях пулемет и вели огонь, а танкисты, безоружные, притаились внизу, кусая губы от злости. Но никто не подумал скрыться. Когда стемнело, они исправили стартер и увели танк прямо из-под носа у фашистов.

    Сейчас, получив могучую машину, Копцев и его товарищи сдувают с нее каждую пылинку. Дни и ночи перед боями заполнены мыслями, заботами о своем танке. Они участвовали в его монтаже на заводе и взяли на себя сборку самых сложных агрегатов, чтобы в корне постигнуть умную технику. После 50-километрового пробного пробега они сами устраняли дефекты, во время многочисленных погрузок и разгрузок в пути на запад бережно, как ящик со стеклом, передвигали с места на место многотонную громадину. На одной станции старик-стрелочник изумленно смотрел, как сполз «KB» с платформы и плавно развернулся чуть ли не на месте.

    — Двадцать два года работаю на железной дороге, а такого не видал, — признался он, потрясенный. И тут же раскрыл глаза еще шире. Между гусеницей и ведущим колесом танка попал кусок рельса: будто сквозь жернова прошел стальной брус через всю передачу, и она только выплюнула на землю его мелкие кусочки. А танк, как ни в чем не бывало, продолжал свой путь.

    Механики-водители не жалеют сил, когда нужно устранить какие-либо неполадки, восстановить полную боеспособность машины. Старший механик-водитель Черныш вместо трех суток потратил на смену мотора только одни. А дело происходило в лесу, не в мастерской. После небольшого марша по грязи, под дождем, Черныш ходил озабоченный и в конце концов предложил:

    — Давайте сменим смазку, боюсь я чего-то.

    Слили масло, и действительно — в нем оказались опилки. Менять как раз было впору, хотя по инструкции еще не полагалось. Черныш просто учел, что машина новая, а марш был хотя и короткий, но тяжелый. Водитель сердцем почуял, в чем нуждается его танк.

    В подразделении, которое возглавляет майор Митрошенко, любовь к боевой машине, стремление познать все ее тонкости — в крови у людей. И славные традиции подразделения, и порядок, царящий в нем, и подлинная командирская забота о боеспособности каждого звена — все воспитывает в людях уважение к технике.

    Здесь много героев октябрьских и ноябрьских боев за Москву, когда часть завоевала свою верную славу. Здесь все знают, что майор Митрошенко под огнем врага переходил из танка в танк, поражая немецкие машины меткими выстрелами, что командир машины Лукин под артиллерийским огнем дважды подходил к подбитой машине комиссара, а в третий раз взял ее на буксир, вылезши из люка водителя, и по дороге привел к молчанию немецкую батарею. Здесь знают, что лейтенант Махинин, раненый в голову, продолжал бой, а спустя несколько часов, снова раненый в руку и в ногу, не дал отнести себя на пункт, пока не погрузил поврежденную машину на платформу; он лишился чувств у любимого танка, но спас его все-таки от гибели. Здесь все знают, что за весь долгий и трудный боевой путь ни одна машина подразделения не была оставлена на поле боя, как бы ни была она повреждена и какая бы опасность ни угрожала ее спасителям.

    По-летнему жаркое солнце и степной ветер подсушили еще недавно влажную и вязкую землю. Приближается гром ожесточенных сражений. Во все концы открыты пути для танков. Наши танкисты никогда еще не обладали такой совершенной и разнообразной техникой, и никогда не была так яростна их воинская страсть. А пока нет боевого приказа, все их помыслы направлены к одному: еще лучше изучить свою технику, еще лучше подготовиться к боям. С помощью военинженера 2­го ранга Рубинова, приехавшего из академии, во всех ротах прошли многочасовые практические занятия по регулировке основных механизмов во время эксплоатации. Техники и инженеры провели рациональную укладку боеприпасов в танках, намного увеличив возимый боекомплект.

    Бой может грянуть в любую минуту, и экипажи не покидают своих машин. Грозный, притаившийся, протянув ствол орудия к заходящему солнцу, застыл в своей зеленой норе «Комсомолец». Рядом с именем на защитном фоне уже искрится комсомольский значок, а поверх него надпись:

    — Вперед, на запад!

    И к какому танку ни подойдешь,— эти гордые зовущие слова горят на броне, как единодушный клич их боевых экипажей, готовых на подвиг и победную славу.

    Р. МОРАН.
    БРЯНСКИЙ ФРОНТ

    По материалам: Газета «Красная звезда» 23 мая 1942 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 02 февраля 2015, 10:07
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022