Капитан из оперативного отдела («Красная звезда» от 26 апреля 1942 года)
История и события

    КАПИТАН ИЗ ОПЕРАТИВНОГО
    ОТДЕЛА

    (От нашего корреспондента по Западному фронту)

    Шел третий час ночи. Обычно к этому времени в штабе армии устанавливалась тишина. Большинство командиров засыпало коротким, но наредкость крепким сном. Бодрствующими можно было застать командующего, начальника штаба, начальника оперативного отдела и еще несколько человек дежурных. Остальные отдыхали, чтобы с первыми лучами солнца снова приняться за работу.

    Сегодня же в этот час почти все находились на ногах, хотя положение было обычное, такое же, как вчера. Но люди не могли спать, потому что от одного к другому передавалась горестная для каждого весть: не вернулся с передовых позиций капитан Соколов.

    Штаб N армии — это боевой и спаянный коллектив. Командиры в большинстве узнали друг друга с самого начала войны и с тех памятных дней неразлучно были вместе. Отступали вместе, рядом дрались с немцами, когда те однажды, прорвавшись в глубину нашего расположения, напали на штаб, еще несколько раз вступали в бои с фашистскими диверсантами, потом вместе со всей армией защищали один большой город на подступах к Москве, а сейчас с самого декабря вместе шли вперед, на запад. Это — штаб, где каждый знает товарища, как самого себя, где людей спаяла и сроднила суровая боевая жизнь.

    Капитан Соколов работал в оперативном отделе штаба. Формально он числился старшим помощником начальника отделения, а фактически был офицером связи и выполнял особо важные поручения командования. Много раз за время войны Соколов вылетал на самолетах, выезжал на вездеходах и машинах, на лошадях, ходил пешком на те участки фронта, где решалась судьба операции, происходили наиболее напряженные бои. Какая бы ни была погода, что бы ни случалось с транспортом,— капитан всегда возвращался в штаб точно к сроку, указанному командующим.

    И вот сегодня капитан Соколов не вернулся. Командующий и его штаб ничего не знали о судьбе капитана и не знали также о положении на участке одной гвардейской части, которая еще утром была атакована превосходящими силами противника. Авиация немцев оборвала всю проволочную связь с этим участком фронта. На радиозапросы часть не отвечала.

    По проводам, по эфиру плыло слово «вишня». Ответом было молчание. А на улице стояла темная ночь. На небе ни луны, ни звездочки. Сыро, грязно. На западе по всей линии фронта гудела артиллерийская канонада.

    … Капитан Соколов в это время шел по лесу с тяжелой, четырехпудовой ношей. На руках у него лежал завернутый в плащ-палатку летчик, старший лейтенант Кокорин. Летчик стонал, что-то говорил в бреду, а когда приходил в себя, просил:

    — Да брось ты меня, капитан. Куда несешь? Все равно помру. Брось.

    Тяжело говорить человеку такие слова, но еще тяжелее бросить в лесу раненого товарища. Трудно было Соколову. Ноги то проваливались в снег, то утопали в жидкой грязи. Сапоги давно наполнились водой. Мокры были брюки, шинель. Капитан выбился из сил, дышал с каким-то хрипом, а голова кружилась от переутомления. Но ни разу не мелькнула у него мысль, что летчика можно оставить. Нет, советский человек не способен на это. Он скорее сам погибнет, а товарища спасет.

    Соколов шел, ориентируясь по компасу. По его расчетам, скоро должна была показаться деревня. Несмотря на нечеловеческую усталость, капитан торопился. Нужно было быстрее оказать квалифицированную помощь летчику и сообщить в штаб о положении гвардейской части.

    Иногда Соколов недоуменно спрашивал себя: как же это удалось остаться живым и невредимым?

    Он вылетел обратно в штаб еще засветло. К этому времени гвардейская часть успешно отбила четвертую контратаку немцев, и капитану стало ясно, что положение до утра не изменится. Враг обескровил себя контратаками, вынужден был отойти, а гвардейцы продолжали наносить ему удар за ударом. Можно было лететь обратно. И вот Соколов, нанеся на карту обстановку, сел в самолет. Они с трудом оторвались от мокрой земли. Через тридцать, самое большое через сорок минут капитан надеялся быть в штабе. С Кокориным он летал не в первый раз — летчик никогда не подводил.

    Связной самолет плыл над лесом, чуть не задевая колесами за деревья. Ровно работал мотор. И вдруг сверху, из облака, коршуном обрушился «Мессершмитт». Кокорин увернулся от первой атаки, прижав свою машину к самым деревьям. Немец, видимо, рассвирепел: он набрал высоту и снова пошел в атаку. Капитан вдруг увидел, что немец сгоряча не сумел выйти из пике и врезался в лес. Радостно заколотилось сердце. Но в это время и свой самолет вдруг понесся вниз.

    Капитан привстал:

    — Ты чего, Кокорин?

    Голова Кокорина как-­то безжизненно лежала на спинке.

    — Убит,— подумал капитан.

    Самолет шлепнулся о деревья. Капитан еле удержался в кабине. Удар о землю хоть был и сильный, но не такой, чтобы можно было разбиться. Ветви деревьев приняли на себя всю тяжесть удара, и это спасло людей от неминуемой гибели.

    Капитан вынул из кабины Кокорина и, прощупав пульс, убедился, что он жив. Кокорина ранило осколком в левый бок. Капитан перевязал ему рану, взял летчика на руки и понес.

    В 3 часа 15 минут капитан добрался до деревни, сдал Кокорина в санитарную часть и по телеграфу связался со штабом армии. К рассвету его на тягаче привезли в штаб. Капитан нашел в себе силы, чтобы твердой походкой войти к командующему и по-уставному доложить, что боевое задание выполнено.

    Штаб армии работал, как обычно. К гвардейской части в четыре часа ночи вышли наши тяжелые танки. В семь утра над ее позициями появились наши истребители… Немного позднее на узле связи снова заговорила «вишня». Командующий приказал гвардейцам вместе с танками атаковать следующую деревню. Потом он вызвал санитарную часть и справился о здоровье летчика Кокорина. Врач ответил, что ранение жизни не угрожает.

    Капитан Соколов до сих пор не отдыхал. Когда командующий вошел к себе, он увидел Соколова около своего адъютанта.

    — Вы что, капитан?

    — Как бы узнать о Кокорине?

    — Кокорин жив и будет жить. Идите и отдыхайте.

    … На улице светило весеннее солнце. Капитан шел, немного пошатываясь. Он был доволен прошедшей ночью и особенно доволен тем, что к гвардейцам во-время вышли танки и старший лейтенант Кокорин будет жить.

    Старший политрук П. ТРОЯНОВСКИЙ.

    Источник: Газета «Красная звезда» 26 апреля 1942 года

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 25 ноября 2014, 09:16
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017