Забытые братья по оружию
История и события

    Лейтенант армии США Вильям Робертсон и лейтенант советской армии Александр Сильвашко. Встреча на Эльбе, Торгау, Германия. 25 апреля 1945 года.

    Второй фронт. За этим условным наименованием, принятым в нашей историографии, скрывается одна из самых драматических интриг Второй мировой войны. В сознании советского человека это понятие, не без помощи ангажированных властью исследователей, стало почти идентично коварству и едва ли не предательству. В то же время, о реальных масштабах взаимодействия союзников по антигитлеровской коалиции не задумывался практически никто. Северные конвои, «ленд-лиз», встреча на Эльбе — эпизоды войны, почти утратившие свое значение под воздействием заклинания — «они высадились слишком поздно». Заклинания настолько магического, что подчас казалось, будто сама война началась для союзников только в 1944 году.

    «Ленд-лиз» и северные конвои


    Осенью 1941 года, после того как на совещании советских, английских и американских представителей в Москве была в целом достигнута договоренность о поставках западными державами Советскому Союзу военных материалов и продовольствия на условиях аренды («ленд-лиза»), Сталин получил письмо от президента США Рузвельта, в котором последний обязался принять все меры для обеспечения «поставок на сумму до 1 миллиарда долларов». При этом Рузвельт предложил, «чтобы по задолженности, образовавшейся в результате этого, не взималось никаких процентов и чтобы Советское Правительство начало покрывать ее платежами через пять лет после окончания войны». Сталин ответил любезным согласием.

    Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да, они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок.

    Георгий Константинович Жуков

    О том, насколько большое значение придавал военным поставкам по «ленд-лизу» сам «вождь всех времен», можно судить по его вниманию к деталям, которые, казалось бы, не должны были занимать Верховного. Так, 18 июля 1942 года Сталин сообщает американскому президенту, что американские танки «легко горят от патронов противотанковых ружей» по той причине, что в их двигателях используется высокосортный бензин, создающий «благоприятные условия для загорания». В ответном послании Рузвельт благодарит Сталина и обещает привлечь к решению этой проблемы ведущих американских инженеров. Не меньше внимания уделяет Верховный и британским поставкам. Его переписка с Черчиллем однозначно свидетельствует, что для Сталина союзнические конвои в 1942-1943 годах имели гораздо большее значение, чем для иных послевоенных советских «исследователей», манипулировавших небылицами о ничтожности ленд-лизовской помощи.

    Английские рабочие на митинге, посвященном отправке в СССР танков «Валентайн»

    Одним из самых распространенных заблуждений, в свое время овладевших умами многих наших соотечественников, являлась уверенность в том, что поставки производились чуть ли не на безвозмездной основе. В какой-то степени это было действительно так. Согласно достигнутым договоренностям, безвозвратно утраченная в боях техника, действительно, в дальнейшем не подлежала оплате, однако за оборудование, станки, высококачественные материалы и продовольствие Советский Союз платил, причем иногда чистым золотом.

    Золотая могила «Эдинбурга»


    26 апреля 1942 года из Мурманска в составе прикрытия конвоя PQ-11 вышел в море британский крейсер «Эдинбург» под командованием капитана Фолкера. На его борту находился сверхсекретный груз — около 500 слитков золота, по 11-13 килограммов каждый, предназначавшиеся союзникам в уплату за военные поставки. 30 апреля в сильнейшую пургу «Эдинбург», опередивший конвой на несколько миль, атаковала немецкая подводная лодка U-456. Крейсер, получивший две торпеды: одну в левый борт, вторую — в корму, — потерял ход, накренился на 25 градусов, но остался на плаву. В первые же минуты атаки погибли несколько десятков моряков и офицеров. На корабле начался сильный пожар, который едва не привел к взрыву артиллерийских погребов. Ценой поистине героических усилий экипажа огонь удалось погасить. 1 мая два британских эсминца из состава сил непосредственного охранения предприняли несколько безуспешных попыток взять «Эдинбург» на буксир и вернуть его в Мурманск.

    Крейсер «Эдинбург»

    Непрекращающийся снег и сильный ветер делал невозможным авианалет противника, однако потерявший маневренность британский крейсер был слишком желанной добычей для немецкого флота, поэтому повторное нападение было неизбежно. Так и произошло. 2 мая к месту боя прибыли три немецких эсминца типа «Z» под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. В результате трехчасового боя, в котором, несмотря на большой крен, принял участие и «Эдинбург», британцам удалось уничтожить один из эсминцев врага и серьезно повредить второй. Однако судьба самого крейсера, получившего еще одну пробоину, была предрешена. После того как все оставшиеся в живых моряки «Эдинбурга» перешли на подоспевшие траулеры, поступил приказ затопить корабль. Британские эсминцы выпустили по крейсеру одну за другой три торпеды. «Эдинбург» вместе с грузом золота ушел под воду.

    Всего за годы войны в северные порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов). При этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей. Одним из самых драматичных эпизодов из истории северных конвоев стал поход каравана судов, получивший кодовое название PQ-17.

    Разгром конвоя PQ-17


    27 июня 1942 года огромный союзный конвой вышел из исландского Хвалифьорда и направился к северным берегам СССР. На борту 37 транспортов находились около 300 боевых самолетов, 600 танков, более 4000 грузовиков и тягачей и огромное количество других грузов, достаточных, чтобы оснастить и послать в бой армию в 50 тысяч человек. PQ-17 был не только самым ценным, но и самым защищенным конвоем: в его охранении шло 14 эсминцев и сторожевиков под командой каперанга Брума на эсминце «Кеппель», ближнее прикрытие составляли два английских и два американских тяжелых крейсера адмирала Гамильтона, дальнее — английский линкор «Герцог Йоркский» под флагом командующего флотом адмирала Тови, американский «Вашингтон», авианосец «Викториес» и еще множество других кораблей.

    Английские эсминцы выходят в море из бухты Скапа-Флоу для сопровождения конвоя PQ-17

    Конвой успешно миновал самые опасные участки пути, отразив большое количество атак немецких торпедоносцев и штурмовиков, сумевших потопить только два транспорта, что в условиях полярного дня можно было считать большим успехом. Для сравнения, в предыдущем конвое PQ-16 были потеряны более трети судов. Однако 4 июля первый морской лорд британского адмиралтейства Дадли Паунд отдал неожиданный приказ: «Из-за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться». Военный эскорт был отозван. Оставшиеся беззащитными транспортные суда оказались поставлены перед необходимостью самостоятельно идти в порты назначения. Дальнейшее известно: рассыпавшиеся по морю транспорты стали легкой добычей немецких бомбардировщиков и подводных лодок, из 37 судов конвоя до советских северных портов дошло не более дюжины.

    Существует несколько версий произошедшего, в том числе снабженных захватывающими литературными подробностями, но имеющих мало общего с действительностью. Высказывается предположение, что весь конвой PQ-17 являлся одной огромной приманкой, на которую британское адмиралтейство пыталось «поймать» грозный немецкий «Тирпиц», находившийся в тот момент в норвежских водах. Говорится и о бездарности адмирала Паунда, отдавшего на основании непроверенных разведданных столь панические приказы, которым не поверили даже командиры британской эскадры. Есть и более экзотическая версия. Некоторые историки сопоставляют действия британских властей с успешным немецким наступлением на юге СССР, предполагая, что Черчилль не верил в победу Красной армии в летней кампании 1942 года и опасался, что столь большие запасы военной техники и стратегических материалов могут оказаться в руках нацистов, а потому предпочел, чтобы немцы уничтожили караван еще до его прихода в порты. Истина, как водится, лежит где-то посередине. Но так или иначе, странные маневры эскадры охранения стоили жизни почти двумстам британских моряков, на дне моря оказалось оборудование и военная техника на сумму в 700 миллионов долларов, адмирал Паунд умер от инфаркта на своем рабочем месте вскоре после злополучного разгрома, а советское руководство в дальнейшем умело использовало гибель PQ-17 для нивелирования заслуг союзников по коалиции.

    Второй по значимости линкор третьего рейха «Тирпиц»

    А между тем, участие американской техники, в первую очередь самолетов, было заметным на всех фронтах. Наш «северный» ас Борис Сафонов, сбивший 25 самолетов противника, уже в самом начале войны пересел с И-16 на «Китихоук». Трижды Герой Советского Союза Покрышкин с весны 1943 года воевал на «Аэрокобре» и сбил при освобождении Кубани и Украины несколько десятков немецких самолетов. На этом же самолете сражался и другой известный летчик — дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев. Всего же почти каждый четвертый истребитель и бомбардировщик, поступившие на вооружение в годы Великой Отечественной войны в действовавшие в составе ВВС СССР, были англо-американского производства.

    Что же касается поставлявшегося в СССР продовольствия, которое, в основном, транспортировалось по тихоокеанскому и трансиранскому маршрутам, то, согласно последним данным, с 22 июня 1941 года по 20 сентября 1945 года США, Великобританией и Канадой было отгружено в СССР 4915818 тонн продовольствия, суммарная калорийность которого составила около 67502474 миллиона килокалорий. Если считать, что в среднем суточный рацион бойца действующей армии должен включать в себя 4000 килокалорий, то получается, что этих продуктов хватило бы для того, чтобы кормить десятимиллионную армию в течение 1688 суток, то есть до конца войны.

    Второй фронт


    Войска США высаживаются с десантной баржи на пляж Юта на побережье Нормандии, Франция, в июне 1944. Пляж загроможден остовами разрушенной военной техники

    6 июня 1944 года на песчаных пляжах Франции произошло то, чего больше всего опасался один из лучших полководцев Второй мировой фельдмаршал Эрвин Роммель. Союзные войска, преодолев Ла-Манш и несколько сотен метров простреливаемого насквозь пространства, вторглись на территорию оккупированной немцами Северной Европы. В советской историографии было принято называть эту операцию «высадкой союзников в Нормандии» с непременным добавлением комментариев о ее несвоевременности и о слабом сопротивлении немцев, занятых боями на Восточном фронте. Однако, если отбросить все подковерные интриги и разногласия среди членов антигитлеровской коалиции, касавшиеся в основном послевоенного передела Европы, операция «Оверлорд» и события «Дня-Д» предстанут в ином свете — как один из ключевых моментов Второй мировой войны.

    Боевые действия начались c авиационной подготовки 5 июня 1944 года в 22 часа 35 минут. В течение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150—200 самолетов. Для орудийного обстрела с моря было выделено шесть линкоров, два больших монитора, 22 крейсера и большое число миноносцев и мелких судов. Несмотря на то, что союзникам было хорошо известно расположение войск неприятеля, его основные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, огневые точки и траншеи вдоль побережья, большого урона немцам авиационные и артиллерийские удары не нанесли. По окончанию обстрела в тыл немцам были выброшены более 18 тысяч парашютистов с приказом захватить мосты и уничтожить коммуникаций противника.

    Шестого июня в 6 часов 30 минут утра началась высадка морского десанта. Первыми на берег переправились штурмовые группы, в задачу которых входило пройти сквозь заграждения, обеспечить своим огнем высадку инженерно-саперных групп и последующую их работу по расчистке заграждений. Самые тяжелые потери союзники понесли на пляже «Омаха». Частям 352-й немецкой дивизии удалось почти полностью уничтожить первые две волны десанта 1-й и 29-й американских дивизий. К вечеру 6 июня на побережье высадились до 150 тысяч солдат союзников, были доставлены более 20 тысяч единиц техники. Общие потери союзников превысили 10 тысяч человек.

    Итоги операции «Оверлорд» трудно переоценить. Практически каждое немецкое соединение, получившее приказ прибыть на театр боевых действий, несло тяжелые потери, общее число которых достигало 2500–3000 человек в день. Танки уничтожались в огромных количествах, и заменить их было нечем. Самолеты союзников нарушили систему транспортных перевозок в Нормандии и уничтожали все движущиеся в дневное время по дорогам объекты. Немецким коммуникациям был нанесен такой ущерб, что поставки на фронт практически прекратились. 1 июля один из командующих германским «Атлантическим валом» фельдмаршал Рунштедт получил приказ Гитлера «удержать существующие позиции любой ценой». Он позвонил в бункер фюрера и сказал офицеру-штабисту, что не может выполнить этот приказ. «Ну и что нам делать?» — спросил офицер. «Заключайте мир, болваны», — ответил Рунштедт.

    Встреча на Эльбе


    Встреча на Эльбе с войсками союзников – советские и американские солдаты на советском берегу южнее Торгау

    Несомненным апофеозом в отношениях союзников стала встреча частей Красной и американской армий в городах Торгау и Штрела на реке Эльбе в апреле 1945 года. Если следовать стилистике официальной хроники того времени, то стоило бы сказать, что тогда встретились части и подразделения 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й стрелковой дивизии, входящей в состав войск 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева. В результате встречи войск союзников остатки Вооруженных сил Германии были расколоты на две части — северную и южную. Это значительно ослабило их сопротивление, лишило маневренности, нарушило единую систему управления, ускорило окончательный разгром вермахта… И так далее.

    Солдат американской армии Бак Л.Кацебу и красноармеец Иван Нумладзе в момент встречи на Эльбе

    На самом же деле сейчас уже почти невозможно представить ощущения этих людей. Полумифическая антигитлеровская коалиция, о которой столько говорилось в средствах массовой информации, но о реальном существовании которой свидетельствовали лишь «Студебеккеры» и горький шоколад, вдруг оказалась на расстоянии вытянутой руки. Они были такие же, эти американцы и британцы — улыбающиеся, грязные, хлопающие красноармейцев по плечам и с трудом выговаривающие единственное выученное русское слово «товарисч». Это были боевые друзья, сражавшиеся с тем же врагом, гибнувшие от тех же пуль, которые, как и положено пулям, не различали носителей разных идеологий. И в момент этой встречи многие предрассудки и даже языковые границы прекратили свое существование.

    Пилотки, фуражки, часы и бинокли переходили из рук в руки в огромных количествах. Виски мешалось с водкой, и часто рядовые и офицеры Красной армии забывали о политотделах и «Смерше», недвусмысленно рекомендовавших действовать по специальной инструкции и проводить «дружественные встречи в духе революционной бдительности». Это потом их будут исключать из партии, вызывать на допросы в НКВД и отделы военных разведок, а в тот момент они были вместе и улыбались друг другу.

    К сожалению, вот эта важная и ни с чем не сравнимая одержимость — одержимость воинским братством, делающая бессмысленными скрупулезные подсчеты стоимости вклада в общее дело, уже совсем скоро должна была подвергнуться «экзорцизму» со стороны главных адептов по обе стороны океана. Война оказалась четко поделена на идеологические сектора, в которых преуменьшение заслуг бывших союзников стало обязательным элементом пропагандистской программы. И поколения, знающие о войне лишь то, что принято писать в учебниках, научились бояться и ненавидеть друг друга. Но в обоих лагерях остались и те, для кого рукопожатия на берегу Эльбы стали самым главным событием в жизни. Потому что они лучше других знали цену той Победы.
    Источник: lenta.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 09 сентября 2010, 11:34
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017