Случай в квадрате...
Память История и события


    В иностранном журнале была опубликована фотография всплывшей ПЛ пр.671-РТМ с дифферентом на нос – так, что виден гребной винт. Указывалось, что произошла авария.

    Это событие относится к тому периоду времени в развитии нашего подводного ракетно-ядерного флота, когда в отличие от сегодняшнего положения – атомные и дизельные ПЛ Советского Союза, не считаясь с затратами сил и средств, в полном объеме выполняли боевые задачи в в Мировом океане. И случай, происшедший с АПЛ К-324 тому подтверждение.

    Так что же произошло в декабре 1983 г. в Атлантическом океане у берегов Соединенных Штатов, что заставило всплыть советскую крейсерскую АПЛ, именуемую в NATO «Victor-III»?

    Начнем с того, что такой случай действительно имел место, ярким подтверждением чему является фотография, увиденная нашим читателем. Попытаемся восстановить последовательность событий потем сообщениям, которые все же просочились в печать, несмотря на всеохватывающую (в то время) цензуру, сказывающуюся и спустя почти полтора десятилетия.

    Атомная ПЛ К-324 пр.671-РТМ строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии. На момент описываемых событий атомоход, которым командовал капитан 2 ранга В.А.Терехин, входил в состав СФ и выполнялзадачи боевой службы у берегов США. Надо отметить атмосферу того времени – противостояния двух великих держав, времени «холодной» войны и гонки ракетно-ядерных вооружений, времени, когда еще не забылся Карибский кризис, когда шла война в Афганистане и когда в Латинской Америке вновь вспыхнули очаги напряженности. Непростое было время, требовавшее полной самоотдачи и самопожертвования.

    По словам командира атомохода, эта «автономка» стала необычной из-за массы непредвиденных ситуаций, которые закончились потерей хода и всплытием вблизи американских берегов. Во время похода было все – и изнуряющая жара в отсеках, и проблемы с водоснабжением, и выход из строя холодильной установки, и выполнение одного из многочисленных заданий командования. В то время американские ВМС испытывали новейшую ГАС «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ Терехина. Любая информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось не только длительное время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.

    Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.

    Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, продолжается череда поломок и неисправностей – на этот раз вышла из строя главная турбина атомохода. По воспоминаниям участника событий, «… с увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация. При этом вся кормовая часть ходила, что называется, ходуном… Со столов на палубу летело все. Плохо закрепленный ЗИП с грохотом передвигался. Невозможно было стоять, не взявшись за поручни...». Главная турбина сразу же была остановлена, теперь корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.

    Тогда ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте освободиться от помехи не представлялось возможности. Уже днем, при солнечномквете, Терехин увидел, что не трос от сетей сковал движения его корабля. «Тяжелым удавом на хвосте субмарины свился изрядный кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – СУПЕРСОВРЕМЕННОЙ, СВЕРХСЕКРЕТНОЙ». Именно той самой ГАС, ради которой в океан уходили корабли, изматывались люди, сжигалось обычное и ядерное топливо. Чем можно было это назвать – подарком судьбы, компенсацией за пот и кровь похода или предвестником еще одного испытания, выпавшего на долю экипажа?

    После сообщения командира о случившемся в штаб флота командование приняло решение о сохранении этой антенны любой ценой и о доставке ее в базу. Но это оказалось не так просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Разумеется, сразу после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия лодки Терехина прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с определенно противоположной задачей – любыми средствами обрубить и утопить сверхсовременную и столь же секретную антенну.

    Как выяснилось позднее, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Более того, на нем, как оказалось, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!

    На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но за время его ожидания еще много напряженных минут пережил командир и его экипаж. Все, что таким необычным образом досталось нашему кораблю, надлежало сохранить любой ценой – а если не удастся сохранить, то уничтожить!

    Совместные «маневры» медленно двигавшейся под гребными электромоторами советской лодки и скоростных эсминцев США длились почти 10 суток. Многократно американские эсминцы пересекали курс АПЛ, проходили в непосредственной близости за кормой. Уже к концу затянувшегося «эскорта», когда их действия стали особенно откровенными и опасными, было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу для исправления повреждений.


    С прибытием спасателя напряженная обстановка разрядилась. Хотя американские корабли сопровождали наш «караван» до Кубы, они уже не предпринимали никаких опасных действий.

    После прибытия на Кубу на лодке были исправлены все повреждения, она своим ходом вернулась в родную базу, где ей оказали торжественный прием. Ну, а сам «улов» сразу передали для изучения и исследования.

    В заключение хотелось бы сказать следующее. Обо всей обстановке, всей опасности, которой подвергалась лодка и ее экипаж, об истинной причине потери хода, а также о подготовке к взрыву на корабле знали только несколько офицеров, а для многих моряков эта «автономка» осталась просто необычной и напряженной, а антенна американской ГАС – тросом от рыбачьих сетей.

    Источник: atrinaflot.narod.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 22 февраля 2010, 10:20
    • zabelin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018