Случай в квадрате...
Память История и события


    В иностранном журнале была опубликована фотография всплывшей ПЛ пр.671-РТМ с дифферентом на нос – так, что виден гребной винт. Указывалось, что произошла авария.

    Это событие относится к тому периоду времени в развитии нашего подводного ракетно-ядерного флота, когда в отличие от сегодняшнего положения – атомные и дизельные ПЛ Советского Союза, не считаясь с затратами сил и средств, в полном объеме выполняли боевые задачи в в Мировом океане. И случай, происшедший с АПЛ К-324 тому подтверждение.

    Так что же произошло в декабре 1983 г. в Атлантическом океане у берегов Соединенных Штатов, что заставило всплыть советскую крейсерскую АПЛ, именуемую в NATO «Victor-III»?

    Начнем с того, что такой случай действительно имел место, ярким подтверждением чему является фотография, увиденная нашим читателем. Попытаемся восстановить последовательность событий потем сообщениям, которые все же просочились в печать, несмотря на всеохватывающую (в то время) цензуру, сказывающуюся и спустя почти полтора десятилетия.

    Атомная ПЛ К-324 пр.671-РТМ строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии. На момент описываемых событий атомоход, которым командовал капитан 2 ранга В.А.Терехин, входил в состав СФ и выполнялзадачи боевой службы у берегов США. Надо отметить атмосферу того времени – противостояния двух великих держав, времени «холодной» войны и гонки ракетно-ядерных вооружений, времени, когда еще не забылся Карибский кризис, когда шла война в Афганистане и когда в Латинской Америке вновь вспыхнули очаги напряженности. Непростое было время, требовавшее полной самоотдачи и самопожертвования.

    По словам командира атомохода, эта «автономка» стала необычной из-за массы непредвиденных ситуаций, которые закончились потерей хода и всплытием вблизи американских берегов. Во время похода было все – и изнуряющая жара в отсеках, и проблемы с водоснабжением, и выход из строя холодильной установки, и выполнение одного из многочисленных заданий командования. В то время американские ВМС испытывали новейшую ГАС «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ Терехина. Любая информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось не только длительное время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.

    Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.

    Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, продолжается череда поломок и неисправностей – на этот раз вышла из строя главная турбина атомохода. По воспоминаниям участника событий, «… с увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация. При этом вся кормовая часть ходила, что называется, ходуном… Со столов на палубу летело все. Плохо закрепленный ЗИП с грохотом передвигался. Невозможно было стоять, не взявшись за поручни...». Главная турбина сразу же была остановлена, теперь корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.

    Тогда ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте освободиться от помехи не представлялось возможности. Уже днем, при солнечномквете, Терехин увидел, что не трос от сетей сковал движения его корабля. «Тяжелым удавом на хвосте субмарины свился изрядный кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – СУПЕРСОВРЕМЕННОЙ, СВЕРХСЕКРЕТНОЙ». Именно той самой ГАС, ради которой в океан уходили корабли, изматывались люди, сжигалось обычное и ядерное топливо. Чем можно было это назвать – подарком судьбы, компенсацией за пот и кровь похода или предвестником еще одного испытания, выпавшего на долю экипажа?

    После сообщения командира о случившемся в штаб флота командование приняло решение о сохранении этой антенны любой ценой и о доставке ее в базу. Но это оказалось не так просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Разумеется, сразу после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия лодки Терехина прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с определенно противоположной задачей – любыми средствами обрубить и утопить сверхсовременную и столь же секретную антенну.

    Как выяснилось позднее, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Более того, на нем, как оказалось, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!

    На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но за время его ожидания еще много напряженных минут пережил командир и его экипаж. Все, что таким необычным образом досталось нашему кораблю, надлежало сохранить любой ценой – а если не удастся сохранить, то уничтожить!

    Совместные «маневры» медленно двигавшейся под гребными электромоторами советской лодки и скоростных эсминцев США длились почти 10 суток. Многократно американские эсминцы пересекали курс АПЛ, проходили в непосредственной близости за кормой. Уже к концу затянувшегося «эскорта», когда их действия стали особенно откровенными и опасными, было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу для исправления повреждений.


    С прибытием спасателя напряженная обстановка разрядилась. Хотя американские корабли сопровождали наш «караван» до Кубы, они уже не предпринимали никаких опасных действий.

    После прибытия на Кубу на лодке были исправлены все повреждения, она своим ходом вернулась в родную базу, где ей оказали торжественный прием. Ну, а сам «улов» сразу передали для изучения и исследования.

    В заключение хотелось бы сказать следующее. Обо всей обстановке, всей опасности, которой подвергалась лодка и ее экипаж, об истинной причине потери хода, а также о подготовке к взрыву на корабле знали только несколько офицеров, а для многих моряков эта «автономка» осталась просто необычной и напряженной, а антенна американской ГАС – тросом от рыбачьих сетей.

    Источник: atrinaflot.narod.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 февраля 2010, 10:20
    • zabelin

    Комментарии (9)

    RSSсвернуть / развернуть
    +
    0
    Статья очень интересная. Я, кстати, знал оь этом, но именно как о рыболовной сети, намотавшейся на винт.
    Я с 1962 по 1968 году работал на СФ, занимался ремонтом ГАС (в Росляково, если кто знает). На одном из выходов на ПЛ при всплытии чуть не столкнулись с СКР. Тогда я узнал, что примерно раз в год ПЛ гибнут на всплытии за счет того, что ГАС не видит надводные цели. Спустя сколько-то лет мне удалось обнаружить физику этого явления и найти способ нейтралтзации его. К сожалению, среди ученых-гидроакустиков мне не удалось найти заинтересованных в этом людей. А ведь это, на самом деле, причина гибели Курска. А через полгода после этого американцы на всплытии ударили японских рыбаков. Если кому интересно, готов дать статью на эту тему.
    avatar

    Glikman-AG

    • 31 января 2011, 15:02
    +
    0
    С удовольствием почитал бы статью
    avatar

    combat

    • 01 февраля 2011, 10:29
    +
    0
    тоже интересно почитать статейку
    avatar

    varnava

    • 01 февраля 2011, 11:03
    +
    0
    О БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ
    Гликман А.Г.
    С 1962 по 1968 год я работал на СФ, занимался ремонтом ГАС (в Росляково, если кто знает). На одном из выходов на ПЛ, при всплытии мы чуть не столкнулись с СКР. Я думал, что командир нас (гидроакустиков) убьет. Но реакция его была на удивление спокойная. Тогда я узнал, что время от времени гидроакустика на всплытии глохнет. Мне рассказали тогда, что примерно раз в год ПЛ гибнут на всплытии за счет того, что ГАС не видит надводные цели. Спустя 10 лет, когда я работал в ЛГИ (ленинградском Горном институте), мне удалось обнаружить эффект, который заключается в том, что породные слои являются колебательными системами.
    Это очень интересное и важное дело, и я занимаюсь до сих пор следствиями этого эффекта, и надеюсь заниматься этим до конца своих дней. Об этом – на нашем сайте newgeophys.spb.ru/, в находящихся там книгах по теме и в статьях.
    Одно из следствий – это то, что теперь возможно прогнозировать очень многие техногенные катастрофы, типа, скажем, Саяно-Шушенской ГЭС. И со временем, когда в этом возникнет заинтересованность, такие аварии будут невозможны.
    Изучая эту тему, я обнаружил, что не только твердые плоскопараллельные структуры, но и жидкие, и даже газообразные могут проявлять свойства колебательных систем (или, иначе говоря, резонаторов). Я читал свой курс в ЛГИ, и поставил лабораторную, которая моделировала и твердые, и жидкие слои-резонаторы.
    Резонансные свойства слоя заключаются в том, что звук, в общем случае, поле упругих колебаний, попадающее в этот слой-резонатор, спектрально преобразуется в поле, имеющее частоту, равную собственной частоте этого слоя f0, который распространяется вдоль слоя, не выходя за его пределы.
    Однако водяные слои-резонаторы встречаются и в природе. В Индийском и Тихом океанах на глубине 1000-1200 м существует канал сверхдальнего распространения звука. Формируется этот канал на глубине, где существует зависимость скорости звука от глубины, при которой и формируются резонансные свойства. До создания надежных радионавигационных средств этот канал даже использовали для определения местонахождения терпящих бедствие судов. Сброшенная в критический момент с борта судна глубинная бомба взрывалась в пределах этого слоя, и находящиеся вблизи берегов океанов специальные береговые гидроакустические станции принимали доходящие до них сигналы. Имея необъяснимо большую амплитуду, сигналы эти представляют собой слабо затухающую длительную синусоиду, которая распространяется вдоль слоя со скоростью, примерно вдвое меньшей, чем скорость распространения звука в воде. Распространяющийся вдоль этого слоя звук за пределы слоя не выходит. Все это является доказательством того, что канал сверхдальнего распространения звука является слоем — резонатором.
    Для людей, знакомых с основами гидроакустики, здесь есть спорный момент. Дело в том, что действие канала сверхдальнего распространения принято объяснять рефракцией, то есть изгибанием звуковых лучей в зоне с плавным изменением скорости распространения звука. Однако при таком подходе, во-первых, оказывается необъяснимым звукоизолирующее свойство слоя. А во-вторых, не имеет объяснения происхождение гармонического (синусоидального) характера распространяющегося вдоль этого слоя сигнала. Как известно, преобразование в синусоиду происходит только в колебательных системах. Это электрический контур, камертон или вот такой резонатор.
    Однако, как оказалось, подобные слои-резонаторы иногда формируются и вблизи поверхности моря. Специфическое распределение скорости звука по глубине, необходимое для возникновения слоя-резонатора, происходит иногда, и при этом ненадолго, после шторма. При наличии такого слоя-резонатора вблизи от поверхности моря может оказаться так, что исчезнет акустический контакт между надводным и подводным кораблями.
    Если подводная лодка находится ниже этого слоя-резонатора, а надводный корабль — выше, между ними акустического контакта не будет. Шум винтов каждого из этих объектов распространяется во все стороны, а та часть, которая приходит к слою-резонатору, преобразуется в его собственное звучание и распространяется вдоль этого слоя, не выходя за его пределы. То же происходит и с зондирующим импульсом гидролокатора подводной лодки. Оказавшийся на его пути слой — резонатор искажает зондирующий импульс так, что отражение от надводного объекта на экране гидролокатора будет отсутствовать. Это может привести к тому, что гидроакустика подводной лодки при ее всплытии не даст информацию о наличии находящегося на ее курсе надводного объекта. И, следовательно, к их столкновению. Именно таким образом произошло столкновение подводной лодки «Курск» с авианосцем «Адмирал Кузнецов» 12.08.2000г, которое привело к гибели 118 моряков.
    В том же месяце американская лодка при всплытии по той же причине ударила японское судно.
    Явление формирования в толще воды слоя-резонатора легко моделируется в лабораторных условиях, и после некоторого первичного изучения я решил передать всю эту информацию ученым – гидроакустикам академии им.Кузнецова, считая, что она могла бы способствовать решению проблемы уменьшения аварийности подводных лодок. Однако, увы, мне не удалось найти ученых-гидроакустиков, которых это заинтересовало бы. Как они сами сказали, поскольку эта информация радикальным образом отличается от того, что изложено в их диссертациях, то и интереса у них к этому быть не может…
    avatar

    Glikman-AG

    • 01 февраля 2011, 22:03
    +
    0
    Одно из следствий – это то, что теперь возможно прогнозировать очень многие техногенные катастрофы, типа, скажем, Саяно-Шушенской ГЭС.

    Так что же не спрогнозировали? Получается, что пока не все поддается прогнозированию… а жаль :(
    avatar

    iunior

    • 02 февраля 2011, 09:01
    +
    0
    Когда я добился того, чтобы МЧС-овцы присутствовали при нашем прогнозировании (разрушения школы в Высоцке), мне сказали, чтобы от меня отвязаться, что их бюджет зависит не от количества прогнозов, а от количества завалов. Потом я эту фразу слышал на всех этажах МЧС.
    Когда мы сообщаем, что возводимое сооружение иемеет вероятность разрушиться, все очень довольны. Потому что разрушение — это неучтенка и прочие прелести. Об этом отношении МЧС к прогнозированию где я только не писал. И в строительных журналах, и в журнале «Жизнь и безопасность», в редакцию которого входит Шойгу. Реакция — ноль.
    avatar

    Glikman-AG

    • 02 февраля 2011, 10:16
    +
    0
    Столкновение подводной лодки «Курск» с авианосцем «Адмирал Кузнецов» — это я слышу впервые, и из чего такой вывод?
    avatar

    combat

    • 02 февраля 2011, 09:16
    +
    0
    Это не вывод, это информация. От тех моряков, которые там были. У них взяли подписки о неразглашении. Но Вы сами подумайте, ведь Курск не искали, спасательные и прочие вспомогательные суда сразу вышли на точку. А теперь представьте себе, легко ли найти на глубине 100м корабль, обклеенный спецрезиной, прошедший СБР… Это возможно только в том случае, если надводный корабль, получивший удар, зафиксировал свое местонахождение.
    avatar

    Glikman-AG

    • 02 февраля 2011, 10:06
    +
    0
    Честно говоря я просто не помню, а «Адмирал Кузнецов» там был что ли в этот период времени? Вроде как по ящику не сообщалось, или я заблуждаюсь?
    avatar

    combat

    • 02 февраля 2011, 10:52

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020