Истребители И-153
Память История и события

    Истребители И-153, также носившие название «Чайка», являвшиеся на момент своего появления лучшими в мире истребителями бипланной схемы, уже к началу Великой Отечественной войны считались как истребители морально устаревшими. Тем не менее, их отличная манёвренность, простота в управлении и в обслуживании, а также феноменальная живучесть позволили им служить в Красной Армии до середины, а кое-где и до конца войны.

    Однако самым интересным качеством И-153 было то, что летать на нём можно было не только в пилотской кабине, но и на крыле.

    Первый случай полёта на крыле был отмечен под Ленинградом. 19 августа 1941 года наша воздушная разведка донесла о продвижении крупной немецкой моторизованной колонны по дороге из Волосово к Красному Селу. Находившийся на фронте маршал Ворошилов лично приказал командующему ВВС Александру Новикову выслать самолеты для уничтожения колонны. Для нанесения удара вылетела восьмерка И-153 7-го иап под командованием старшего лейтенанта Свитенко.

    Старший лейтенант Свитенко и лейтенант Слонов у И-153

    Атака на врага оказалась успешной, но во время второго захода машину Свитенко подбили огнем с земли, и он совершил вынужденную посадку на изрытую воронками площадку у деревни Клопицы. Ведомый командира лётчик-осетин лейтенант Алибек Слонов приземлился рядом. Свитенко быстро вскочил на крыло самолета Слонова и уцепился за расчалки и стойку крыла. Машина пошла на взлет. Удача была на этот раз на стороне отважных пилотов: спустя десять минут они смогли обнять друг друга, приземлившись на аэродроме морской авиации недалеко от Стрельны. За этот подвиг Алибек Газимович Слонов, а также по совокупности ранее совершённых подвигов был награждён Орденом Ленина.

    12 сентября 1942 года самолёт капитана Слонова был подбит в воздушном бою в районе ст. Щеглово. Летчик погиб при вынужденной посадке на торфяном болоте. Николай Иванович Свитенко прошёл всю войну, сбил 12 самолётов противника, стал Героем Советского Союза и генерал-майором авиации, и дожил до 93-летнего возраста. Умер он 18 сентября 2007 года.

    Однако случай со Слоновым и Свитенко не стал последним. Второй подобный эпизод имел место в 1943 году. Одним из полков, укомплектованных «Чайками» был 611-й истребительный авиаполк майора Александра Степановича Чугунова, входивший в состав 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии, входившей в оперативное подчинение Закавказского фронта.

    14 января 1943 года 1-я эскадрилья этого авиаполка в составе шести истребителей И-153 во главе с её командиром старшим лейтенантом Анатолием Андриановичем Куксиным штурмовала войска противника в районе кубанских станиц Абинская и Ахтырская.

    Старший лейтенант Куксин у своего самолёта

    В конце штурмовки в в 11 часов 20 минут в двигатель самолета старшего сержанта Николая Евсеева, находившегося на 200-метровой высоте, попал зенитный снаряд. Пилотк был вынужден посадить машину на территории противника. Немцы заметили посадку, и уже целый их взвод бежали к самолету Евсеева. Евсеев же приготовился до последнего отстреливаться из Нагана.

    Увидев это, старший лейтенант Куксин под прикрытием других летчиков немедленно полетел на выручку и приземлился у подбитого самолета. Оставшиеся в воздухе четыре «Чайки», встав в круг над Куксиным и Евсеевым, расстреливали подбегавших со всех сторон немецких солдат из пулеметов. Куксин приказал сержанту лечь на левую плоскость своей машины, зажать под левой мышкой стойку бипланной полукоробки, обеими руками держаться за переднюю кромку крыла и поднял самолет в воздух. С Евсеевым на крыле он пролетел более ста километров и благополучно приземлился на своём аэродроме.

    Сержант Евсеев демонстрирует фотографу, как он держался за крыло во время полёта

    Куксин за этот подвиг был награждён орденом Отечественной войны I степени, а Евсеев – тем же орденом II степени. Однако получить награду он не успел: через два месяца пилот 611-го истребительного авиаполка 236 иад Николай Федотович Евсеев, ставший к тому времени старшиной, погиб при бомбёжке.
    Источник: voennoe-delo.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018