Переправа танков через Ладожское озеро в феврале 1942 года
История и события

    К годовщине снятия блокады Ленинграда немного информации, касательно переправы 124-й танковой бригады через Ладожское озеро в феврале 1942 года. Эпизод, в общем, довольно известный. Подробное описание процесса переправы тяжелых танков КВ-1 бригады можно найти в книге «На Волховском фронте» и в статье Д.И. Осадчего «На ладожском льду» из сборника «Танкисты в сражении за Ленинград».

    Однако из вышеперечисленных источников не совсем понятно сколько же танков КВ-1 переправила 124-я танковая бригада через Ладожское озеро. Попробуем несколько прояснить этот момент с помощью журнала боевых действий 124-й танковой бригады.

    Прежде всего попробуем определиться с количеством танков КВ-1 в 124-й танковой бригаде. На с.180 в книге «На Волховском фронте» приведена с правильной ссылкой на ЦАМО информация о наличии в бригаде 46 танков КВ-1. Однако 46 танков КВ-1 бригада имела по состоянию на 25 сентября 1941 года, а не на момент переправы через Ладожское озеро. В начале января 1942 года 124-я танковая бригада перешла на новые штаты и по состоянию на 11 января 1942 года имела только 32 танка КВ-1.

    Далее на с. 181 той же книги говорится о том, что всего было переправлено 23 тяжелых танка КВ. Источником данной информации также является журнал боевых действий бригады, однако в нем фраза звучит несколько иначе — «8.02.1942 с 2.00 бригада в составе подготовленных 23 танков КВ поротно выступила по маршруту». Вероятно, следует понимать, что общее число переправленных танков было больше.

    Описание переправы из жбд, которое заканчивается фразой — «В 20.00 4.02.1942 закончили переправлять танки бригады», содержит информацию о состоянии материальной части бригады после переправы. Из состава 1-го танкового батальона майора Рыбакова один танк КВ остался на рембазе №21, один танк КВ по техническим причинам остался в р-не Старая и три танка КВ осталось на льду Ладожского озера, из которых два требуют замены моторов. 2-й танковый батальон майора Пайкина «выделился в лучшую сторону по организации марша и переправе танков», т.е., видимо, отставших танков не имел.

    В числе оставшихся на льду озера, вероятно, оказался головной танк бригады командира взвода 1-й танковой роты 1-го танкового батальона лейтенанта Семенова. Вот как Осадчий описывает переправу этого КВ-1: «В 16 часов танк под командованием лейтенанта Семенова, ведомый старшиной Ларичевым, прошел исходный пункт. Все следили за его спуском на лед затаив дыхание. Каждого глубоко волновал один вопрос: выдержит или не выдержит лед? Выдержал! Машина медленно, но уверенно пошла вперед. Никто не спускал с нее глаз, пока она не скрылась в густой морозной дымке.

    Спуск на лед второго танка намечался после того, как придет сообщение, что первый достиг противоположного берега. Но миновал час, другой, а экипаж лейтенанта Семенова молчал. На восточный берег Ладоги он не вышел. Связь с ним прекратилась. Большая тревога охватила нас за судьбу боевых товарищей. Прошел еще час — известий никаких. На поиски исчезнувшей машины комбриг послал разведчиков…

    … Первый же танк удалось обнаружить с помощью самолета только на вторые сутки. Как выяснилось, экипаж сбился с пути и оказался в десяти километрах от намеченного пункта»
    .

    В жбд приведена также любопытная информация о лучшем времени преодоления озера. Оно составило 2 часа 10 минут, а второе время составило 2 часа 20 минут. К сожалению, в жбд фамилии командиров и механиков-водителей этих танков отсутствуют, но в других документах бригады они, видимо, были указаны. В книге «На Волховском фронте» есть следующая информация — «… особо отличились экипажи танков лейтенанта Ф. И. Муравьева, героически погибшего в неравном бою 26 марта 1942 г., и младшего лейтенанта К. С. Прокопнева».

    В бою 17 февраля участвовало 20 танков КВ 124-й танковой бригады. Еще три танка отстало на марше. Возможно, разница между наличием танков в бригаде по состоянию на январь и 17-е февраля, образовалась в следствии изъятия одной танковой роты для 122-й или 16-й танковых бригад 54-й армии. Этот момент еще нуждается в прояснении.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 06 февраля 2014, 08:42
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018