Финальный аккорд Квантунских ВВС на Халхин-голе
История и события

    15 сентября 1939 года японский посол Сигэнори Того и нарком иностранных дел Молотов подписали соглашение о прекращении огня в районе реки Халхин-Гол. И в тот же самый день ВВС Квантунской армии нанесли заключительный и самый мощный за все четыре месяца конфликта «удар возмездия» по советским аэродромам, хотя с военной точки зрения никакого смысла в нем уже не было.

    Утром около 200 истребителей и бомбардировщиков атаковали аэроузел Тамсаг-Булак.

    Наши авиаторы, предчувствуя близкое окончание войны, не ожидали столь масштабного нападения. Информация с постов ВНОС запоздала, и попавшим под удар истребителям пришлось взлетать под огнем. Вот что писал в отчете об этом бое пилот «Чайки» старший лейтенант Петухов: «Сразу после взлета я увидел справа и слева выше нас две группы японцев примерно по 30 машин. Весь удар приняла наша эскадрилья. Нас прижали к земле. И-16 подошли с опозданием, когда мы потеряли четырех летчиков».

    Подоспевшие к месту схватки «ишаки» из 56-го и 70-го полков смогли переломить ситуацию. С их появлением наши получили численное превосходство. Грандиозное воздушное сражение, котором с обеих сторон участвовало более 400 самолетов, развернулось в широком диапазоне высот — от нескольких десятков метров до трех километров. Вот строки из воспоминаний его очевидца — писателя Константина Симонова: «Во время последнего сентябрьского воздушного боя, когда японцы сделали последний звездный налет на наши аэродромы, воздух буквально кипел самолетами: их было несколько сотен одновременно. Я никогда больше не видел такого количества самолетов сразу, в обозримом глазом пространстве». Заметим, что это писал человек, прошедший в качестве военкора всю Великую Отечественную войну и повидавший немало воздушных боев на советско-германском фронте.

    Битва продолжалась около часа и закончилась поражением японцев. Хотя они заявили 39 воздушных побед, а наши — 19, реально были сбиты шесть советских самолетов (один И-16 и пять И-153) и 11 японских, в том числе один бомбардировщик. Погибли восемь японских пилотов, в том числе два командира эскадрилий, еще трое получили ранения. Наибольшие потери понес только что переброшенный на Халхин-Гол из Ханькоу 59-й истребительный сентай под командованием майора Ясухико Курое, впервые участвовавший в бою с советскими летчиками. Шесть истребителей из этого полка остались догорать на монгольской земле у южного берега озера Буир-Нур.

    Список погибших в «Номонханском инциденте» японских асов пополнился двумя фамилиями: капитана Кендзи Симады и старшего сержанта Бундзи Ёсиямы. Оба они прошли всю войну от первого до последнего дня. По официальным японским данным, Симада сбил 27 советских самолетов, а Ёсияма — 20.

    Японская бомбардировочная авиация также не добилась успеха. Несмотря на доклады экипажей о шести якобы уничтоженных на земле советских самолетах, ни одна краснозвездная машина не получила от бомб серьезных повреждений. Кстати, 15 сентября первый боевой вылет совершили новые легкие бомбардировщики «Кавасаки» Ки-32.

    Бомбардировщик «Кавасаки» Ки-32, он же «98 сики кей баку», боевой дебют которого состоялся 15 сентября 1939 года на Халхин-Голе

    Таким образом, несмотря на относительно успешное начало, попытка японцев «дать прощальный урок» завершилась полным провалом, а их потери оказались почти вдвое больше наших. Всего же в сентябрьских боях авиация Квантунской армии потеряла 24 самолета и 19 летчиков, а советские ВВС — 14 машин и 9 пилотов.

    Неудаче последнего японского налета способствовало то, что еще летом советские самолеты были максимально рассредоточены по небольшим взлетно-посадочным площадкам, соединенным между собой и с постами ВНОС телефонной связью. На каждой из них базировалось не более десятка машин. К концу войны число таких импровизированных полевых аэродромов достигло 65.

    Японцам пришлось дробить свои силы, но даже при одновременной атаке на несколько точек, они почти сразу попали под удар истребителей, взлетавших с соседних ВПП. А чуть позже в бой вступили самолеты, прилетевшие с более отдаленных площадок.

    В сущности, 15 сентября японцам удалось нанести серьезный урон лишь одной эскадрилье «Чаек», а цена за это оказалась слишком велика.

    На следующий день военные действия прекратились. Советские и японские воздушные патрули ходили вдоль границы параллельными курсами, не вступая в бой. Летчики впервые получили возможность спокойно, а не в горячке боя разглядеть своих недавних противников.

    Последним событием воздушной войны стал проведенный 27 сентября обмен пленными. Советская сторона выдала пятерых японских летчиков, японцы вернули девятерых наших авиаторов, большинство из которых были членами экипажей сбитых бомбардировщиков СБ.

    Довольные японские летчики позируют со своими трофеями — пистолетом ТТ и парашютом сбитого советского пилота. Слева сидит капитан Кендзи Симада, в центре с пистолетом — старший сержант Бундзи Ёсияма, крайний справа — старший сержант Хиромичи Синохара. Радоваться им оставалось недолго: Синохара погибнет 25 августа 1939 года, а Симада и Ёсияма — 15 сентября.

    Истребители Ки-27 старшего сержанта Касиды из 2-го чутая 59-го сентая и капитана Симады из 1-го чутая 11-го сентая ВВС Квантунской армии (по другим данным нижняя машина принадлежала старшему сержанту Синохаре из того же полка)
    Источник: vikond65.livejournal.com


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 18 сентября 2013, 10:02
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017