72 года назад началась блокада Ленинграда
Память История и события

    Ленинград был одной из трёх целей немецкого плана Барбаросса. Для его захвата была выделена группа армий Север пол командованием фельдмаршала фон Лееба. Преодолев за первые недели войны территорию Прибалтики, немцы вышли к Пскову, находившемуся в 280 километрах от Ленинграда и 9 июля взяли город. Немецкое командование предполагало продолжить наступление на Ленинград двумя моторизованными корпусами по двум дорогам: 41-й моторизованный корпус Рейнхарда должен был наступать через Лугу, а 56-й моторизованный корпус Манштейна – через Новгород и Чудово. Новое немецкое наступление началось 10 июля. Однако 41-й моторизованный корпус сразу же натолкнулся на упорное сопротивление советских войск под Лугой, а 56-й корпус попал под контрудар под Сольцами. От полного разгрома части 56-го корпуса Манштейна спасла дивизия СС «Мертвая голова» и две пехотные дивизии 16 полевой армии, которым с большим трудом удалось восстановить положение на реке Шелонь. 19 июля 1941 года командование немецкой группы армий «Север» приостановило наступление 56-го мотокорпуса на Ленинград. Понёсшая серьёзные потери 8-я танковая дивизия была отведена в тыл.

    8 августа 1941 года войска фон Лееба. почти месяц протоптавшись у Лужского рубежа, возобновили наступление на Ленинград. 9 августа 1941 года 1-я танковая дивизия смогла прорвать советскую оборону, и, выйдя в тыл советским войскам, соединиться с 6-й танковой дивизией. 14 августа немцам удалось пробиться через заболоченную местность, обойдя лужский УР с запада и, форсировав у Большого Сабска и перерезать железную дорогу Красногвардейск – Кингисепп, 16 августа 1941 года взяли станцию Волосово и стремительно продвигались к Красногвардейску. Однако там, под Красногвардейском, они были остановлены танком КВ-1 Зиновия Колобанова, подбившим в Войсковицком бою 22 танка.

    Войсковицкий бой серьёзно задержал наступление противника под Ленинградом и спас город от молниеносного захвата. Не сумев прорваться к Красногвардейску, немцы затормозили свое наступление и с 21-24 августа перешли к обороне.

    Воспользовавшись этим, командование Ленинградского фронта успело создать оборонительные рубежи на ближних подступах к городу.

    31 августа наступление противника возобновилось. 1 сентября немцы взяли железнодорожную станцию Мга, перерезав железную дорогу, связывающую Лениград со страной с юга. 4 мая немцы начали артиллерийский обстрел Ленинграда со стороны города Тосно.

    Нельзя сказать, что наши войска не пытались исправить положение. Так, 1-я дивизия войск НКВД под командованием полковника Семёна Ивановича Донскова получила приказ отбить станцию Мга. Первая ее атака была удачной: противник отошел. Но уже на следующий день в районе Мги появились новые силы 39-го моторизованного корпуса и части 1-го и 28-го армейских корпусов 16-й немецкой армии. На наши позиции обрушились массированные удары авиации. Несколько дней дивизия сдерживала натиск врага в районе 8-й ГЭС, Рабочих поселков, сел Мустолово и Келколово. Но силы были слишком неравны, и Донсков вынужден был отходить на Шлиссельбург.

    Ленинградские зенитчики

    Тем временем финские части начали операцию по оккупации восточной Карелии и перерезали Кировскую железную дорогу, отрезав Ленинград также и с севера. 8 сентября пал и Шлиссельбург, и все сухопутные сообщения Ленинграда со страной были прерваны. На левом берегу Невы остался лишь небольшой гарнизон Шлиссельбургской крепости, в старинных казематах которой размещались склады Ладожской военной флотилии. Команда матросов, обслуживавшая склады, не покинула Орешек. Комендор-артиллерист Николай Конюшкин предложил собрать 45-миллиметровую пушку. И вот горстка матросов открыла огонь из маленького орудия по Шлиссельбургу. Полковник Донсков послал туда подкрепление с двумя орудиями и станковыми пулеметами, и маленький гарнизон совсем крохотного островка стал серьезным препятствием на пути оккупантов. Имея семь пушек, шесть станковых пулеметов и несколько противотанковых ружей, крепость продержалась до самого конца блокады.

    Ещё одним участком нашей земли на левом берегу Невы стал с 20 сентября Невский пятачок. В ночь на 20 сентября батальон 576-го стрелкового полка 115-й стрелковой дивизии под командованием капитана Дубика на рыбацких лодках и самодельных плотах из района Невской Дубровки сумел скрытно переправиться на левый берег Невы и выбить части 20-й моторизированной дивизии с передовых позиций. За сутки ожесточенных боев передовой отряд очистил от противника Московскую Дубровку и захватил плацдарм шириной свыше двух километров и глубиной до полутора километров. В последующие дни на плацдарм удалось переправить дополнительные силы и довести численность действовавших там частей дивизии до 1166 человек. При попытке выбить русских с невского пятачка немецкая 20-я дивизия от больших потерь утратила боеспособность и была отведена в тыл, но немцы сумели построить вокруг плацдарма мощную оборону, не давая расширить Невский пятачок в полноценный плацдарм, с которого было бы возможно дальнейшее наступление. К концу апреля 1942 года немцам удалось ликвидировать Невский пятачок, но во время Синявинской операции с 26 сентября 1942 года он возник вновь и продержался до самого прорыва блокады.

    Шлиссельбургская крепость, так и не взятая немцами

    8 сентября, после взятия Шлиссельбурга, немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах Ленинграда. Немецкие мотоциклисты даже остановили трамвай 28-го маршрута на южной окраине города. Однако в дальнейшем немцы столкнулись с мощной системой укрепрайонов, преодолеть которые они так и не смогли.

    Система обороны Ленинграда, созданная начальником инженерных войск Ленинградского фронта подполковником Бычевским, состояла из баррикад нового типа, способных выдержать удары артиллерии и танков. Защитную мощь их составляли железобетон, тюбинги, броня, каменная и кирпичная кладка. Работники треста канализации разработали проект использования подземной коллекторной сети для связи между баррикадами, а рабочие Кировского завода и «Электросилы» предложили в смотровых колодцах той же сети создать огневые точки-засады для истребителей танков. В первые этажи жилых зданий вделывались железобетонные рубашки или деревянные срубы, которые могли выстоять в случае обвала верхних этажей.

    Используя своё превосходство в воздухе, нагло действовала немецкая авиация – днём она бомбила боевые порядки войск, а ночью переключалась на город. В результате одного из налётов загорелись Бадаевские склады, расположенные не Киевской улице. Сгорело около 40 помещений, в которых находилось 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Кроме того, на складах было уничтожено огромное количество печенья, конфет и других продуктов. Конечно, этого запаса на всю блокаду бы не хватило, но без него положение с продовольствием оказалось ещё хуже.

    Пожар Бадаевских складов

    Воронка от авиабомбы на Фонтанке, 9 сентября 1941 года

    12 сентября, когда были закончены проверка и учет всех съестных запасов, стало ясно, что положение с продовольствием катастрофическое. Первое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. Кроме того, c 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия в коммерческих магазинах.

    В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а вскоре на улицах появились и первые трупы.

    В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали всё, что могло пригодиться в пищу. 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей было передано хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки.

    Уже к 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже появились и добавки из целлюлозы. Однако все эти меры не могли спасти от голода. Ситуацию усугубило ещё и то обстоятельство, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера, по которому в первые два месяца блокады суда доставляли в Ленинград продовольствие и вывозили эвакуируемых. Естественно, встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Однако лёд на озере первое время был очень тонок, и грузовики просто бы проваливались. Более того, в середине ноября началась оттепель, правда, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов, но вскоре Ладога вновь покрылась льдом, но пока ещё довольно тонким.

    Положение ленинградцев ещё более осложнилось после того, как 8 ноября 1941 года немецкие войска взяли Тихвин, через который шла дорога к восточному берегу Ладоги. В результате 20 ноября – в пятый раз с начала блокады населению и в третий раз войскам – пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие – 250 граммов; служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой – 125 граммов. Эти нормы были ниже физиологического минимума, и в Ленинграде начался голод.

    Дата установления нормыРабочие горячих цеховРабочие и ИТРСлужащиеИждивенцыДети до 12 лет
    16 июля 19411000800600400400
    2 сентября 1941800600400300300
    11 сентября 1941700500300250300
    1 октября 1941600400200200200
    13 ноября 1941450300150150150
    20 ноября 1941375250125125125
    25 декабря 1941500350200200200
    24 января 1942575400300250250
    11 февраля 1942700500400300300
    23 февраля 1943700600500400400

    Лишь к 17 ноября, когда Ладожское озеро замерзло окончательно, была проложена Дорога жизни. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. На следующий день колона прибыла в деревню восточном берегу Ладожского озера. день ушел на погрузку, и к вечеру колонна отбыла обратно, а 24 ноября она была уже в Ленинграде. Правда, привела эта колонна ещё меньше, чем лошади – 33 тонны. Дело в том, что машины тогда ещё боялись чрезмерно загрузить, чтобы те не провалились под лёд. С машин и так сняли всё лишнее, включая кабины, и шофера ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.

    Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом – к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани – таким образом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а вскоре, когда лёд ещё больше окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.

    9 декабря советские войска освободили Тихвин, и появилась возможность несколько улучшить снабжение Ленинграда. 25 декабря норму пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм.

    Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле – примерно 600, а в мае – 50 трупов.

    В апреле 1942 года грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942/43 годов по льду озера даже начали строить железную дорогу, но надобность в ней отпала: 12 января начался Прорыв блокады Ленинграда.

    Однако до прорыва было ещё далеко. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия. Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были развернуты и сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800–900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.

    Трамвай, разрушенный прямым попаданием бомбы на Владимирской площади, называвшейся в те времена площадью Нахимсона

    Аэростаты у Исаакиевского собора

    Перекрёсток Лиговки и Глазовской улицы

    Центральное отопление вышло из строя, и пришлось топить дровами печки-буржуйки. Электротранспорт не работал из-за нехватки электроэнергии, а автобусы не ходили из-за нехватки бензина. Размёрзся также и водопровод, и воду брали из прорубей в реке

    Старшина милиции Фёдорова в британской каске на углу проспекта 25 октября и улицы 3 июля, ныне, соответственно, Невский проспект и Садовая

    Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали встречное наступление. В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й – 2 часа 20 минут.

    За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6 – 8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.

    Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы.

    В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. 18 января 1943 года, как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Действовал блокадный трамвай. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь с Родиной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.

    Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.

    Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

    За годы блокады погибло 657 тысяч человек. 640 из них умерли от голода, а 17 тысяч погибли от бомбёжек и артобстрелов.
    Источник: opoccuu.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 09 сентября 2013, 09:59
    • zumer

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018