Подрыв линкора «Новороссийск» осуществили итальянцы
Память История и события

    В российском императорском флоте имелось немало линкоров, но большинство из них сгинуло в вихре Первой мировой и Гражданской войн. В наследство от Российской империи Советам досталось несколько старых дредноутов. Но столь мощного и современного, как «Новороссийск», у СССР не было никогда.

    «Советское гражданство» «Новороссийск» получил в 1949 году. До этого корабль ходил под итальянским триколором и гордым именем «Джулио Чезаре», он же — «Юлий Цезарь». После разгрома фашистской Италии во Второй мировой войне огромный линкор был передан СССР по репарациям, после чего и стал флагманом советского Черноморского флота. На планете тогда занималась заря атомной эры. А потому «Новороссийск», вполне в духе того времени, принялись готовить к размещению на его борту тактического ядерного оружия. Если бы модернизацию успели провести, то на черноморском театре военных действий появилась бы суперсила, способная решать сверхзадачи (все еще помнили, какой ужас наводил на союзников по антигитлеровской коалиции германский суперлинкор «Тирпиц»)… Судите сами: крупнейший на советском флоте корабль, скоростной, маневренный, оснащенный современной артиллерией главного калибра, стреляющей полутонными снарядами с ядерной начинкой, «Новороссийск» был способен эффективно атаковать побережье Турции — восточный фланг НАТО. А там, страшно подумать, и до Дарданелл рукой подать! Иными словами, призрак Олегова щита, приколоченного ядерным молотком к вратам Царьграда, начал не на шутку пугать западных политиков и военных стратегов. К осени 1955 года «Новороссийск» завершил первоначальную подготовку к выполнению «особых боевых задач». А уже 29 октября огромный линкор содрогается от непонятного взрыва на севастопольском рейде. Не слишком ли много совпадений? Как случилось, что краса и гордость Черноморского флота пошел ко дну, не оставив ни следов, ни улик?..

    * * *


    Многих историков до сих пор мучает вопрос, зачем советскому руководству во главе со Сталиным понадобился именно трофейный итальянский линкор. Ведь не потому, что, как утверждают некоторые исследователи, «лучший друг моряков» по-детски любил все большое и грандиозное. Дело в том, что накануне первых испытаний советской атомной бомбы (как известно, ее взрыв был осуществлен в августе 1949 года) в военных верхах СССР уже прорабатывался вопрос о возможности применения ядерной начинки в различных видах боеприпасов, в том числе в снарядах крупнокалиберной артиллерии. В те времена, до появления ракетного вооружения, наиболее мощными и дальнобойными пушками оснащали лишь линейные корабли. К 1949 году в боевом составе ВМФ СССР их было два: «Октябрьская революция» на Балтике и линкор «Севастополь» на Черноморском флоте. Но калибр их самых мощных орудий составлял всего 305 мм. Да и сами эти линкоры сошли со стапелей еще до революции и не могли соперничать с британскими и американскими ни по своему техническому состоянию, ни по скорости хода и маневренности.

    «Джулио Чезаре», конечно, тоже был уже не «юноша», но перед войной прошел в Италии две коренные модернизации. По существу корабль переделали заново. У линкора заменили двигательную установку, усилили броневой пояс, а также удлинили носовую часть на 10 метров. После ремонта его скорость хода достигала 32 узлов, улучшились мореходные качества, возросла маневренность. Его 320-миллиметровые пушки главного калибра были способны поражать цели на дистанции до 32 км снарядами весом 525 кг. Советские конструкторы выяснили, что именно такие снаряды лучше всего подходили для размещения в них атомной начинки. Поэтому на «итальянца» и нацелились советские военспецы.

    США и Великобритания, а также их союзница по НАТО Италия всячески противились передаче линкора Советскому Союзу. В Италии ВМС традиционно являлись символом духа нации, среди морских офицеров было немало аристократов, а для строительства боевых кораблей наряду с государственными средствами широко привлекались частные пожертвования. Поэтому передача «Чезаре» Советам вызвала в стране волну протестов. В итальянских СМИ открыто звучали призывы сделать все, вплоть до диверсий, чтобы не допустить позора. Соответствующие силы и средства в Италии имелись — в составе ее ВМС находилась 10-я спецфлотилия под командованием князя Боргезе (прозванного за свои темные дела Черным Князем). В ходе Второй мировой от рук диверсантов Боргезе пострадали десятки кораблей и торговых судов союзников. Сейчас известно, что и кадры флотилии, и соответствующее оборудование были сохранены и припрятаны до лучших времен, несмотря на запрет, вытекавший из мирного договора 1947 года.

    И тем не менее в 1949 году на «Чезаре» подняли советский военно-морской флаг, а на корме славянской вязью вывели его новое имя — «Новороссийск». Что касается ядерного статуса, то программа по модернизации линкора подразумевала два этапа. Сначала для его мощных пушек планировалось разработать и изготовить партию спецснарядов с ядерной боевой частью, а затем — осуществить замену кормовых башен главного калибра пусковыми установками для крылатых ракет, оснащенных ядерными боеголовками. Подтверждением этого является и тот факт, что в 1955 году авторитетная техническая комиссия продлила немолодому уже «Новороссийску» срок службы еще на десять лет. А его дивизион главного калибра в строжайшей тайне готовили к новой роли. Одновременно на советских военных заводах в первоочередном порядке приступили к изготовлению специзделий — новых отечественных боеприпасов к итальянским артиллерийским орудиям главного калибра. А у имевшихся на борту линкора старых итальянских снарядов демонтировали боевую часть, их стали применять на учебных стрельбах. К осени 1955 года был готов полный боекомплект (1000 снарядов и 4000 пороховых зарядов) для десяти пушек главного калибра. После успешно проведенных летом стрельб по морским и береговым целям намечался выход линкора в Новороссийск. В ноябре там планировалось выгрузить из артпогребов остатки старого боезапаса и получить новые, куда более мощные…

    До 1955 года советские моряки не могли до конца разобраться в уникальном итальянском приборе системы управления огнем главного калибра. Технической документации на него не было, а сам прибор итальянцы тайком повредили. Поэтому до определенного момента «Новороссийск» выполнял лишь опытные артиллерийские стрельбы. Но с приходом нового командира линкора капитана 1-го ранга Александра Павловича Кухты — артиллериста до мозга костей — проблема была решена. Теперь экипаж мог навести на одну цель все 10 мощных линкоровских орудий, размещенных в четырех башнях (две в носовой и две в кормовой частях 185-метрового корпуса). Уже скоро артиллеристы добились на учебных стрельбах кучного попадания в цель всех выпущенных снарядов. И уже ничего не мешало «Новороссийску» превратиться в грозу морей.

    * * *


    По большому счету именно в этот момент судьба «Новороссийска» была предрешена. Ведь у «вероятного противника», по сути, и оставался на тот момент только один выход — тайно и навсегда вывести из строя советский суперлинкор…

    Осуществить такую диверсию по силам было лишь двум диверсионным спецслужбам планеты — Италии и Великобритании. Лишь они в то время располагали соответствующими специалистами, оборудованием, а главное, опытом. К выполнению миссии под видом «коммерческого предприятия» за крупное вознаграждение вполне могли привлечь отставных подводных диверсантов. Доставить их с соответствующим снаряжением в Черное море можно было на торговом судне. Рассекреченные оперативные документы штаба ВМФ за 1955 год свидетельствуют, что несколько таких судов (преимущественно итальянских), по данным разведки, к 29 октября дружно покидали акваторию Черного моря и уходили в проливы. Причем один из них сделал странный маневр, подвернув к Севастополю, пройдя по его траверзу в нейтральных водах. Но это лишь косвенные догадки. А есть ли прямые свидетельства?

    О том, как происходил подрыв «Новороссийска», рассказал недавно один бывший советский флотский офицер, эмигрировавший в США. Там он встретился с последним из доживших до наших дней исполнителей этой акции, организованной, по его словам, итальянцами.

    … Это было в Чикаго, где осело множество ветеранов войны из бывшего СССР. В 1997 году в сентябре, как всегда, американцы праздновали свой День Победы. Американская сторона пригласила на этот праздник и наших ветеранов. Флотских было всего двое — сам рассказчик и еще один бывший советский моряк.

    После торжественной части выпивка всем развязала языки, и наши герои начали искать своих коллег по оружию. Так они и познакомились с бывшим офицером-подводником, не то болгарином, не то итальянцем. Николо — так звали их нового приятеля — прекрасно говорил по-русски. Он с восхищением рассказывал о крымской Ривьере, где во время войны базировался его итальянский отряд подводных пловцов. На пальце Николо красовался массивный золотой перстень с изображением водолазного шлема. Обменялись телефонами. Николо сказал, что у него яхта в Майами, там и поговорим…

    Вскоре наш герой оказался во Флориде. Буквально тут же позвонил Николо и предложил встретиться в уютном ресторанчике «Лагуна». После общих фраз Николо внезапно спросил: известно ли его русскому другу об истории взрыва в Севастополе линкора «Новороссийск». И тут же показал фотографию восьми подводников. В центре снимка можно было узнать и самого Николо. Рядом — человек с властным взглядом. А дальше последовало море подробностей: как готовились, как взрывали, как заметали следы… Николо вывалил столько деталей, что сомневаться в его правдивости было трудно. На вопрос, почему он это рассказывает, моряк ответил, что он единственный, кто остался в живых из числа людей, запечатленных на пожелтевшем снимке. Дескать, раньше был связан обетом молчания, а теперь вот решил облегчить душу.

    Суть его повествования такова. Когда происходила передача итальянских кораблей Советскому Союзу, бывший командир 10-й флотилии подводных диверсантов князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и взорвать линкор «Джулио Чезаре» во что бы то ни стало. Князь Боргезе не бросал слов на ветер. Вознаграждение исполнителям было баснословным. Место действия изучено и хорошо знакомо. Время послевоенное, Советы расслабились, вход в порт молов не имел, боновое заграждение затворялось только на ночь, да и оно не было преградой для подводников. В течение года шла подготовка. Исполнители — восемь боевых пловцов, за плечами у каждого боевая диверсионная школа на Черном море. В ночь на 21 октября 1955 года из некоего итальянского порта вышел обычный грузовой пароход, взяв курс на один из днепровских портов под погрузку пшеницы. Курс и скорость рассчитали так, чтобы пройти в 15 милях траверс маяка Херсонес в полночь 26 октября. Придя в заданную точку, пароход выпустил из специального люка в днище мини-субмарину и ушел своим курсом. Подлодка под названием «Пиколло» скрытно прошла в район севастопольской бухты Омега, где ее экипаж устроил тайную базу — выгрузил на дно дыхательные баллоны, взрывчатку, гидробуксиры и прочий скарб. С темнотой вышли обратно в море в ожидании условного знака. Сигнал был получен, и итальянцы вернулись в бухту Омега к своему схрону, переоделись в скафандры и, захватив все необходимое, при помощи гидробуксиров двинулись к причальной бочке «Новороссийска». Видимость была ужасная, работали почти на ощупь. Дважды возвращались в Омегу за взрывчаткой, упрятанной в магнитные цилиндры. С заходом солнца минирование цели закончили, вернулись на базу и прошлюзовались в «Пиколло». Впопыхах забыли на дне сумку с инструментами и запасной винт гидробуксира. Затем вышли в открытое море, двое суток ждали «свой» пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, воду откачали. Три долгожданных удара по переборке известили, что операция закончена: «Юлий Цезарь» мертв…

    Октябрь Бар-Бирюков, бывший офицер линкора «Новороссийск», капитан 1-го ранга в отставке

    * * *


    21 августа портал Lenta.ru сообщил, что ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито признал причастность итальянских военных к затоплению советского линкора «Новороссийск».

    По словам Уго Д’Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался «русским», поэтому позаботились о том, чтобы его затопить.

    Ранее версия о том, что «Новороссийск» затонул в результате диверсии, организованной итальянцами, не была официально подтверждена.

    После гибели «Новороссийска» выдвигались различные объяснения возможной диверсии (по одной из них, взрывчатка якобы была спрятана в корпусе корабля уже в момент его передачи Советскому Союзу).

    «Новороссийск» затонул 29 октября 1955 года (когда находился в бухте Севастополя), после мощного взрыва, произошедшего под корпусом корабля. В результате погибли более 600 моряков. Затонувший корабль позднее был поднят со дна и разобран на металл.
    Источник: itogi.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 22 августа 2013, 08:50
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018