Битва за Арктику продолжалась до апреля 1945 года
Память История и события

    Удивительное открытие в архангельских лесах сделали местные жители 43 года спустя после окончания Великой Отечественной войны. Они нашли обломки советского тяжёлого истребителя Пе-3. Но не это поразило экспертов, изучавших на месте погибшую машину. Она, облетавшая в 1942 году глубокий тыл, была сбита, причём явно чужим самолётом, о чём свидетельствовал размер пробоин.

    Интерес к Русскому Северу у Германии был всегда. Уже в годы Первой мировой войны и в последующий межвоенный период немцы, насколько это им позволяла международная обстановка и экономические возможности, стремились получить как можно больше информации об арктических районах.

    Разумеется, с началом Второй мировой войны интерес к Арктике приобрёл стратегический характер. Прежде всего военный контроль над Русским Севером прерывал кратчайшую линию снабжения Красной армии союзниками. Во-вторых, позволял в перспективе наладить переброску боевых кораблей и лодок в Тихий океан и превратить военный союз с Японией из эфемерного во вполне реальный. Помимо этого уже тогда ни для кого не было секретом, что приарктические районы богаты полезными ископаемыми, некоторые из которых, а именно никель и уран, являлись для Германии важнейшим стратегическим сырьём. Именно поэтому, даже несмотря на приближавшийся конец войны, битва за Арктику продолжалась до апреля 1945 года.

    Из всех задач, которые ставил Гитлер в Арктике, первоочередной стал перехват и уничтожение союзных полярных конвоев, которые регулярно шли в Мурманск и Архангельск. Для этого нацисты привлекли практически все остававшиеся в строю линкоры и тяжёлые крейсера, эсминцы, подводные лодки и авиацию. Однако, несмотря на определённые успехи, полностью сорвать доставку грузов в СССР не получалось. Если кригсмарине и люфтваффе ещё могли достать до прифронтового Мурманска, то с тыловым Архангельском, куда направлялось больше двух третей грузопотока, всё было куда сложней.

    Что и вынудило германское командование искать неординарные решения проблемы. С учётом огромных и малонаселённых пространств Русского Севера у немцев возникла вполне логичная идея попытаться создать сеть взлётно-посадочных полос, так называемых аэродромов подскока, используя которые, немецкая авиация могла бы значительно увеличить радиус своих полётов.

    * * *


    Возможно, что мы никогда бы не узнали об этом тайном проекте, если бы не некоторые обстоятельства 1942 и 1988 годов. Начиная с лета 1942 года нашему командованию стала поступать информация о появлении вражеских самолётов в небе над архангельскими лесами. Одновременно в северных водах немцы полностью разгромили союзный конвой РQ-17, их «карманный» линкор «Адмирал Шеер» атаковал находившийся, как считалось, в глубоком тылу полярный Диксон, у Новой Земли начали всплывать вражеские подводные лодки. Кроме того, мы потеряли и несколько судов в водах, которые ещё вчера казались недоступными для врага. Стратегическая ситуация в Заполярье стала складываться не в нашу пользу.

    Утром 5 ноября 1942 года с аэродрома «Ягодник» под Архангельском взлетели два истребителя Пе-3 лейтенантов Устименко, командир группы, и Горбунцова. Вместе с ними летели штурман лейтенант Банцев и начальник штаба Беломорской авиагруппы Северного флота полковник Попов, который решил лично произвести осмотр близлежащих районов. Однако вскоре после взлёта связь с истребителями пропала и на аэродром они не вернулись.

    Минуло 46 лет, и летом 1988 года в районе озера Окулова местные жители нашли обломки одного из пропавших Пе-3. Когда погибший самолёт вытащили на сухое место, по документам, обнаруженным на останках двух погибших лётчиков, удалось установить, что это был экипаж лейтенанта Устименко. Самым удивительным было то, что борта самолёта оказались буквально иссечены пушечными снарядами большого калибра. Это означало, что самолёт был просто сбит. Вначале предположили, что самолёт мог быть случайно поражён вторым истребителем. Но специалисты сразу отвергли эту версию, так как на вооружении Пе-3 стояла 20-миллиметровая авиационная пушка ШВАК, а размеры пробоин говорили о том, что самолёт расстреливали из пушки калибра 30 миллиметров.

    Но кто тогда мог сбить наш самолёт, ведь полёт осуществлялся в глубоком тылу и на многие сотни километров вокруг непроходимый лес? Разумеется, можно было предположить почти невероятное: сразу два истребителя стали жертвой неожиданно вынырнувшего из облаков немецкого дальнего бомбардировщика FW-200 «Кондор», имевшего дальность полёта почти 4,5 тысячи километров. Но на «Кондорах» не было 30-миллиметровых пушек. Как не было их до 1944 года и на основном истребителе люфтваффе Bf-109.

    Осмотр обломков самолёта производили лётчики ВВС Северного флота, которые вряд ли могли ошибиться в калибре снарядов. Вывод мог быть лишь один: наш самолёт был атакован и уничтожен не серийным, а каким-то специализированным самолётом с очень большой дальностью полёта. Или у немцев была возможность длительное время ожидать появления в контролируемом районе советских самолётов и неожиданно их атаковать. То есть во время войны в глубоком советском тылу, в Архангельской области, они располагали собственным аэродромом!

    Для проверки этой версии в июле 1989 года лётчики ВВС Северного флота произвели аэрофотосъёмку одного из подозрительных районов и вблизи Окулова озера неожиданно обнаружили заброшенную удлинённую площадку, весьма напоминавшую взлётную полосу. Наземное обследование подтвердило, что это действительно взлётно-посадочная полоса, причём именно немецкая, так как она была покрыта пластинами с клеймами люфтваффе. Около взлётной полосы нашли полуразвалившиеся жилые и технические постройки, а также массу ржавых бочек из-под горючего с немецкой маркировкой.

    На этом сенсационные находки не закончились. Сегодня уже совершенно ясно, что сетью секретных аэродромов был покрыт весь наш Север вплоть до Карского моря, а может, и ещё дальше. Уже обнаружен немецкий аэродром подскока в тылу наших войск на озере Лача, где садились гидросамолёты. Подобные площадки были найдены у сел Мегра, горло Белого моря, и Погорелец, Мезенский залив, а также в Лешуконском районе. Известен и немецкий аэродром на полуострове Канин, который был оборудован даже аэродромными плитами. Есть информация как минимум о двух взлётно-посадочных полосах на Новой Земле, мыс Константина и мыс Пинегина, и даже о полётах немецких самолётов к Земле Франца-Иосифа.

    Нет сомнений, что все эти аэродромы действовали не сами по себе, а являлись элементами единой, хорошо продуманной и долговременной системы. Помимо аэродромов эта структура включала в себя метеостанции и даже пункты временного базирования подводных лодок. Сегодня известны по крайней мере две такие стоянки: в дельте реки Лены и в бухте Ледяная гавань на Новой Земле.

    * * *


    Ряд источников свидетельствуют: у операции по созданию сети секретных аэродромов имелось и кодовое наименование — «Тайга». «Тайга» включала в себя создание и эксплуатацию сети аэродромов подскока в лесах восточной части Архангельской области в том числе и с целью бомбардировок Уральской промышленной зоны.

    Однажды немцы едва не спалились. Осенью 1942 года уроженец Пинежья дезертир Николай Порохин, скрываясь в лесу, случайно вышел на строившийся аэродром. Немцы пытались его преследовать, но он сбежал и, вернувшись в село, доложил об увиденном местному начальству. Однако сотрудники Смерша дезертиру не поверили, и Порохина расстреляли. А аэродром продолжал функционировать.

    Ну а какие задачи могла выполнять взлётно-посадочная полоса у озера Окулова? Известно, что в период с 24 августа по 29 сентября 1942 года бомбардировщики Ju-88 из KG30 «Адлер» произвели шесть массированных налётов на Архангельск. В результате предприятиям и жилым кварталам был нанесён большой ущерб, а портовые сооружения практически разрушены. Это затруднило разгрузку судов с американской техникой и её дальнейшую отправку.

    По свидетельству очевидцев, на город и на порт немецкие самолёты заходили с востока. Тогда посчитали — для того, чтобы ввести в заблуждение местную ПВО. Однако вполне возможно, что взлетали эти самолёты именно с аэродрома у Окулова озера. Впрочем, больше на Архангельск налётов не случалось. Ввиду стратегической важности города для его прикрытия выделили 104-ю авиадивизию, 95-й истребительный авиаполк, оснащённый дальними истребителями Пе-3, и эскадрилью 78-го авиаполка. Да и рисковать раскрытием своих с таким трудом созданных лесных аэродромов немцы тоже, видимо, не хотели.

    * * *


    Возможно, секретный аэродром у Окулова озера отчасти предназначался и для перехвата советских самолётов, но не заблудших разведывательных «пешек», атака на которые была, скорее всего, вынужденной мерой, а для уничтожения самолётов, перегонявшихся в СССР из США через порт Архангельска и вологодские аэродромы. Так, только в сентябре 1942 года с нового архангельского аэродрома через промежуточный вологодский в действующую армию была отправлена почти сотня американских самолётов. При этом потери в машинах при перегоне на юг оказались весьма существенными. Обычно наши историки относят их на счёт низкого качества американских машин, неопытность лётчиков и плохие метеоусловия.

    Но даже беглого взгляда на карту Архангельской области достаточно, чтобы понять: тайный аэродром у Окулова озера находится как раз между архангельским аэродром перегона и маневренной взлётно-посадочной полосой у Поноя. С Окулова озера было очень удобно перехватывать взлетающие с аэродромов самолёты. Единственное, что смущает в данной версии, так это отсутствие документальных свидетельств наших лётчиков о встречах с немецкими истребителями в архангельском небе. Впрочем, у немцев, возможно, летали настоящие асы, которые атаковали лишь одиночные самолёты, причём били наверняка, не оставляя свидетелей, как в случае с двумя «пешками».

    Можно предположить, что взлётно-посадочную полосу у Окулова озера немецкие лётчики использовали и как аэродром подскока для специальных самолётов метеорологического звена, укомплектованного машинами дальней авиации FW-200 «Кондор». Огромные машины, не исключено сменяли немецкие метеорологические партии в районах западного сектора Северного морского пути.

    Совершенно очевидно, что с Окулова озера и со взлётных полос на мысах Константина и Пинегина на Новой Земле немецким самолётам было несложно облететь Карское море даже по периметру. И на том, и на другом мысе можно было достаточно легко организовать приёмные пункты для доставки продовольствия и топлива, которые были нужны немецким подводным лодкам, использовавшим залив Ледяная гавань как передовой или маневренный опорный пункт. На одном из аэродромов Новой Земли первый немецкий самолёт H-111 под пилотированием Рудольфа Шютце, к примеру, приземлился уже в июле 1941 года. Позднее, осенью 1942 года, в средней части западного побережья архипелага была установлена автоматическая метеорологическая станция «Крот».

    Однако вскоре после взлёта H-111 был атакован нашим патрульным гидросамолётом МБР-2. Немецкая машина получила повреждения, но добить её не удалось, так как наш МБР-2 был отогнан ещё одним, неожиданно появившимся немецким самолётом, прикрывавшим уход товарища в сторону Норвегии.

    Откуда появилась над полярными водами вторая машина и куда она делась потом, так и осталось тайной. Если предположить, что прикрывавший Хе-111 самолёт взлетел с ближайшего секретного аэродрома подскока, всё сразу становится на свои места.

    Безусловно, тайные аэродромы использовали и пилоты самолётов-разведчиков специальной группы полковника Ровеля.

    В Первую мировую войну Теодор Ровель летал лётчиком-наблюдателем, в 1934 году создал эскадрилью из опытных лётчиков и бортмехаников, получившую название «Эскадрилья особого назначения». Одной из первых задач, успешно выполненной воздушными разведчиками, стало фотографирование в 1934 году военно-морской базы Кронштадт, а также промышленных районов Ленинграда, Минска и Пскова. В конце 1930-х годов эскадрилья получила новые воздушные разведчики H-111, вооружённые самой современной оптикой, которая позволяла делать чёткие фотографии с больших высот. В случае необходимости эскадрилья Ровеля работала под прикрытием, выполняя коммерческие рейсы на Москву. Уже в первые дни Великой Отечественной лётчики приступили к полётам до Урала включительно, в том числе и через районы Крайнего Севера.

    Не вызывает особых сомнений, что вместе с аэродромами в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области взлётно-посадочная полоса у Окулова озера обеспечивала заброску диверсионных групп. Не использовать такую возможность немцы просто не могли. Хорошо известно, что абвер всегда уделял Русскому Северу большое внимание. Так, в августе 1943 года одна из двух главных спецкоманд абвера «Цеппелин» была переименована в «Руссланд-Норд». В зону её действия была включена территория СССР до Белого моря включительно.

    Группы абвера забрасывались по воздуху на территорию Архангельской области для диверсий на железнодорожной ветке Архангельск — Вологда, по которой шли ленд-лизовские грузы, и для уничтожения стратегически важных объектов, и прежде всего Беломорско-Балтийского канала. Однако особого эффекта заброска не дала. Диверсантов, как правило, перехватывали и уничтожали. Один из таких эпизодов и нашёл отражение в повести Бориса Васильева и одноимённом фильме «А зори здесь тихие».

    * * *


    Достоверно известно о двух немецких десантах, которые были высажены летом 1943-го в Кожвинском районе Коми АССР, а в конце того же года под Сыктывкаром. И тот, и другой, впрочем, успеха тоже не имели. Помимо этого с сентября 1942 до августа 1944 года на территории Вологодской области довольно эффективно работала одна из спецгрупп соединения «Бранденбург-800». Для доставки каждой вполне могла быть использована взлётно-посадочная полоса у Окулова озера. Наиболее массовой считается высадка сразу с десяти самолётов в сентябре 1942 года немецкого десанта у моста через реку Вычегда на границе Вологодской и Архангельской областей.

    В результате внезапного нападения была полностью уничтожена охрана стратегически важной переправы, а сам мост захвачен немецкими диверсантами. Однако его быстро отбили заключённые из ближайшего лагеря ГУЛАГа и их конвойные. Немецкие десантники были уничтожены всё до единого.

    Кроме всего прочего, план абвера на 1942 год предполагал и массовую заброску разведывательных, повстанческих и диверсионных групп в районы крупнейших и наиболее удалённых лагерей, входивших в систему ГУЛАГа.

    Расчёт строился на том, что если немцам удастся спровоцировать сразу несколько восстаний «врагов народа», то глубокий советский тыл вдоль западных районов Северного морского пути будет парализован. Не исключалось, что бунты смогут оттянуть на себя и часть войск Карельского фронта, а это облегчало прорыв и захват Мурманска, а вместе с тем ликвидацию наиболее эффективного маршрута поставки ленд-лизовского оружия и техники.

    Известно, что бывший командир 102-й стрелковой дивизии Бессонов предложил немцам масштабный план захвата Урала. Он предусматривал высадку воздушного десанта численностью шесть тысяч человек из числа бывших советских военнопленных. Выброска намечалась на большом пространстве от Северной Двины и Оби до Перми и Ижевска. После высадки десантники должны были захватить многочисленные лагеря ГУЛАГа, вооружить зэков и организовать восстание. Конечной целью операции была также остановка Транссиба. Вне всяких сомнений, при планировании возможной переброски такой массы десантников не обойтись без системы промежуточных аэродромов.

    Бывший сотрудник НКВД Бессонов отлично знал систему ГУЛАГа. По его расчётам, можно было поднять на бунт до четверти миллиона заключённых. При всей фантастичности этого плана во время войны в лагерях действительно случались восстания. Так, в январе 1942 года зэкам удалось даже ненадолго захватить посёлок Усть-Уса, райцентр в ста километрах от Печоры.

    Неизвестно, какой была бы перспектива секретной сети аэродромов, если бы не ошеломительная победа Красной армии над гитлеровцами под Сталинградом в начале 1943 года. После неё и последующего отступления на запад немцы потеряли интерес к своим с таким трудом созданным тайным базам в советском тылу. Им было уже не до них…
    Источник: itar-tass.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018