Неизвестное сражение (часть 2)
История и события


    «Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия.»

    Другой не менее важной ошибкой Ставки и командования фронта было то, что они вообще не уделили внимания срыву снабжения окруженной группировки. Снабжение, конечно, было возможно только по воздуху. Для этого «воздушного моста» немцы собрали со всего Восточного фронта 7 групп транспортников Ju-52 и Не-111, одну группу забрали из Северной Африки у Роммеля и заново сформировали еще 5, насобирав самолеты со всего Рейха (туда попал даже личный «Кондор» Гитлера). Снабжение Холмского котла немцам пришлось вести с помощью транспортных планеров и сбрасывания грузов, потому что все пригодные для посадки самолетов площадки находились на нейтральной полосе. Любая посадка самолета оканчивались рукопашной схваткой наших и немецких солдат за самолет и груз. А планеры немецкие пилоты умудрялись сажать на главную улицу Холма (зачастую ценой полного или частичного разрушения планера). Первые 40 транспортников прибыли в Демянский котел уже 20 февраля, а затем полеты пошли по нарастающей. Всего за время полного окружения немецкая транспортная авиация сделала 24 303 вылета в «котлы», доставив 15 446 тонн (в среднем 273 тонны в сутки) грузов, вывезя 22 903 раненых.

    Авиационные силы северо-западного фронта были невелики, но и из этих сил для борьбы с транспортниками и ударам по вражеским аэродромам было выделено менее 10% всех самолетовылетов. Несмотря на то, что немецкие аэродромы были буквально забиты самолетами (иногда число самолетов авиационной группировки, осуществлявший «воздушный мост, достигало 500), за все время на земле было уничтожено всего 6 транспортников и один разведчик Hs-126. Немецкие самолеты несли куда большие потери от аварий при взлете и посадке в „котле“, от сложных эксплуатационных условий, а также от огня из стрелкового оружия с земли, чем от действий нашей авиации. Кстати, любопытный факт: из-за напряженного эксплуатирования, недостаточного техобслуживания и тяжелых метеоусловий двигатели „Юнкерсов“ вместо положенных 200 часов работы отрабатывали в среднем по 40 часов. Поскольку поставлять новые двигатели не успевали, да и ремонтировать самолеты было негде, „Юнкерсы“ с неисправным двигателем отправляли своим летом в Германию — на двух остальных двигателях. Всего за время полного окружения немцами было потеряно 112 транспортников.

    »Воздушный мост" позволил окруженным немцам выдержать самые сильные февральские атаки наших войск. А весной 1942 даже поставил их в более выгодное положение. Дело в том, что советское командование постоянно гнало войска в атаки, не заботясь ни о чем другом. В войсках не были созданы резервы боеприпасов, горючего, продуктов, фуража. Снабжение осуществлялось в основном по временным «зимникам» и льду рек, никто и не озаботился прокладыванием нормальных дорог или узкоколеек. Пришла оттепель, лед стал ненадежен, дороги утонули в грязи. И без того плохое снабжение почти прекратилось. В некоторых частях (от которых командование по-прежнему требовало атак) начали есть кору деревьев, шишки, потому, что доставляемого пешком или авиацией продовольствия едва хватало для минимального пайка по 100 грамм хлеба в день на человека.

    Вот в эту-то распутицу немцы и начали операцию «Наводка мостов» по деблокированию окруженных. Деблокирующую группу возглавил генерал-лейтенант Зейдлиц-Курбах, ранее воевавший в этих местах осенью 1941 года. В группу Зейдлица входили две егерские, две пехотные и одна моторизированная дивизии. Бронетанковую поддержку группы осуществлял батальон 203-го танкового полка и две батареи штурмовых орудий. Наступление группа начала 21 марта, внезапным массированным ударом, подержанным танками и авиацией, проломив оборону на стыке 11-й и 1-й Ударной армий. Но после первых дней боев немецкие танки и самоходки безнадежно завязли в грязи (как, впрочем, и советские). Наступающим немцам пришлось пешком продираться сквозь грязь и болота, продвигаясь вперед «в час по чайной ложке» (по словам самих немцев). Навстречу группе Зейдлица из «котла» начала наступление группа Цорна, собранная из двух «штурмовых» полков (один набран из эсэсовцев, другой из 12-й, 30-й, 32-й и 290-й пехотных дивизий). Несмотря на попытки советского командования остановить немецкое наступление переброской подразделений с других участков фронта, немцы все-таки пробили коридор к окруженным. 21 апреля группы Зейдлица и Цорна встретились. Образованный «Рамушевский коридор» представлял собой узкую «кишку» длиной более 15 км и шириной 4-8 км.

    1 мая началась операция по деблокированию Холмского котла. Группа Ширера (218 пехотная дивизия, полк 122 пехотной дивизии, батальон штурмовых орудий) ударила в полосе обороны 3-й гвардейской морской стрелковой бригады и через пять дней упорных боев вышла к Холму. К 5 мая немецкий гарнизон Холма составлял всего 2700 человек.

    Операция Красной Армии по окружению и уничтожению Демянской группировки не закончилась полной победой. Но, тем не менее, наступление Северо-Западного фронта было куда удачней, чем наступления соседних фронтом. Волховский, Калининский, Западный фронты не то, что не могли похвастаться окруженными немецкими группировками, напротив это немцы окружали советские армии и громили их (2-ю Ударную на Волховском фронте, 29-ю армию на Калининском фронте, 33-ю армию на Западном). Северо-Западный фронт смог окружить и надолго сковать 100-тысячную группировку в «котлах» и примерно такую же, привлеченную немцами для удержания фронта и деблокирования окруженных. Да и организация «воздушного моста» немцам обошлась огромными усилиями и потерями. И ложной иллюзией того, что крупную окруженную группировку можно снабжать по воздуху. Гитлер, запрещая Паулюсу отступать из-под Сталинграда, пребывал в плену именно этой иллюзии. Чем закончилось это заблуждение — известно.


    Нарукавные знаки, введенные в Вермахте для участников Демянского сражения

    Советские атаки Демянской группировки и Рамушевского коридора продолжались весь 1942 год. Но немцы уже возвели там повсюду полосы укреплений, заграждений, минных полей и прочно удерживали позиции. По сути, там происходила такая же мясорубка, как под Ржевом или на Волховском фронте, только меньших размеров. Меньших размеров — от того, что сил на этот участок Ставка выделяла мало. Основные наши силы шли под Сталинград, Ржев, на Кавказ, деблокирование Ленинграда. А уничтожение Демянской группировки, и без того охваченной со всех сторон, казалось третьестепенной легкой задачей.

    В октябре 1942 года генерал-лейтенант Курочкин был замен маршалом Тимошенко на должности командующего фронтом. Но ситуация от этого не изменилась. Разве что наши атаки стали еще более упорными и кровавыми. Тимошенко очень хотелось вернуть себе славу громкой победой, и он затевал плохо подготовленные операции одну за другой, безжалостно гоня войска в бесплодные наступления.

    Ситуация изменилась после разгрома немцев под Сталинградом. Немцам катастрофически не хватало войск для продолжения войны, да и страх повторения Сталинградского разгрома был велик: Гитлер согласился на отвод войск из под Демянска. 17 февраля началась операция «Цитен» по отводу немецких войск на заранее подготовленный рубеж по р.Ловать. Из-за плохо организованной разведки наши войска узнали об отходе слишком поздно. Преследование немцев было организованно лишь 23 февраля, и окружить отступающих немцев не удалось. За исключением арьергардных боев, немцы практически беспрепятственно отошли к 28 февраля на новый оборонительный рубеж, а наши войска вышли к нему спустя еще сутки.

    Так закончилось сражение за Демянск, продолжавшееся более года.

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 17 февраля 2010, 09:30
    • zabelin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018