Куреневская трагедия 13 марта 1961 года
Память История и события

    13 марта 1961 года в 6:45 утра начала разрушаться дамба в Бабьем Яру, в которую с 1952 года сливали сточные воды (пульпу) с Петровских кирпичных заводов. Через 3 с половиной часа ее прорвало. Вода хлынула в сторону Куреневки, на скорости в 5 м/с снося все на своем пути.

    Грязевой вал высотой в 14 метров сносил дома, выкорчевывал деревья, сметал транспорт. Стоит ли говорить, что у людей, которые попались на пути стихии, не было шансов выжить.

    По официальной статистике было объявлено о 150 погибших. Однако по неофициальным данным, число жертв достигло порядка полутора тысяч человек.

    Как это часто бывало в советское время, трагедию решили замолчать. Масштабы ее не оглашались, в Киеве отключили междугороднюю и международную связь. Уголовное дело по факту трагедии было возбуждено в порядке секретности.

    Потоп продолжался всего полтора часа, однако последствия его были катастрофические.

    Грязевой вал высотой в 14 и шириной в 20 метров пронесся по нынешней улице Телиги, упершись в трамвайное депо; с другой стороны он бушевал, проходя мимо Кирилловского монастыря, затопляя стадион «Спартак» и улицу Фрунзе.

    Вид на место сегодняшнего пересечения улиц Телиги и Фрунзе

    Вид на разрушенный гидроотвал со стороны улицы Фрунзе

    Вид с улицы Телиги

    Даже трамваи весом в 10 тонн не могли выстоять на пути разрушения.

    Стадион «Спартак» был затоплен полностью, не было видно даже верхушек ограды.

    Затоплен был и трамвайный парк. Ситуацию усугубило то, что вовремя не поступила команда отключить электроснабжение. В результате много людей погибло от поражения электрическим током.

    Устояла Подольская больница. Части людей удалось спастись, когда они забрались на крышу.

    Застывшая пульпа, превратившаяся в камень, достигала высоты в 3 метра. Тела погибших извлекали еще около месяца.

    По слухам, самолеты Аэрофлота меняли традиционный маршрут, облетая место трагедии, чтобы пассажиры не могли получить представление о ее истинных масштабах.

    Согласно официальному отчету с пометкой «для служебного пользования», в результате аварии разрушено 68 жилых и 13 административных зданий. Непригодными для жилья оказались 298 квартир и 163 частных дома, в которых проживало 353 семьи численностью 1228 человек.

    Причиной трагедии стала преступная халатность целого ряда чиновников и специалистов. Помимо самого решения устроить слив сточных вод в отроги Бабьего Яра, был также допущен целый ряд ошибочных решений: уровень намыва был поднят до самой кромки оврага, заливался пульпой еще действующий газопровод (ссылались на сложности его демонтажа), дамбы делались не бетонные, а земляные, для отвода жидкости использовали слишком узкие трубы. В довершение всего этого, кирпичный завод работал в три смены, а потому расчетный уровень нагрузки был значительно превышен.

    Волна уничтожала все на своем пути

    Заполненные пульпой верховья оврага между нынешними улицами Ольжича и Мельникова. В левой части снимка насосная станция

    Застрявший грузовик

    Карьер

    На сигналы тревоги также не обращали внимания: были и официальные предупреждения от специнспекции Подольского района об аварийном состоянии дамбы, и сигналы от простых киевлян, которые видели ручейки воды.

    Одной из причин, которые привели к подобной бесконтрольности происходящего, называют персоналию Алексея Давыдова. Председатель горисполкома, по свидетельствам очевидцев, не считался с мнениями по поводу деятельности руководящего органа города. Выступавших он прерывал, критику не воспринимал. Дела, по заявлению ответственных лиц, вел формально и не вникая в суть вопроса.

    Именно ряд распоряжений, выданных Давыдовым, привели к усугублению ситуации с проектом.

    Проект был подготовлен московским трестом Гидромеханизации. Доработан и введен в эксплуатацию киевскими чиновниками и инженерами. Ряд ошибочных решений привел к непоправимой трагедии.

    Свидетельство оцевидцев трагедии, прямая речь — М. Н. Новгородская, учительница: «Я села в автобус, салон которого был так переполнен, что меня буквально припечатали к задней двери. Проехав немного, автобус застрял напротив стадиона «Спартак». Вода стала достигать окон машины. Шофёры всех застрявших машин выбирались из них и плыли на противоположную сторону к ограде стадиона. В автобусе стоял страшный крик. Люди осознали, что погребены заживо. И вдруг всё потемнело. На нас шёл вал — сплошная пенящаяся масса какого-то серого цвета. Вал был выше домов и закрывал собой небо. Стоявший впереди меня человек на мгновение рывком раздвинул двери и шагнул вперёд. Я — вслед за ним. Поток сбил меня с ног, но чудом оставшись на поверхности и барахтаясь, я добралась до ограды стадиона. Когда я взобралась на неё, раздался взрыв — автобус, из которого я несколько мгновений назад выбралась, был объят пламенем. Кто-то выбил переднюю дверь, но спаслись только женщина и две девочки. У них сильно обгорели волосы. Остальные пассажиры сгорели заживо.»

    Лавина сносила дома, машины, технику, деревья

    Официальная статистика — 150 погибших

    По неофициальным данным число погибших приблизилось к 1500 человек

    Полностью затопленный стадион Спартак

    Именем Давыдова назван один из бульваров на Русановке.

    Сам Алексей Давыдов умер в 1963. Данные о смерти противоречивы: по одним источникам у него случился инфаркт, по другим — он застрелился.

    В результате рассмотрения уголовного дела 6 человек приговорили к тюремному заключению.

    Результаты рассмотрения дела были закрыты до 90-х годов. В 2006 году был открыт памятник жертвам Куреневской трагедии.

    «Киевские Ведомости» 25 февраля 1993 года


    Уважаемая редакция! Прочитал в вашей газете письмо очевидца Куреневского потопа 13 марта 1961 г. До поздней ночи говорили мы с женой на эту тему, разбередили старые душевные раны. По настоянию жены решил написать и свои воспоминания. Многое стерлось в памяти за долгие годы: детали, фамилии товарищей по работе, но главное я попытаюсь изложить.

    В то трагическое утро, 13 марта 1961 г., понедельник, я как обычно ехал на работу в трамвайное депо им. Красина к 8 час. 30 мин.

    Там работал я до призыва на службу в СА, туда же вернулся после службы на должность мастера по ремонту трамваев. Было мне тогда 28 лет.

    Подъехать к парку трамваи не могли: рельсы были покрыты водой, которая шла по лощине со стороны Бабьего Яра.

    Подойдя к парку, я увидел, что грязная вода через открытые ворота шла на территорию депо. Закрыл ворота, но вода пошла под ними. Я вспомнил, что на заднем дворе была куча кирпича. Решив, что кирпич может как-то сдержать воду, которая пока еще не сильно стекала под воротами, угрожая залить смотровые ямы, я вместе со слесарями нагрузили грузовоз и подъехали по рельсам, залитым водой, к воротам. Стали бросать кирпичи под ворота, мы надеялись; таким образом направить воду по ул. Фрунзе. Но сбросив штук 50—60, увидели, что вода сносит кирпичи. Я забрал слесарей и отъехал грузовозом на задний двор.

    Потоком были уничтожены жилые дома

    Пульпа прорвала дамбу в Бабьем Яру

    Пульпой залито 30 гектаров Куреневки

    Работы по откапыванию трамвая и троллейбуса, оказавшихся в эпицентре трагедии

    Работы по устранению следов аварии

    Зашли в павильон, где стояли трамваи. Этот павильон был расположен на возвышенности парка, воды там еще не было.

    На широком кирпичном заборе сидели, сотрудники депо, в том числе и начальник маршрута, а также просто любопытные. Они смотрели на происходящее вокруг.

    Шла уже вода с илом. Потом неожиданно появился большой вал грязно-серой жижи, который нес бетонные трубы метрового диаметра, деревья. Этот вал в один миг снес забор и двухэтажное административное здание, как спичечный коробок, вместе с людьми в конторе и на заборе. Этот вал пошел по территории депо, сметая все на своем пути: трамваи, павильоны для ремонта трамваев, людей.

    Видя приближение вала высотой 7—8 метров, сметающего все на своем пути и приближающегося к павильону, где находился я и мои товарищи по несчастью, мы стали убегать в конец сооружения. Тут же увидели, что половина павильона была снесена валом. Выскочив из ненадежного укрытия, по пояс в вязком иле, мы «побежали» к кузнице, что находилась сзади павильона. Но и тут нам пришлось быть недолго, так как на нас надвигалась крыша разрушенного павильона. Мы все прыгнули с крыши кузницы на землю, где было уже жижи по грудь. В этой жиже пришлось оставить ботинки.

    Разрушенная нижняя дамба

    Району были нанесены непоправимые повреждения

    Слева стадион Спартак

    Следы катастрофы

    Но когда уходил от кузницы в сторону 4-й обувной фабрики, увидел женщину, стоящую в яме для песка по шею в жиже. На вытянутых вверх руках она держала ребенка, в возрасте, примерно, до года, и взывала о помощи. Я подбежал, выхватил ребенка, вытащил женщину. Невдалеке лежал труп женщины, видимо, принесенной потоком.

    Я выбрался на сухую землю и пошел на 4-ю обувную фабрику, где мне дали на мои босые ноги старые сандали. Все остальные мои товарищи. которые были со мной, спаслись и разбежались кто куда.
    Я вернулся в депо, поток жижи остановился. Все мы были в ужасе, видели много смертей на территории и за депо. Погибло 44 работника нашего депо.

    На протяжении 6 месяцев не мог спать спокойно, просыпаясь в холодном поту от тех кошмаров, которые преследовали меня во сне. Депо было разрушено, временным моим местом работы по осмотру и ремонту трамваев стала смотровая яма на 14-й линии Пущи-Водицы.

    Следы страшной техногенной катастрофы

    Трактора на месте катастрофы

    Установленные военными временные деревянные мостки

    Устье селевого потока (промоина в верхней дамбе)

    Через год на старом месте построили новый парк, но в него не вернулись наши товарищи, которых мы хоронили до мая месяца по мере того, как их тела находили. Мы помнили о них и понимали, что судьба была более благосклонна к нам, оставив нас в живых. Ежегодно, 13 марта, все сотрудники депо поминали наших преждевременно ушедших друзей и товарищей. Было тяжело находиться в этой обстановке, появились новые люди на работе, они не знали о нашем горе, мы же — помнили. Думаю помнят и сейчас, кто жив еще.

    В 1970 году я ушел из депо. Работаю слесарем на заводе «Генератор».

    Петр СИРЧИК
    читатель

    Участок Бабьего Яра ниже гидроотвалов. На дне и откосах оврага — следы грязевого потока. Вид со стороны Лукьяновки

    На улице Фрунзе восстановлено движение общественного транспорта

    Первые дни после катастрофы, в которые начал восстанавливаться привычный уклад вещей

    Улица Фрунзе, 126. Октябрь 1963 года. Два года после трагедии
    По материалам: starkiev.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 14 марта 2013, 12:56
    • combat

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020