Организация и проведение руководством фашистской Германии военной пропаганды
Память История и события

    … ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Уже в марте 1938 года в ходе кампании по присоединению Австрии, немецкая военная пропаганда прошла первую проверку на практике. Информационное воздействие на войска и население Австрии содействовало успеху военной операции по присоединению данного государства к Германии; в дальнейшем, для обеспечения более благоприятных условий для ведения соответствующей радиопропаганды, в Австрию была направлена большая партия дешевых радиоприемников.

    В преддверии тотальной войны, к которой готовилось гитлеровское военное руководство, происходило уточнение роли и места военной пропаганды как в период подготовки к военным действиям, так и и непосредственно в ходе их ведения.

    В частности, в документе, известном как «Памятная записка ОКВ «Проблемы организации руководства войной» от 19 апреля 1938 г. и являющимся заключением штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии на докладную записку начальника генерального штаба Л. Бека «Организация руководства вооруженными силами», разработанную в марте 1938 года военной пропаганде в будущей войне уделялось достаточно важное внимание.

    Так, в числе задач, отнесенных к вопросам руководства войной (всего выделялось семь задач), значились:

    — согласование военой пропаганды и военной экономики с целями войны;
    — мобилизация борющейся нации на поддержку военных операций;
    — руководство пропагандистской войной.

    Осуществление первых двух из указанных задач возлагалось на главнокомандующего вооруженными силами (по директивам фюрера и рейхсканцлера), третьей — на имперского министра пропаганды.

    При этом в документе обозначено, что все проблемы организации руководства войной «должны быть теснейшим образом связаны между собой и решаться… единым штабом».

    В приложении к указанному документу отмечается: «Война ведется всеми средствами: не только силой оружия, но также средствами пропаганды и экономического воздействия. Война направлена против вооруженных сил противника, против источников его мощи и морального духа народа».

    Одновременно в данном документе верховного главнокомандования вооруженных сил Германии делается следующий вывод: «Чем продолжительнее будет вооруженная борьба и чем заметнее станут уравновешиваться силы противников, тем все более решающим фактором для исхода войны может оказаться пропагандистская и экономическая война. Если эти средства ведения войны окажут разлагающее воздействие на вражеское население или парализуют источники мощи врага, то разгром не сплоченного внутриполитически и зависимого от заграницы противника может быть осуществлен и без решительных побед над его вооруженными силами или станет возможным именно в результате использования этих средств борьбы».

    Первоначально ведением подрывной пропаганды в боевых условиях занималось министерство народного просвещения и пропаганды Й. Геббельса, которое осуществляло подготовку кадров и технических средств для печатной, устной и радиопропаганды среди населения и войск противника. Затем к этой работе стали привлекать военные организации и штабы.

    В августе 1938 года, в связи с подготовкой к захвату Судетской области, в вермахте были созданы первые специальные воинские формирования — четыре роты пропаганды, задачами которых являлись: сбор материала из районов боевых действий (корреспонденция, кинохроника, радиоматериалы) для ведения пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих («пропаганда на родину»), помощь в организации досуга и развлечений военнослужащих, в т. ч. организация для воинских частей вермахта специально подготовленных киносеансов, зрелищ, радиопередач, фотовыставок, издание агитационной литературы и пр., а также ведение пропаганды среди населения прифронтовой полосы («фронтовая пропаганда») и среди войск противника («пропаганда на врага»).

    Роты были подчинены отделам разведки штабов родов войск, армий и флотов, а для выполнения поставленных задач имели соответствующих специалистов (журналистов, фото- и кинорепортеров, дикторов, киномехаников и др.) и необходимые материальные средства (множительные аппараты, фотолаборатории, киноустановки).

    Несколько позже в батальонах были введены должности офицеров по пропаганде, ведавших вопросами идеологической обработки своих солдат, а также «духовного порабощения» населения оккупированных стран.

    Организационные принципы «психологической войны» были изложены в «соглашении о ведении пропаганды во время войны», подписанном еще зимой 1938–1939 гг. Й. Геббельсом от министерства пропаганды и В. Кейтелем от командования вермахта, в котором отмечалась важность «разъяснительной» работы среди войск и населения противника и предлагалось, чтобы ведением «психологической войны» в районах боевых действий занималось министерство пропаганды совместно с ОКВ.

    При верховном главнокомандовании в интересах выработки научно обоснованных рекомендаций специалистам по психологическим диверсиям под руководством немецкого военного психолога Симонейта 2 активно работала «психологическая лаборатория», в которой имелись т. н. отделы «психологического вредительства».

    В апреле 1939 года для руководства всей информационно-пропагандистской деятельностью был создан отдел военной пропаганды верховного главнокомандования германской армии, разрабатывавший планы «пропагандистского обеспечения» крупных операций войск, утверждавшиеся лично А. Гитлером. В число органов психологической войны вермахта входили также отделы «Иностранные армии Востока» и «Иностранные армии Запада».

    К началу Второй мировой войны фашистская Германия добилась высоких результатов в согласовании по времени политических, пропагандистских и военных усилий. В этот период, как позднее отмечал немецкий специалист по вопросам пропаганды Р. Зульцман, «германское министерство пропаганды представляло собой такую организацию, которая могла явиться очень мощным рычагом власти авторитарного государства».

    К 1 сентября 1939 года вермахт располагал уже хорошо подготовленным и широко разветвленным аппаратом психологических операций, насчитывавшим 13 рот пропаганды (7 — в сухопутных войсках, 4 — в ВВС и 2 — в ВМС), которыми руководил отдел пропаганды во главе с полковником Х. фон Веделем. В период наступления вермахта на Западном фронте в ротах пропаганды было вдвое увеличено число громкоговорящих установок, получены специальные приспособления для разбрасывания листовок на переднем крае противника.

    Еще за два месяца до нападения на Польшу была развернута соответствующая пропагандистская кампания: радиопередачи антипольского содержания велись на польском, украинском, белорусском, кашубском, шлензакском и других языках. В Берлине издавался пресс-бюллетень, публиковавший антипольские статьи и сообщения на английском, французском, испанском и некоторых скандинавских языках.

    Как отмечают специалисты, в ходе боевых действий на Западе гитлеровцы действовали весьма оперативно и достаточно изобретательно: для психологического воздействия на противника ими активно использовались и благоприятная тактическая обстановка, и пропагандистские лозунги врага, и естественное стремление людей остаться в живых, сообщить о своей судьбе родным и близким.

    Тот факт, что фашистам по существу без единого выстрела удалось захватить Чехословакию, Данию и Норвегию, говорит о достаточной эффективности пропагандистских и психологических акций немецкого командования.

    Так, в ходе подготовки к проведению операции «Везерюбунг» по вторжению в Данию и Норвегию была введена в действие сложная система дезинформации противника. В приказе В. Кейтеля от 2 февраля 1940 г. указывалось, чтобы все мероприятия по разработке планов вторжения и подготовке войск создавали впечатление, что они направлены против Англии. Одновременно заявления Англии и Франции в начале 1940 года о якобы скорой высадке экспедиционных войск в Норвегии помогали гитлеровскому командованию распространять выгодную ему пропагандистскую версию об агрессивности западных союзников и миролюбивой политике Германии в отношении Скандинавских стран. Накануне вторжения в Данию и Норвегию германским министерством пропаганды было изготовлено 1,2 млн листовок и 10 тыс. плакатов, призывавших население и армии этих Скандинавских стран к сотрудничеству с вермахтом. Наряду с этим немецкое командование дало указание своим войскам при отсутствии сопротивления со стороны армий Дании и Норвегии демонстрировать к ним лояльное отношение, не предпринимать враждебных действий и не разоружать их.

    Своего самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году в период оккупации Франции. Еще за несколько месяцев до вторжения Германия провела несколько стратегических информационных операций.

    В частности, на население Франции, под видом официальных сообщений французских радиостанций, через три мощных передатчика направлялся непрекращающийся поток информации, являвшийся на деле специальной разработкой специалистов из министерства пропаганды, имевшей целью вызвать возможно большее смятение и панические настроения среди французского населения и военнослужащих. Как позднее отмечалось руководителем немецкой разведки В. Шелленбергом, эти фальшивые сообщения явились основной причиной губительной паники среди гражданского населения, в результате чего потоки беженцев заполонили все дороги и сделали почти невозможным передвижение войск во французском тылу.

    Одновременно в 1939–1940 гг. заблаговременно заброшенная во Францию гитлеровская агентура с помощью слухов о неминуемом военном поражении и преднамеренно имитируемого панического поведения также создавала среди французского населения панику в больших масштабах. Среди населения распространялись всевозможные слухи, правительство Франции подвергалось ожесточенной критике и обвинялось в коррупции, превозносились успехи германской армии, сеялась неуверенность в будущем. Одной из форм пропаганды страха, направленной на представителей элиты Франции, было формирование убежденности, что они постоянно работают в окружении немецких агентов.

    В то же время немцы пытались посеять разногласия между Великобританией и Францией, дискредитировать союзников: по радио неоднократно заявлялось о том, что воюют преимущественно французы, тогда как британцы послали на фронт только 6 дивизий; над французской территорией разбрасывались листовки с информацией о том, что в городе Лилль британские военные изнасиловали несколько местных француженок (что соответствовало действительности) и т. д.

    В свою очередь, ответные действия французской стороны — поиски т. н. «пятой колонны», аресты и даже расстрелы подозреваемых — только усилили дезорганизацию управления.

    В результате к моменту решительного наступления немецких войск моральный дух личного состава французской армии оказался подорван столь сильно, что она была не в состоянии оказать серьезное сопротивление оккупантам, а французское правительство оставило Париж из «гуманистических» соображений, дабы не подвергать город бомбардировке военно-воздушными силами Германии.

    По окончании действий во Франции спецслужбы и подразделения пропаганды вермахта приняли непосредственное участие в подготовке операции «Морской лев» по вторжению германских войск в Англию (директиву о подготовке десантной операции против Великобритании А. Гитлер подписал 16 июля 1940 г.). В качестве основного средства пропагандистского воздействия на противника использовалось радио, а с октября 1940 года также и листовки, распространявшиеся посредством воздушных шаров.

    После отмены данной десантной операции в феврале 1941 года органы пропаганды вермахта осуществляли против Англии стратегическую дезинформационную кампанию «Ледокол», в ходе которой было проведено более 100 отдельных мероприятий:

    — по дипломатическим каналам высокопоставленными германскими дипломатами распространялась дезинформация о подготовке решительных действий против Англии;
    — якобы для вторжения в Англию был сформирован батальон пропаганды «К», в состав которого включались специалисты по Великобритании, переводчики английского языка со всех подразделений пропаганды, в том числе и расположенных на восточных границах, при этом произошла определенная утечка информации;
    — в Берлине тиражировались листовки, предназначенные для распространения на территории Англии после вторжения на нее немецких войск, которые доставлялись и хранились на соответствующих аэродромах;
    — военные корреспонденты готовили репортажи о проводимых крупномасштабных учениях по десантированию, на публикацию которых налагался строгий запрет, но один-два материала из-за «упущений» цензуры все-таки попадали на страницы газет, тираж которых якобы полностью изымался.

    Немалый опыт ведения «пропаганды на врага» гитлеровцы приобрели в ходе кампаний в Польше и Западной Европе. Так, во время войны с Польшей в отдельные дни германская авиация сбрасывала на окруженные группировки польских войск до 300 тыс. листовок. Уже в этот период командующие армиями и штабы отмечали эффективность действий приданных рот пропаганды и стали учитывать меры пропагандистского характера при планировании и проведении операций.

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ...


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 16 февраля 2013, 06:03
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018