Становление пропагандистского аппарата фашистской Германии
Память История и события

    С началом Великой Отечественной войны Советский Союз столкнулся не только с мощной военной машиной фашистской Германии, но и с хорошо отлаженным, получившим опыт в предыдущих военных кампаниях пропагандистским аппаратом. В статье рассматривается процесс становления пропагандистского аппарата фашистского государства, организация и проведение руководством Германии военной пропаганды в период военных кампаний 1938–1940 гг., подготовка Германии к агрессии против СССР в идеологической сфере.

    Сразу же после прихода к власти в 1933 году фашистское руководство Германии столкнулось с необходимостью информационно-пропагандистского обоснования проводимой внутренней и внешней политики, активного формирования у граждан страны приверженности идеям национал-социализма, а также глобального информационного воздействия на население других стран.

    Для реализации указанных задач был предпринят ряд организационных мер и, в частности, образовано министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Й. Геббельсом. Структурно указанное министерство, на которое прежде всего возлагались задачи информационно-пропагандистского обоснования проводимой фашистским руководством политики, подразделялось на группы (отделы), которые, в свою очередь, делились на секторы.

    Основной в структуре министерства была группа «Пропаганда», в состав которой входило около полутора десятка секторов: съездов, выставок, по связи с управлением пропаганды НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии), по связи с партийной канцелярией, по связи с местными управлениями пропаганды, по культурной пропаганде, политической пропаганды, пропаганды среди этнических немцев, цензуры СМИ, расширения германского этноса, пропаганды в здравоохранении, пропаганды расовой политики, пропаганды социальной деятельности.

    На ведущих ролях в министерстве народного просвещения и пропаганды находилась группа «Пресса», делившаяся на два сектора: отечественной и зарубежной прессы. Средства массовой информации, прежде всего печать, занимали важное место среди инструментов пропагандистского аппарата фашистской Германии: при министерстве имелся совет по издательскому делу, под контролем которого находилось 2,8 тыс. издательств и 27 тыс. книготорговых учреждений. К концу 1939 г. общий тираж массовых газет составлял 19,7 млн экземпляров, а журналов — 89,5 млн. Крупными тиражами печатались партийные издания НСДАП. Печатная продукция широко распространялась не только в Германии, в целях воспитания населения в духе национал-социализма, но и в союзных странах, а также на оккупированных ею территориях.

    Такие известные германские издания как «Frankfurter Zeitung», «Kolnische Zeitung», «Deutsche Allgemeine Zeitung» нацисты использовали в качестве источников влияния на мировое общественное мнение. Среди печатных СМИ значительную пропагандистскую функцию внутренней направленности выполняла рассчитанная на широкий круг читателей еженедельная, а затем и ежедневная газета «Völkischer Beobachter» («Народный обозреватель» — орган НСДАП), ставшая одним из основных средств нацистской агитации и пропаганды (если в 1920 г. газета имела тираж 8 тыс. экземпляров, то в 1940– 1941 гг. — уже свыше 1,1 млн экземпляров).

    Важное значение в работе министерства придавалось группе «Радио», формулировавшей политику в области радиовещания и осуществлявшей надзор за ее выполнением. Данная группа в короткие сроки сумела совершить качественный прорыв в пропагандистской деятельности: уже через два месяца после начала работы она смогла организовать выпуск первой партии т. н. «народных радиоприемников», в количестве 100 тыс. штук, настроенных на местную волну (к концу года их число достигло 500 тыс.). В целом радио являлось одним из первостепенных и широко используемых средств пропаганды в руках фашистского руководства. К примеру, в 1939–1940 гг. в Германии действовало 107 радиостанций. Имелось несколько радиостанций (Гамбург, Дрезден, Кенигсберг, Лейпциг, Мюнхен), которые вели целенаправленное вещание на европейские страны. В 1938 году суточная продолжительность зарубежных передач составляла: на страны Западного полушария — 22 часа, Африки — 8 часов, Азии — 21 час, при этом более половины передач велось на английском языке.

    Очевидных успехов в своей работе достигла группа «Кинематография»: уже в 1935 году в Германии, впервые в мире, появилась первая регулярная телепередача. Достаточно активно в пропагандистских целях использовалось кино: еще с 1933 года этот вид искусства находился под контролем «Reichskinokammer» — государственного органа по управлению кинопроизводством. Только в 1939-м в Германии было выпущено 111 художественных фильмов, пропагандировавших фашизм. С началом Второй мировой войны особое внимание как массовому средству воздействия было уделено кинохронике. Так, метраж киножурнала «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое еженедельное обозрение») был увеличен почти в три раза, при этом основной видеоматериал для него поставляли роты пропаганды, а более половины выпусков кинохроники предназначалось непосредственно для немецких военнослужащих. Среди других групп министерства народного просвещения и пропаганды Германии выделялись такие, как «Театр», «Литература», «Искусство», «Музыка», «Народное творчество», «Зарубежный туризм».

    Обработка сознания граждан Германии в духе национал-социализма осуществлялась также целой системой фашистских организаций, в которую входили, помимо собственно нацистской партии, и организации, считавшиеся ее подразделениями или пользовавшиеся статусом т. н. «примыкающих союзов». Деятельность нацистских союзов и организаций направлялась центральным руководством партии через соответствующих имперских руководителей и подчиненные им отделы.

    Прежде всего, такими подразделениями были штурмовые и охранные отряды, союз гитлеровской молодежи «Hitler-Jugend» вместе со вспомогательной детской организацией «Deutsches Jungvolk», а также национал-социалистский студенческий союз, женская организация, союз преподавателей высшей школы и др. Отставных военнослужащих объединял Национал-социалистический имперский воинский союз, насчитывавший в своих рядах 326 тыс. бывших офицеров и около 2 млн бывших унтер-офицеров и солдат.

    К наиболее массовым из «примыкающих союзов» относились «Deutsche Arbeitsfront» («Немецкий рабочий фронт»), объединявший лиц наемного труда, часть ремесленников и предпринимателей, национал-социалистский союз учителей, имперский союз немецких чиновников. Уже к 1936 году в рядах «Deutsche Arbeitsfront» состояло 23 млн человек.

    Каждая из указанных фашистских организаций располагала собственным пропагандистским аппаратом. Так, только в подчинении «Deutsche Arbeitsfront» находилось 12 имперских, 37 областных и 28 районных пропагандистских школ. Помимо этого, на предприятиях действовали около 340 тыс. уполномоченных фронта, отвечавших за «духовное просвещение».

    Нацистская пропаганда, затронувшая практически все сферы общественной жизни Германии, активно насаждалась и в системе школьного образования.

    В сознание немецких детей многие годы внедрялась идеология национализма и милитаризма. Школьникам с первых дней обучения внушалась мысль о необходимости расширения «жизненного пространства» нации. Здесь необходимо отметить, что подобные подходы к воспитанию немецкой молодежи существовали еще во времена Веймарской республики (1919–1933 гг.), что значительно облегчало насаждение у молодых людей нацистских взглядов в последующем.

    Одними из важнейших направлений в образовании были изучение расовой теории, воспитание у немецкой молодежи жесткого «нордического» характера и стойкого «арийского» духа. Обязательной литературой для чтения в немецких школах являлись книги А. Гитлера и А. Розенберга. «В миллионных экземплярах издана книга Адольфа Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf»). Каждая библиотека общественного пользования в Германии, каждая казарма рейхсвера и полиции, каждая тюрьма и каждая больница обязаны включить эту книгу в свой инвентарь. Государственный чиновник преподносит ее как дар государства новобрачным. Организации, союзы, школы выдают ее в качестве награды», — отметил в 1936 году Л. Кайт в статье «Внешнеполитическая концепция германского фашизма».

    По сути дела, на педагогов возлагалась функция воспитания будущих солдат. Один из основных нацистских идеологов А. Розенберг подчеркивал, что учителя имеют революционную миссию в качестве «политических солдат», и отмечал, что от них во многом зависит формирование молодого поколения национал-социалистов.

    Начиная с десятилетнего возраста юноши и девушки Германии вовлекались в разнообразные политические и культурно-массовые организации и мероприятия, проводимые НСДАП. Решающая роль в воспитании молодого поколения в духе национал-социализма отводилась организации «Hitler-Jugend», основной целью деятельности которой стало формирование у немецкой молодежи готовности к агрессивному бескомпромиссному решению т. н. «еврейского вопроса», а также проблемы «жизненного пространства» для германской нации.

    Нацистская идеология активно внедрялась и в сознание военнослужащих вермахта. Директива генерального штаба сухопутных войск от 7 октября 1940 г. требовала «не только учить солдат вермахта военному делу, но и формировать у них определенное мировоззрение», основанное на национал-социалистских идеалах.

    Фашистское руководство требовало от офицеров вермахта постоянно заниматься изучением материалов нацистской партии. Офицеры проходили специальную подготовку по «овладению» фашистской идеологией; многие из них заканчивали особые курсы при школах НСДАП. Командиры рот и равных им подразделений регулярно проводили занятия с солдатами «по воспитанию их в национал-социалистском духе». Тематика занятий разрабатывалась центральным руководством нацистской партии, министерством пропаганды и военным командованием.

    Отдел военной пропаганды верховного главнокомандования германской армии разрабатывал и регулярно издавал пособия для занятий с солдатами и, кроме того, закрытые бюллетени — «Материалы для духовного обслуживания войск». В каждое подразделение поступало не менее четырех экземпляров этих пособий и бюллетеней, которые доводились до офицеров и солдат.

    Аналогичные занятия проводились и с офицерским составом. Так, генерал В. Рейхенау приказал в выступлениях перед подчиненными офицерами особое внимание уделять пропаганде нацизма, порекомендовав такие темы, как «Национал-социалистическое мировоззрение», «Расовая и демографическая политика», «Немцы за границей» и др.

    В изданном в 1939 году в Лейпциге сборнике статей министерского советника в верховном командовании вермахта Р. Донневерта и вице-адмирала В. Канариса «Армия и партия» утверждалось, что немецкий солдат должен быть «политическим солдатом», а офицер — политическим воспитателем солдат.

    При этом В. Канарис подчеркивал: «… Для нас боевая подготовка, мировоззрение, воспитание и формирование солдатского характера — неразрывное целое. Тем более велики воспитательные задачи и ответственность руководства со стороны немецкого офицера. <…> На плечах офицера лежит вся ответственность за политическое воспитание его подчиненных, он, и только он, офицер, политический воспитатель солдат».

    Постоянную помощь командованию вермахта в идеологической обработке солдат оказывали различные фашистские организации. Так, 10 октября 1939 года Й. Геббельс и Р. Лей, возглавлявший «Deutsche Arbeitsfront», подписали специальное соглашение, предусматривавшее активное совместное участие в агитационно-массовой работе среди военнослужащих. В министерстве пропаганды был создан специальный отдел по обслуживанию войск, а фашистский союз «Kraft durch Freude» («Сила через радость») стал организовывать для солдат пропагандистские и культурные мероприятия, в т. ч. поставлять в воинские части докладчиков из местных нацистских организаций.

    Каждая рота вермахта получала ежедневно не менее десяти экземпляров газет, в том числе «Völkischer Beobachter» и нацистскую газету области, на территории которой дислоцировалась воинская часть, а также одну из армейских газет. В казармах и служебных помещениях воинских частей были установлены радиоприемники для регулярного прослушивания передач. Министерство науки и образования предоставило в распоряжение вермахта более 35 тыс. киноустановок, 235 тыс. копий фильмов, 30 тыс. эпидиаскопов, более 1000 залов для демонстрации кинофильмов. В октябре 1939 года руководство нацистской партии начало кампанию по сбору книг для фронта с целью «укрепления единства армии и народа». В январе 1940 года состоялась церемония передачи В. Кейтелю 8,5 млн книг, собранных организациями нацистской партии для солдат вермахта.

    Информационное влияние на население других стран осуществлялось в основном в целях позиционирования Германии как естественного и самого главного противника Советского Союза и коммунистической идеологии, достижения благоприятного отношения к нацистской Германии со стороны внешнего мира и достигалось, главным образом, следующими способами:

    — распространением информации через информационные агентства, радио, путем доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть (вне пределов Германии, в основном среди населения оккупированных и зависимых стран, каждую неделю распространялось более 2 млн экземпляров иллюстрированных журналов, всячески восхвалявших фашистский «новый порядок» и победы вермахта);
    — через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием;
    — путем проведения выставок и ярмарок в Германии, в т. ч. демонстраций военной техники и оружия для руководителей, дипломатов и представителей СМИ разных стран, участия немецких представителей в ярмарках и выставках за рубежом;
    — осуществлением культурного обмена с дружественными странами в различных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т. д.).

    Решению определенных задач способствовало тесное взаимодействие руководства гитлеровской Германии с профашистскими или откровенно фашистскими организациями в других странах: итальянской Национальной фашистской партией Б. Муссолини, норвежской партией «Национальное согласие» В. Квислинга, Британским союзом фашистов и национал-социалистов О. Мосли, «судето-немецкой» партией К. Генлейна в Чехословакии и др.

    Интенсивно велась пропаганда «нового порядка» в Европе, обращенная к народам оккупированных и зависимых стран. В частности, утверждалось, что Германия якобы оказывает малым европейским странам большую помощь в укреплении экономики, а создаваемый под руководством Германии «новый порядок» создаст благоприятные условия для жизни народных масс. Указанные заявления сыграли определенную роль в привлечении на сторону Германии некоторой части населения захваченных фашистами стран, а также союзных ей государств.

    Немецкой пропагандой в политических целях было грамотно использовано и стремление молодежи других стран избавиться от европейской разобщенности народов, в результате чего тезис о создании т. н. «Великой германской империи» был подхвачен в некоторых кругах молодежи других европейских стран.

    Независимо от того, на какие объекты была направлена нацистская пропаганда и какие задачи перед ней ставились, в конечном счете преследовалась единая цель — подготовка к будущей тотальной войне для пересмотра итогов Первой мировой войны.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ...


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 15 февраля 2013, 05:57
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020