Героические традиции нашей авиации (журнал «Гражданская авиация» август 1939 года)
История и события

    8 сентября (26 августа) 1914 г. в районе г. Жолкиева — на русско-австрийском фронте разыгрался первый в истории авиации воздушный бой. Около г. Жолкиева в то время стоял 11-й авиационный отряд, командиром которого был известный летчик-новатор, автор «мертвой петли» П. Н. Нестеров.

    Русские армии наступали. Австрийцы принимали все меры, чтобы задержать вторжение русских в Галицию. Они стягивали резервы и в то же время активизировали действия своей разведывательной авиации. Самолеты австрийцев ежедневно совершали полеты для разведки коммуникаций русских и, кроме того, нередко сбрасывали бомбы, причем стремились (хотя и неудачно) попасть на аэродром.

    8 сентября над аэродромом снова появились три австрийских самолета. Среди них был большой трехместный биплан, прототип будущих бомбардировщиков. Нестеров взлетел им навстречу. Он решил дать бой врагу в воздухе…

    В то время самолеты не были вооружены пулеметами и в теории воздушный бой представляли так: нападающий самолет налетает на противника сверху и ловким маневром подставляет его под действие воздушного вихря от винта. По мнению «теоретиков», вихрь должен опрокинуть самолет противника, который потеряет управляемость и разобьется.

    Нестеров скептически относился к такому способу ведения воздушного боя, но он неоднократно высказывал мысль, что, очутившись над вражеским самолетом, можно искусным маневрированием, угрожая все время тараном, заставить его снизиться в расположении своих войск. По мнению Нестерова, можно и осуществить таранение самолета противника, «чиркнув» колесами по крылу или фюзеляжу в месте, где находится кабина летчика.

    Каким из этих способов решил воспользоваться Нестеров в первом воздушном бою — определенно сказать трудно.

    Поднявшись на своем «Моране» выше самолетов противника, он отважно ринулся на большой трехместный самолет врага. Вскоре наблюдающие с земли увидели, что он столкнулся с ним.

    После тарана австрийская машина начала стремительно падать. «Моран» же Нестерова как будто не получил особых повреждений и стал планировагь. Лишь метрах в пятидесяти от земли он скользнул на крыло и врезался в землю.

    Летчик Нестеров был найден около своего самолета мертвым. Своей жизнью он заплатил за опытную проверку идеи воздушного боя с помощью маневрирования.

    Это была большая потеря для русской да и для мировой авиации. Нестеров был одним из талантливейших экспериментаторов. В 1911 г., окончив летную школу, он поставил перед собой цель—практически доказать, что «для самолета в воздухе везде есть опора» (тезис, выдвинутый гениальным теоретиком авиации проф. Н. Е. Жуковским) и, следовательно, на «самолете можно совершать крутые повороты-виражи как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

    Настойчиво, упорно изучал Нестеров теоретические работы, наблюдал за полетом птиц, которые «без страха» делают виражи с глубоким креном. Затем он проверял возможности самолета в полете и в конце концов освоил и виражи с большим креном, и перевороты, а в заключение первый в мире осуществил маневр, который тогда всеми считался гибельным, — поворот в вертикальной плоскости — «мертвую петлю».

    Работая над доказательством устойчивости самолета в полете при правильном маневрировании, Нестеров прекрасно понимал, что овладение так называемым «фигурным полетом» — не простой акробатизм и трюкачество, а важнейшая, насущная задача авиации того времени.

    Он не раз утверждал, что, зная фигурный полет, летчик будет чувствовать себя в воздухе безопаснее и всегда сможет выйти из тяжелого положения (потеря скорости), если есть достаточная высота. Кроме того, Нестеров утверждал, что фигурный полет (теперь эти маневры входят в понятие «высшего пилотажа») необходим будет летчику в военное время. Оба эти утверждения замечательного летчика-героя совершенно правильны, и его изобретательская и экспериментальная работа в этой области оказала огромное влияние на овладение техникой полета и в России и за границей.

    Память об отважном летчике-новаторе, героически погибшем в первом воздушном бою, навсегда сохранится у наших летчиков.

    Также сохраним мы в памяти имя другого замечательного русского летчика, виртуоза воздушного боя, непобедимого «аса» времен первой империалистической войны — Е. Н. Крутеня.

    Летчик Крутень был одним из первых русских летчиков-истребителей. Еще в летной школе он показал себя замечательным мастером высшего пилотажа. Свое мастерство он отточил во Франции, имевшей тогда лучшие авиационные школы. В французских газетах неоднократно писали о беспримерной отваге и точном расчете русского молодого летчика Крутеня (тогда ему шел 23-й год) во время тренировочных полетов.

    В 1916 г. Крутень был назначен командиром 2-го истребительного отряда, который первое время базировался около города Броды. Здесь он сразу показал себя первоклассным воздушным бойцом. Каждый самолет противника, будь то «Альбатрос» или «Таубе», настигнутый и атакованный Крутенем, через несколько минут оказывался сбитым. Весной 1917 г. Крутень в один день сбил два немецких самолета, летчики которых попали к нам в плен.

    Крутень летал на самолете «Ньюпор-17» с ротативным мотором в 80 л. с. Тактика его атак в основном сводилась к следующему: он набирал высоту, стараясь занять положение над самолетом врага, а затем стремительно бросался на него. Используя полученное превосходство в скорости и все возможные фигуры высшего пилотажа, он подходил к самолету противника с хвоста и снизу в «мертвом конусе» обстрела и затем короткой очередью зажигал его.

    Крутень был очень смел. Смелость его питалась ненавистью к врагу, к немецкой военщине. И не случайно на фюзеляже своего самолета он нарисовал голову русского витязя в шлеме времен Александра Невского. Но смелость соединялась у Крутеня с мастерством летчика. Крутень погиб, немного не дожив до Октября: при снижении на вираже отказал мотор, и он разбился.

    В огневые годы гражданской войны боевые традиции лучших русских летчиков — Нестерова и Крутеня, их патриотизм, смелость, честность и летное уменье дополнялись у красных военлетов сознанием революционного долга и жгучей ненавистью к врагам молодой свободной страны — белобандитам и интервентам.

    Красным военным летчикам приходилось летать и сражаться на потрепанных, десятки раз побывавших в ремонте, старых самолетах. Своей авиапромышленности Советская страна тогда не имела, а блокада исключала всякую возможность покупать что-нибудь в «нейтральных» странах.

    Но и на «гробах» красные военные летчики, следуя славным традициям Нестерова и Крутеня, били белобандитов и интервентов.

    Большевистская партия воспитала из молодого пролетарского пополнения, а также из среды старых летчиков — соратников и учеников Нестерова и Крутеня — отважных бойцов Красной авиации. Из их числа, из целой плеяды: героев-летчиков периода гражданской войны особенно выдвигаются два имени «асов» — Павлов и Сапожников.

    И. У. Павлов — летчик из солдат — прославился и как истребитель, и как выдающийся командир авиационных подразделений. Его боевой путь в период гражданской войны начался на Украине во время оккупации ее немецкими захватчиками. Здесь Павлов вел разведки, при случае бомбил эшелоны противника, завязывал успешные воздушные бои. Далее он участвовал в ликвидации белогвардейского мятежа в Казани, в борьбе против Врангеля, в операциях на польском фронте и т.д.

    П. Н. Нестеров таранит австрийский самолет

    Широкую известность получило имя бесстрашного летчика-большевика при разгроме Врангеля на подступах к Крыму. Тогда Павлов командовал авиагруппой Южного фронта, созданной по прямому указанию товарища Сталина. Эта авиагруппа впервые в гражданской войне провела ряд крупных самостоятельных операций.

    Задачей этих операций было не только осветить расположение частей противника, но и нанести удар коннице генералов Кутепова и Барбовича, стягивающейся для прорыва фронта красных армий. Несколькими отважными налетами авиагруппа Павлова нанесла белогвардейской коннице столь значительный урон, что Кутепов и Барбович выступить не смогли.

    В последние годы своей жизни Павлов был инспектором военно-воздушных сил Красной Армии и всю свою энергию и опыт отдал воспитанию кадров нашей славной авиации.

    Особенно любил Павлов истребительную авиацию и летчиков-истребителей.

    Летчик Сапожников — другой замечательный герой гражданской войны — завоевал себе в те годы славу первого истребителя. Сапожников был летчиком типа Крутеня. Он обладал виртуозной для того времени техникой пилотирования легких самолетов и выдающейся храбростью.

    Талант воздушного бойца особенно ярко проявился у Сапожникова в операциях воздушных сил на польском фронте. На своем трофейном самолете «Снайп» он одержал ряд блестящих побед, сбив более десятка самолетов противника. Его «Снайп» с пиковым тузом на фюзеляже был грозой для панов. Поляки звали Сапожникова «красным чертом».

    В воздушном бою Сапожников обычно применял тактику Крутеня — нападал сверху, азартно и стремительно сближался с противником на предельно малые дистанции, стараясь занять положение под хвостом самолета противника.

    После победоносного завершения гражданской войны в нашей стране неустанной заботой партии, правительства и великого друга летчиков товарища Сталина создана мощная авиационная промышленность и выращены когорты преданных родине и в совершенстве знающих дело авиационных специалистов. Советская страна стала великой авиационной державой. Ее сталинскими соколами завоеваны десятки международных рекордов, характеризующих высокий уровень советской авиационной техники, мастерство и отвагу наших летных кадров. Среди этих рекордов нам принадлежат наиболее важные, имеющие наибольшее практическое значение. Таков рекорд дальности полета по прямой без посадки, установленный в 1937 г. тт. Громовым, Юмашевым и Данилиным (Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто в Калифорнии — 10 200 км), таковы рекорды высоты полета с нагрузкой от 500 до 5000 кг, установленные тт. Коккинаки и Юмашевым.

    Исключительны также дальние беспосадочные перелеты по самым труднейшим трассам тт. Чкалова, Байдукова и Белякова (перелет по Сталинскому маршруту Москва—Камчатка—остров Удд) и через полюс в Портланд (США); тт. Коккинаки и Бряндинского из Москвы на Дальний Восток в 24 часа; замечательных летчиц тт. В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой также из Москвы на Дальний Восток; тт. Коккинаки и Гордиенко из Москвы в Америку над Северной Атлантикой и т. д.

    Товарищи Громов, Юмашев, Спирин, Коккинаки и др. в исторических рейдах над морями Северного Ледовитого океана, тт. Молоков, Водопьянов, Леваневский, Ляпидевский, Каманин, Слепнев и Доронин, спасая челюскинцев; тт. Водопьянов, Молоков, Алексеев, Бабушкин, Мазурук и Головин, штурмуя вершину мира — Северный полюс, и многие другие сталинские соколы завоевали почетнейшее звание Героев Советского Союза.

    «Смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — это уменье»,— сказал товарищ Сталин.

    И наши герои, как истинные большевики, действительно не только упорны, настойчивы и отважны в достижении поставленной цели, — они и большие мастера летного дела, люди, в совершенстве овладевшие искусством самолетовождения, знанием этой сложнейшей техники.

    Летчик Крутень сбивает немецкий «Таубе»

    Славные традиции летчиков-героев первой империалистической и гражданской войны дополняются у наших летчиков беспредельной преданностью делу партии большевиков, родине, советскому народу, отцу, учителю и другу летчиков — великому Сталину. Это делает советских летчиков непобедимыми, вдохновляет их на новые и новые подвиги. Наши летчики, славные соколы Советской страны, обладают также замечательным чувством коллективизма, товарищества, которое очень важно, особенно в боевой обстановке.

    Уже четвертый год фашистские агрессоры ведут вторую империалистическую войну. Непреклонный страж мира, СССР является у них бельмом на глазу, и они время от времени рискуют на провокации войны с могучей Советской страной.

    В прошлом году зарвавшиеся самураи пытались нарушить священные границы нашей родины у озера Хасан. Они получили сокрушительный удар. И этот удар в большой мере обеспечила наша славная авиация. Летчики, участвовавшие в боях у озера Хасан, показали себя достойными преемниками боевых градаций Нестерова и Крутеня, Павлова и Сапожникова.

    Теперь японская военщина снова пытается спровоцировать войну, предательски напав на Монгольскую народную республику. Советская страна, выполняя свое обещание, оказала помощь Монгольской народной армии, и снова самураи получили жестокий удар по зубам.

    В операциях около озера Буир-Нур советско-монгольская авиация продемонстрировала высокий класс боевой работы. По сообщениям печати, японцы потеряли за месяц 199 самолетов, а части советско-монгольской авиации — 52, в четыре раза меньше. Это соотношение не имеет прецедента в истории воздушных боев. В первую империалистическую войну лишь на некоторых участках фронтов французские и русские летчики добивались соотношения своих потерь к потерям противника, как 1 к 2. Только в испанской войне на многих участках отважные летчики-республиканцы, несмотря на численное превосходство врага, били его очень крепко и потери его всегда бывали больше вдвое, втрое, вчетверо!

    Следует отметить, что тактика современного боя истребителей — это смелый маневр, подход на близкую дистанцию и меткий огонь. Этой тактикой в совершенстве владеют наши истребители, дополняя ее единством действия звена.

    В борьбе с врагами, в борьбе за освоение техники и тактики военного дела и умелое выполнение специальных заданий правительства выдвинулась «стая славных» сталинских соколов — самых смелых, самых отважных, самых умелых летчиков, которым присвоено звание Героев Советского Союза. Среди них широко известны имена тт. Рычагова, Серова, Смушкевича, Лакеева, Пумпура, Осипенко, Хользунова, Еременко, Горанова и многих других доблестных сталинских соколов.

    В своей замечательной речи на XVIII съезде партии первый маршал Советского Союза, народный комиссар обороны товарищ К. Е. Ворошилов, говоря о достижениях советской авиации и героях дальних перелетов, сказал:

    «Вы все знаете, конечно, что они, эти и многие другие герои, наши сталинские соколы, еще о многих качествах нашей авиации делом расскажут нашему народу и всему миру».

    Традиции отваги и героизма, традиции беззаветной преданности своей родине всегда будут жить в сердцах советских летчиков — доблестных сталинских соколов. На этих традициях воспитывается вся наша молодежь. И в нужный час, когда враг навяжет нам войну, все советские летчики будут по-хасановски, по-сталински выполнять священную военную присягу, будут драться «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».
    Источник: журнал «Гражданская авиация» август 1939 года


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 18 января 2013, 11:09
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017