Штурмовые танки
Память История и события

    История действия наших танков при штурме Берлина еще не написана. «Значительные танковые силы» присутствовали здесь только согласно официальной версии. В то время как серьезные танковые потери, наоборот, умалчивались. В результате все последующие 60 лет наши генералы были уверены, что средние и особенно тяжелые танки являются весьма эффективным оружием в городских боях.

    Точное число уничтоженных советских танков в битве за Берлин неизвестно. Все без исключения авторы обходят этот вопрос стороной. В совершенно секретной диссертации полковника Игуменова приводятся данные лишь об отдельных частях. Так, 2-я гвардейская танковая армия к 15 апреля 1945 года имела в строю 685 (310) танков и самоходных артиллерийских установок – САУ (здесь и далее в скобках указано число танков Т-34, остальные – тяжелые танки и САУ. Легких танков в армии оставалось мало. – А.Ш.). До 2 мая из этих 685 потеряно 576 (289) машин. Потери танков и САУ распределялись следующим образом: от артогня, включая гранатометы, – 500 (250), от мин и фугасов – 25 (17), от авиации – 29 (17). Безвозвратные потери составили 209 (128) машин, то есть 30,5 процента (43,3%) от состоявших в строю к началу операции танков и САУ. Сгорело 136 (77) машин.

    К началу Берлинской операции 8-й гвардейский механизированный Прикарпатский корпус располагал 145 танками и САУ. До 3 мая было потеряно 158 машин. 109 процентов урона бронетехники от первоначального состава связано с непрерывными поступлениями подкреплений уже с началом операции. Потери от боевых повреждений составили 150 машин, а остальные пришлись на технические неисправности. Безвозвратно потеряно 87 машин.

    11-й гвардейский Прикарпатский танковый корпус к 15 апреля 1945 года имел 199 танков и САУ. К 3 мая потеряны 182 машины (86%). Из них 171 – от боевых повреждений, 11 – из-за технических неисправностей. 117 единиц потеряны безвозвратно.

    По этим данным нетрудно представить урон других танковых и механизированных соединений.

    * * *


    Весной 1945 года наши танки, включая тяжелые, ожидали сотни немецких противотанковых и зенитных орудий, а также многие тысячи реактивных гранатометов.

    Зимой 1995 года в новогоднюю ночь ворвавшиеся с трех сторон в Грозный российские танки в первые же минуты встретил шквал огня. Из подвалов и нижних этажей зданий били гранатометы, с верхних этажей и крыш летели гранаты и баки с напалмом.

    Только 131-я бригада из 26 танков потеряла 20, из 120 бронетранспортеров – 102, были уничтожены и все шесть ЗСУ «Тунгуска». По официальным, но далеко не полным данным, в январе 1995 года федералы безвозвратно потеряли 225 единиц бронетехники, в том числе 62 танка.

    Первые недели над Грозным висела облачность высотой шесть-семь километров. Но и позже истребители-бомбардировщики Су-24 могли поражать цели с точностью 150 метров. При этом управляемые ракеты Х-29 и Х-25 и неуправляемые С-25 имели радиус поражения 280–480 метров. Надо ли говорить, какие потери от своей авиации несла наша пехота, действовавшая в непосредственной близости от противника?

    Почему лучшие в мире для своего времени танки в 1945 и 1995 годах били, как хотели, мальчишки из гитлерюгенда и дудаевских формирований? И ИС-2 с нарезной 122-мм пушкой, и Т-72 со 125-мм гладкой пушкой хороши лишь для боя на открытых пространствах, например на Бородинском поле.

    В городе такие танки становятся дичью даже для повстанцев. Так, пушки современных танков не могут стрелять под углом выше 15 градусов, навесная стрельба из них вообще исключена. А фугасные снаряды танковых пушек калибра от 76 до 125 миллиметров содержат слишком мало взрывчатого вещества (ВВ) и слабы для разрушения крупных каменных строений.

    20 февраля 1995 года, отвечая на критику, министр обороны Павел Грачев заявил: «Без действия танков Грозный не удалось бы взять». Все верно, вопрос: каких танков? Не обычных, а специальных штурмовых.

    * * *


    Первые штурмовые танки созданы в СССР в 1936 году на базе танка БТ-5. Помимо основного вооружения – 45-мм танковой пушки 20К они оснащались двумя 245-мм ракетами с фугасными боевыми частями. Стартовый вес таких ракет был 250 килограммов. В том же году 245-мм ракеты по проекту инженера Тверского установлены на танке БТ-5. Две ординарные пусковые установки располагались по бокам башни танка. Вертикальное наведение производилось специальным подъемным механизмом, горизонтальное – поворотом башни. 245-мм ракеты получили название танковых торпед. Перед их применением производилась предварительная пристрелка 45-мм танковой пушкой и вводился поправочный коэффициент при помощи переходных таблиц. Максимальная дальность стрельбы – 1500 метров. Торпеды предназначались для поражения бронированных и бетонных фортификационных сооружений.

    На вооружение танковая торпеда принята не была, так как имела много конструктивных недоработок.

    В декабре 1939 года перед Реактивным НИИ (РНИИ) была поставлена срочная задача создания мощных ракетных снарядов для поражения дотов на линии Маннергейма. Требовалось по глубокому снегу подвезти пусковую установку на позицию. Конструкторы РНИИ под руководством Л. Э. Шварца немедленно приступили к работе. Был спроектирован реактивный фугасный снаряд с боевой частью весом одна тонна и дальностью стрельбы два-три километра.

    Для стрельбы этими снарядами спроектировали две пусковые установки. Первая устанавливалась на задней части танка Т-34 и имела четыре направляющие. Т-34 должен был подойти к доту и залпом выпустить четыре ракеты. Выполнив задачу, танк сбрасывал ракетную установку, а затем осуществлял дальнейшие функции по прорыву в глубь территории.

    Пусковые установки второго типа помещались на санном прицепе, буксируемом танком Т-34 или Т-28. Санные полозья установки делались из швеллера № 30 и ставились на ширину колеи гусениц танка. Установка имела поворотную раму с пространственной (из швеллеров) подъемной фермой. Управление наводкой производилось ручным механизмом. На ферме укреплялись четыре управляющие балки, скомбинированные из швеллеров.

    Санная установка была построена в мастерских РНИИ, в январе 1940 года отправлена на Ленинградский фронт, но прибыла с некоторым опозданием. Кроме того, боясь рассекретить ракетное оружие, командование фронта так и не использовало ее в боевых действиях. После окончания Финской войны она была отправлена на Ржевку для прохождения огневых испытаний.

    Таким образом, наши инженеры шли в правильном направлении, но после окончания Финской войны работы по созданию танков, оснащенных тяжелыми фугасными ракетами, прекратились.

    С некоторой натяжкой можно считать КВ-2 переходным образцом от линейного тяжелого танка КВ-1 к штурмовому, поскольку мощность 152-мм гаубицы М-10 была недостаточна для разрушения дотов и больших каменных домов. Тем не менее и КВ-2 мог бы хорошо поработать в Берлине и Кенигсберге.

    Немногочисленные танки КВ-2 наши генералы в 1941 году использовали в качестве линейных, мало того, к июню 1941-го поштучно разбросали по механизированным корпусам в западных ВО. Так, в 8-м мехкорпусе состояло два (!) танка КВ-2, во 2-й дивизии 3-го мехкорпуса – 19 КВ-2. И кроме них танки КВ-1, Т-28, БТ-7, Т-26 и ХТ. Всего 252 машины.

    Использовать КВ-2 в полевых сражениях на сильно пересеченной и болотистой местности с учетом их массогабаритных характеристик и ненадежной работы ходовой части и дизеля было попросту преступно. В итоге почти все танки КВ-2 погибли в осенне-летней кампании 1941 года. В производство их больше не запускали.

    * * *


    После Сталинградской битвы Гитлер потребовал разработать бронированную мощную самоходную мортиру для боев в городе. Первоначально создан проект установки 21-см мортиры обр. 18 на шасси танка «Тигр». Позже решили использовать для этой цели 38-см реактивный противолодочный бомбомет типа 61, разработанный фирмой «Рейнметалл» и серийно выпускавшийся на заводе в городе Дюссельдорфе (другое его название Gerat 562).

    Прототип самоходной пусковой установки «Штурмтигр» (другое ее название Sturmmorger Wagen 606/4 – штурмовая мортира 606/4) Гитлеру показали 20 октября 1943 года. Рубка установки была из обычной, а не бронированной стали. Машина понравилась фюреру, и он приказал запустить ее в серийное производство.

    Установка была создана фирмой «Алкет» на шасси серийного танка Т-VIE «Тигр». Ее делали не на новых шасси, а переделывали уже готовые танки. Вместо башни на танк поставили сварную рубку. В лобовом листе рубки, наклоненном под углом 47 градусов, в шаровой установке смонтировали пусковую установку для реактивного 38-см снаряда.

    Для стрельбы использовались турбореактивные снаряды R.Sprgr.4581. Стабилизировался снаряд вращением, причем первоначально он получал вращение от нарезов в канале ствола, а после вылета из ствола – за счет наклона 32 сопел порохового двигателя, расположенных по краям дна снаряда. В хвостовой части корпуса снаряда имелось девять выступов, которыми он вставлялся в нарезы ствола пусковой установки. Вес снаряда – 345 килограммов, вес ВВ – 125, дальность стрельбы – 5650 метров.

    Мощный фугасный снаряд мог пробить по нормали 2,5-метровую железобетонную стену. При его попадании в каменный многоэтажный дом происходило полное разрушение строения.

    В ряде источников указывается, что кроме фугасного снаряда в боекомплект «Штурмтигра» входил еще и кумулятивный снаряд, но данных о нем не приводится.

    Пусковая установка «Штурмтигр» имела нарезной ствол, заряжание которого происходило с казенной части с помощью клинового горизонтального затвора.

    Ствол пусковой установки не имел противооткатных устройств и был жестко связан с шаровой установкой, которая вращалась в рамке рубки. Для уменьшения отдачи ствола при выстреле часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола также способствовала его лучшему охлаждению.

    Заряжание установки производилось с лотка с роликами вручную при помощи специального досылателя. Снаряды загружались внутрь машины через прямоугольный люк в крыше рубки при помощи крана. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов для снарядов – по шесть с каждой стороны. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й – непосредственно в стволе, поднятом на угол 16 градусов.

    Для самообороны пусковой установки справа от ствола в шаровой установке был помещен 7,92-мм пулемет MG 34.

    Первый серийный «Штурмтигр» создан фирмой «Алкет» 15 сентября 1944 года. К февралю 1945-го всего было переоборудовано в пусковые установки 18 танков «Тигр» и изготовлено 397 реактивных снарядов R.Sprgr.4581.

    По крайней мере одна установка «Штурмтигр» участвовала в уличных боях в августе 1944 года в ходе Варшавского восстания и была показана в немецкой кинохронике.

    11 октября 1944 года 1001-я рота штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) получила четыре установки «Штурмтигр», а через некоторое время была сформирована и 1000-я рота, также с четырьмя установками. Обе действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944-го в районе Трира, но в боях участвовал только один «Штурмтигр», так как остальные три вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая рота начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка «Штурмтигр» была подбита огнем американских танков.

    Позже сформирована еще одна, 1002-я рота, получившая шесть «Штурмтигров». Она принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна, а в марте 1945-го четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.

    К 26 марта 1945 года в частях состояло тринадцать «Штурмтигров» и еще три имелось на складах.

    В первые дни мая 1945-го у реки Эльбы частями 3-й армии 1-го Белорусского фронта был захвачен исправный «Штурмтигр». В настоящее время он находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения в подмосковном поселке Кубинка. Советские специалисты изучили машину, но, к сожалению, не оценили, каким эффективным оружием она была в уличных боях.

    * * *


    Англичане к 1944 году создали ухудшенный аналог «Штурмтигра» и назвали его штурмовым танком AVRE (Armoured Vehicles Royal Engineers). В качестве шасси использовали тяжелый английский танк «Черчилль» Mk.III, а затем Mk.IV с толщиной лобовой брони до 152 миллиметров, а бортовой – 75–95. Максимальная скорость среднего танка Mk.IV составляла всего 28 километров в час, а AVRE – еще меньше.

    Свой штурмовой танк англичане вооружили 305-мм мортирой. Снаряд содержал 15 килограммов взрывчатого вещества, которого было достаточно, чтобы разрушить бетонную стенку толщиной до 2,5 метра. В отличие от немцев, создавших снаряд-ракету для «Штурмтигра», англичане создали примитивную по устройству мортирку, которую сами именовали петардой. Заряжание мортирки производилось с дула при помощи специального приспособления. Экипаж танка при этом оставался за броней. Дальность стрельбы мортирки составляла всего 90 метров.

    Танки AVRE англичане впервые применили в июне 1944 года в ходе высадки в Нормандии. Особенно пригодились они при захвате мощных укреплений Атлантического вала.

    Осенью 1944 года союзники с тыла обошли береговые батареи немцев на берегу Ла-Манша, но германские батареи не сдавались. Мало того, германские 38-см суперпушки береговой батареи Тодт и 40-см пушки батареи Линдерман, находившиеся в самом узком месте пролива, вели огонь по… Англии. Особенно часто обстреливались порты Фолкстон, Дувр, Рамсгит и т. д.

    Бетонные покрытия (толщиной до шести метров) германских береговых батарей не брали даже самые тяжелы авиабомбы. Так, 20 сентября 1944 года 633 бомбардировщика союзников совершили массированный налет на батарею Линдерман, но не сумели вывести ее из строя.

    И тогда на штурм фортов были направлены канадские войска, оснащенные специальными танками на базе танка «Черчилль» – AVRE и огнеметные «Крокодилы». По мнению английского командования, танки AVRE сыграли большую роль в захвате этих фортов.

    Позже англичане успешно использовали танки AVRE в ходе Корейской войны.

    * * *


    В СССР после 1940 года не было даже попыток проектирования штурмового танка. Это связано с синдромом полигонного мышления наших генералов, которые привыкли проводить учения танковых и мотострелковых частей на равнинных полигонах. Ну и по картам водили танковые дивизии на территории ФРГ. На офицерской подготовке автор этих строк несколько раз «водил» роту танков по германским дорогам, но ставить нам задачу вести бой в крупном населенном пункте преподавателям и в голову не приходило.

    На секунду представим себе, что наши конструкторы, используя немецкий задел, сделали хотя бы два десятка модифицированных «Штурмтигров». На сколько сократилось бы время боев в Будапеште в 1956 году? И были бы они вообще после первого же выстрела «Штурмтигра»? Продержались бы в январе 1995-го боевики в Грозном хоть пару суток под огнем «Штурмтигров»? Не говоря уже о психологическом действии штурмовых танков в Берлине в 1953 и 1961 годах.

    Александр Широкорад
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 03 декабря 2012, 07:44
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021