Война изменила географию России
История и события

    К западу от Москвы почти не осталось старых сел, дорог и жителей

    Вторая мировая война стала для России самой опустошительной за всю свою историю. «По всей земле не было видно пахаря за плугом, но только вороны граяли над трупами павших» — устойчивый оборот из «Слова о полку Игореве» вполне адекватно описывает послевоенную ситуацию в российских деревнях к западу от Москвы. Страну восстановили, села и колхозы отстроили заново – но это были уже другие села с другими людьми, соединенные новыми дорогами.

    Руины старых деревень – селища – и древние дороги-тракты забыты и не привлекают никого, кроме джиперов да поисковиков-следопытов. Как павшие воины, русские деревни, убитые на войне, остаются непогребенными.

    «В 1930-х годах в СССР гордились тем, что наша страна первая в мире обеспечила сплошное покрытие территории топографическими картами в масштабе 1:25000. После войны оказалось, что эти карты сразу и резко устарели – пришлось проводить повторную съемку. А довоенные карты часто приказывали просто выбросить», — рассказывал в лекциях доцент кафедры физической географии МПГУ им. Ленина, топограф Евгений Аржанов.

    «Оттуда с войны никто не ездил»


    Деревня Каменка Холмского района Новгородской области. Рядом – огромное, 50 километров в поперечнике, болото Рдейский мох, посреди которого на острове – заброшенный монастырь. Сейчас там круглый год живет одинокий отшельник, а до 2005 года с самой войны никто не жил. К Рдейскому ездят только столичные путешественники – зимой, на снегоходах и подготовленных квадроциклах. Местные – боятся: «Здесь с самой войны никто не ездил. И не надо, нет там ничего хорошего».

    Дорога на Рдейский монастырь – пугает. Она давно заросла. Как, например, и старинный Гжатский тракт, построенный для перевозок хлеба еще при матушке-Екатерине, а в годы войны служивший прифронтовой рокадой и немцам, и нашим. Впервые в наше время по этому тракту прошла экспедиция на внедорожниках в 2007 году. Ее участники рассказывали, что жители деревень встречали людей, приехавших по давно заросшей дороге, суеверным страхом.

    Карта дорог в западной части СССР после войны изменилась разительно – грунтовые шоссе восстанавливали в асфальте и с учетом новых реалий, новых приоритетов. Там, где старые тракты и большаки оказались никому не нужны – они были заброшены и с 60-х годов попросту заросли травой.

    О старых дорогах сейчас напоминают только широкие просеки в лесах, еще не окончательно заросшие древесным молодняком, да кое-где в полях насыпи. Пройдет еще пара десятилетий – и те, кто будет жить на этих землях, посчитают заброшенные после Великой Отечественной дороги такой же сказочной древностью, как легендарные «Змиевы валы».

    Кирпичи и крапива


    Не больше осталось и от старинных сел и деревень. Для многих из них война стала финальной точкой 200-, 300-летней истории: когда фронт дважды прокатился через села Белоруссии, Смоленщины, Орловщины и других областей, большинство населенных пунктов было обращено в руины.

    «Мы летом 1941 года бежали из Смоленска – огородами, дороги были уже отрезаны – и прошли через множество деревень и сел. Нас везде – женщин с детьми – принимали, кормили, хотя все сами безумно боялись приближения немцев и собирались уходить. Сейчас ни одного из этих сел нет, я как-то ездил, но ничего уже не нашел. Одни печки торчат», — рассказывал корреспонденту «СП» житель Смоленска Виталий Руссак, ребенком заставший войну.

    Не все населенные пункты было целесообразно восстанавливать с нуля – поэтому какое село восстанавливать, а какое забросить, решали тогда областные власти. Да, большинство восстановили – но многие села из «узловых», важнейших стали периферийными деревнями, а с 1960-х и вовсе заглохли.

    Сейчас селище – то есть бывшее село иди деревню – подчас можно узнать только по зарослям крапивы (растения, которое растет вблизи жилья) вдоль старой дороги. Кое-где из зарослей поднимаются остовы печей, изредка попадется одинокая и, как правило, разрушенная войной каменная церковь. Остального уже нет – истлело, сгорело, растащено на дрова.

    Орловцы из Сибири


    И люди, живущие на тех местах, где шла война – уже по большей части другие. Не потомки тех, кого жгли и сминали немцы, кто оказывался под оккупацией и был уведен на работы в Германию, кто сгорел и погиб уже при освобождении села Советской армией. Лишь меньшинство старых орловцев, смолян, белорусов пережили войну на своих местах и в конце концов встретили цветами победителей.

    А после войны эти земли – плодородные, обжитые – были вновь заселены, но уже совершенно другими людьми. В Минск пришли люди из Москвы, Ленинграда, из Сибири и Казахстана; Смоленск восстанавливали жители Поволжья. Центральные усадьбы черноземных колхозов, новые агрогородки – заселялись пришлыми людьми. Эти люди потом стаи неплохими хозяевами этой земли, но все равно – это были другие люди.

    * * *


    Карты западных областей СССР до войны и через несколько лет после нее – это карты двух разных стран. Фактически после войны во многих регионах страна была не то что восстановлена – построена заново. Построены деревни, организованы колхозы, привезено население.

    Масштаб этого проекта сейчас невозможно даже представить. Как и квалификацию его авторов: ассимилировать такое количество приезжих из других регионов так, чтобы уже через поколение они приобрели идентичность своей новой земли – Смоленска, Орла, Белоруссии… Заново продумать всю логистику на уровне целых регионов и в несколько лет возвести не первоклассную, но вполне приличную дорожную сеть… Наконец, организовать строительство таких масштабов! Для нынешнего российского государства, которое всем миром строит один олимпийский город, одну федеральную трассу и один инновационный центр, вечно отставая от графика – это непредставимо. А два-три поколения назад в России это умели.

    Кстати, секрет массового жилищного строительства был вполне прост. Власть не строила села централизованно: жителям строящихся деревень просто выдавали право на порубку строевого леса, а артелям плотников разрешили работать. Элементарно ведь, правда?

    Источник: svpressa.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 17 мая 2010, 08:04
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017