Провал операции «Вундерланд»
Память История и события

    «Бегут, как гурт оленей, за которыми гонится стая полярных волков», — подумал капитан парохода «Полярный» Н. Н. Балакин, наблюдая в бинокль за караваном судов, появившихся на горизонте. Немного сблизившись, капитан вслух проговорил: «Так это же караван судов во главе с флагманом ледорезом „Ф. Литке“, призванным в начале войны в состав военно-морского флота страны, вооружённым двумя 76-мм и двумя 45-мм орудиями, а также спаренным пулемётом».

    Этот караван с игарским экспортным лесом шесть часов назад в Сопочной карге обошёл их курсом на Диксон. «Что-то случилось серьёзное», — подумал Николай Николаевич. Однако узнать что-либо возможности нет. Радиостанцию включать в режиме на передачу в территориальных водах категорически запрещено. «Только через десять дней, после оказания помощи аварийному пароходу „Чкалов“ и возврата в Дудинку, мы получили полную информацию о случившемся», — так напишет много лет спустя в своей книге «О чём рассказывают названия старых пароходов» Н. Н. Балакин.

    Ледокольный пароход «А. Сибиряков», вошедший с началом войны в состав ВМФ под кодовым названием СКР, имея на вооружении четыре орудия и два спаренных пулемёта (командир — старший лейтенант Качарава А. А.), вышел в свой последний рейс из Диксона 24 августа 1942 года. На борт было погружено 567 тонн груза — материалы жизнеобеспечения для полярных станций, 420 тонн угля. Кроме экипажа — 32 человека, — на судне находились военная команда в составе краснофлотцев, старшины и двух офицеров, несколько групп зимовщиков, группа строителей.

    Экспедиционному рейсу способствовала ясная и тёплая погода, благоприятная ледовая обстановка. Однако в 13 часов 17 минут у острова Белуха наши ребята обнаружили большой военный корабль. Начались взаимные вопросы о национальной принадлежности, цели плавания, названии судна.

    Военный корабль назвался американским крейсером «Тускалуза» и поднял американский флаг. Такой крейсер находился действительно в Баренцевом море. Затем сменил название на невнятное, не то «Сисаяма», не то «Сясьма». Одновременно незнакомец требовал сведения о ледовой обстановке и нахождении караванов.

    После двадцатиминутных переговоров незнакомец потребовал семафором: «Застопорить машины! Спустить флаг!» Качарава понял, что уйти от боя, спрятаться за островом Белуха не успеть, направил пароход навстречу, чтобы принять бой. Бой был неравным и скоротечным. Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» (а это был именно он) обрушил на пароход всю мощь своего оружия. Поставленная нашими дымовая завеса пароход не спасала, и раненый командир отдаёт команду: «Открыть кингстоны, спускать шлюпки».

    Крейсер «Адмирал Шеер»

    Первая шлюпка с женщинами из-за прямого попадания снаряда гибнет. Вторая — с 19 моряками и раненым, контуженным, потерявшим сознание командиром попадает в плен к фашистам. Их высаживают в Норвегии и помещают в лагеря военнопленных. Анатолий Александрович Качарава выжил, в последствии работал начальником Грузинского пароходства, участвовал в опускании траурных венков на месте затопления парохода «А. Сибиряков» в памятную дату его гибели.

    Уцелел, не попав в плен, и котельный машинист П. И. Вавилов. Он на бревне, потом на брошенной немцами шлюпке сумел добраться до острова Белуха и там прожил 34 дня, был замечен с парохода «Сакко», а затем снят лётчиком И. И. Черевичным. Он и рассказал диксонцам о последних минутах и гибели парохода «А. Сибиряков».

    Павел Иванович не ушёл с флота, работал по своей специальности и удостоился даже звания Героя Социалистического Труда и ордена Ленина. За время неравного боя до последней возможности радиостанция «А. Сибирякова» открытым текстом передавала сообщения о ходе боя. На крейсере включили систему радиопомех, однако на всех судах, полярных станциях, Диксоне хоть и урывками, но принимали радисты это тревожное и важное сообщение. Связь берега с «А. Сибиряковым» прекратилась в 13 часов 49 минут. Зато тайна операции «Вундерланд» была раскрыта.

    Командир крейсера «Адмирал Шеер» капитан I ранга В. Меендсен-Болькен почувствовал себя после боя неуютно. Хотя в Арктике он был не новичком, пройдя в 1940 году на замаскированном под гражданское судно военном корабле весь Северный морской путь с Востока на Запад, регулярно знакомясь с информацией Диксонского метеоцентра, с трудом расшифрованной специальными службами, однако в этом плавании фортуна от него отвернулась.

    После выхода из Нарвика 16 августа в сопровождении четырёх миноносцев и пяти бомбардировщиков крейсер взял курс на мыс Желания. Накануне посланные к Новой Земле самолёты ледовой разведки вернулись ни с чем. Помешала низкая облачность и туман. Теперь приходилось вслепую искать предполагаемые конвои. Не зная ледовой обстановки, забираться далеко на Север не хотелось.

    Встреча в условленном месте с подводными лодками для получения сведений о конвоях и ледовой обстановке, в том числе и для дозаправки их топливом, окончилась потерей двух гидросамолётов БФ-138. Бортовой самолёт-разведчик ещё ранее потерпел аварию.

    Оставшись без «глаз», крейсер неожиданно для себя ночью 18 августа обнаружил пароход «Фридрих Энгельс», возвращающийся из одиночного плавания из Нью-Йорка. С парохода рейдер был обнаружен, но не опознан. В журнале эта встреча отмечена, однако в штаб Западного сектора Арктики капитан не сообщал по причине всё того же радиомолчания. А тут неожиданная встреча с небольшим судёнышком и незапланированный бой.

    И всё-таки крейсер берёт курс на Диксон с целью высадки десанта и уничтожения порта и базы. Получив сообщение от «А. Сибирякова», на Диксоне спешно начали готовиться к встрече с нежданным гостем. Для командира Северного отряда А. И. Минеева появление крейсера «Адмирала Шеера» в Карском море не было неожиданностью. Ещё 24 августа он получил первое тревожное сообщение И. Д. Папанина — начальника главного управления Северного морского пути о возможности проникновения в Карское море германского рейдера.

    В этот же день А. И. Минеев собрал в штабе морских операций руководителей всех подразделений Диксона, которые выработали меры по организации обороны. На острове и в порту были созданы противодесантные дружины. Документацию всех служб собрали вместе и переправили в заранее приготовленное место в тундре и замаскировали. Всем судам было предложено уйти на устье Енисея в Гольчиху. Бухта непривычно опустела.

    Однако в начале ночи в бухту зашёл пароход «Кара», имевший на борту, кроме груза снабжения, 250 тонн взрывчатки, и ошвартовался у внутренней стенки причала, а из Игарки с лесом стал на якоре на внутреннем рейде порта вооружённый пароход «Революционер». У наружной стенки причала находился ледокольный пароход «Дежнёв» — СКР-19, который готовился к выгрузке артиллерийских батарей. Командир СКР-19 А. С. Гидулянов выехал на берег для осмотра места выгрузки и установки батарей. За командира оставался старший помощник С. А. Кротов.

    Гибель ледокольного парохода «А. Сибиряков». Снимок сделан с крейсера «Адмирал Шеер»

    К вечеру 26 августа 93-й артиллерийский дивизион в составе трёх батарей: одна — из двух 152-мм полевых орудий-гаубиц (командир Н. М. Корняков); другая — из двух 130-мм береговых орудий (командир — Н. М. Завирюха), третья — из двух зенитных 45-мм орудий (и. о. командира — лейтенант А. И. Кубышкин) были готовы к бою.

    К этому времени женщины и дети были эвакуированы в тундру, в подготовленный заранее лагерь в устье речки Лемберова. Крейсер «Адмирал Шеер» был обнаружен на подходе к Диксону с северо-западного направления с наблюдательного поста Нового Диксона в час ночи 27 августа, об этом сообщили в штаб морских операций, который был одновременно и штабом обороны Диксона. Была объявлена боевая тревога.

    Крейсер подошёл к проливу Вега, лёг в дрейф на пересечении створ Скуратовских и Сахалинских и развернул свои огневые средства в сторону порта, посёлка и острова. Из вахтенного журнала СКР-19, что сохранился в центральном военно-морском архиве, читаем:
    27 августа. Бухта Диксон.

    1 час 35 мин. — из-за мыса бухты Хаймен показался линкор.

    1 час 37,5 мин. — линкор открыл огонь.

    1 час 38 мин. — открыли огонь по линкору.

    1 час 39 мин. — открыла огонь береговая батарея.

    1 час 41 мин. — отмечено попадание береговой батареи по юту линкора, где вспыхнул пожар. Отмечено попадание по линкору в районе док-мачты.

    1 час 45 мин. — продолжаем вести огонь… Ставим дымзавесу. Линкор разворачивается на внешнем рейде.

    1 час 46 мин. — прекратили огонь. Корабль закрыт дымзавесой…

    1 час 48 мин. — линкор прекратил обстрел рейда Диксона...

    Кроме скупых строк официального документа сохранились свидетельства женщин, находившихся в устье реки Лемберова, а также участников боя. Они видели всю эту картину. Стрелял по рейдеру из своих 76-мм орудий и пароход «Революционер», капитан Ф. Панфилов.

    На СКР-19 заранее объявили тревогу. А после того, как сигнальщик с марса доложил, что видит силуэт крупного военного корабля, старший помощник командира командует отдать швартовы, идти на сближение и открыть огонь. Хотя мощь артиллерийского огня крейсера из его орудий 280-мм не шла ни в какое сравнение с орудиями 76-мм СКР-19, однако крейсер был поставлен в положение обороняющегося, и это во много раз ослабило эффективность его огня.

    В этом коротком бою больше всех пострадал СКР-19 и его экипаж. Получили ранения 30 человек, в том числе тяжёлые. Был ранен и. о. командира лейтенант С. А. Кротов. Погибли 5 моряков, двое умерли на пути в больницу. На других объектах Диксона, которые подверглись огню противника, потерь не было.

    Задуманная, строго засекреченная операция «Вундерланд» благодаря мужеству советских моряков и полярников была провалена. Диксонский метео- и радиоцентр всю войну устойчиво держал связь с караванами и отдельными судами по всей трассе Северного морского пути, обеспечивая полной информацией о погоде и ледовой обстановке. И самое главное, Северный морской путь оказался фашистам не по зубам, что оказало определённое влияние на весь ход Второй мировой войны.

    Иван Булава, президент клуба енисейских капитанов
    По материалам: krasrab.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 08 сентября 2012, 10:45
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020