Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого
Фотоблог

    Работы советского художника Михаила Савицкого, посвященные страшным годам Великой Отечественной войны.

    Михаил Андреевич Савицкий родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области БССР. Юность его совпала с годами Великой Отечественной войны. В возрасте двадцати лет участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. 29 апреля 1945 года был освобождён из концлагеря Дахау американскими войсками.

    Художественное образование получил после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (у Д. Мочальского), который окончил в 1957 году.

    Опознание, 1987 год

    Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев… Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

    «Летний театр», 1975 год

    Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

    Побег, 1974 год

    В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел… Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

    «Поющие лошади», 1979 год

    Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

    Надсмотрщик, 1979 год

    Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям, чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

    Проклятье, 1979 год

    Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

    Мадонна Биркенау, 1978 год

    В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

    SOS!, 1978 год

    Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

    Узник 32815, 1976 год

    На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

    Свобода, 1987 год

    В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии «Цифры на сердце». Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

    Эти выжили, 1987 год

    Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.

    Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.
    Источник: aloban75.livejournal.com

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 24 июня 2017, 10:33
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017