О столкновении новорусского «кино» с действительностью
Личное мнение

    Посмотрев с переменной усидчивостью пару новорусских фильмов о Великой Отечественной, кое-что понял обо всей их совокупности, а точнее последовательности. Такие фильмы, как «На Париж» не возникают ведь внезапно, на пустом месте. В неизменно отражаемом «кинооком» (причём отображающим этот процесс – в прошлое) нынешнем социальном регрессе тоже имеется стадиальность, ступени. И нельзя перескочить через ступень: даже отступающий, умственно деградирующий, во всех планах ухудшающийся организм (точнее – общественное сознание организма) боится повредить свои конечности. Не хочет переломов, но в итоге загибается, ссыхается постепенно.

    Итак, фильм с весьма обязывающим названием «Спасти Ленинград», профинансированный Правительством Санктъ-Петербурга – что уже в заглавии смотрится как исторический парадокс и ирония. Примерно как на канале «Дом кино» — реклама медали, выпущенной в честь победы Советского народа Императорским монетным двором… Но это титры, это как бы ещё и не кино.

    А вот уже кино: с первых секунд плохо, неуверенно, заученно как-то звучащая речь ленинградки, которая в наши дни, на снимающие её телекамеры вещает о том, как любила дОбра молодца и плыла с ним на барже будущей дорогой жизни. Чёрт вас возьми, режиссёр – ну даже в инвалидную коляску не можете найти убедительную бабушку! Ладно, сериальный молодняк гонит текст побыстрее (отыграть, получить бабло и бежать сниматься в соседнем павильоне, в другом сериале), как по бумажке, лениво изображая эмоции, но – пожилые же!.. Есть же артисты, актрисы, у которых не выветрилась школа, есть ещё этот потенциал! Посадили бы Чурикову ту же – как мило и а ля простонародно она придуривалась в финале «Цитадели» у Мигалкова перед танкистами… Там хоть и невероятная, не из тех времён, но всё же Русь проглядывала. Здесь же – отталкивающий, монотонный текст, который при таких обстоятельствах и из таких уст должен был звучать категорически иначе. Всё фальшиво, включая съёмочную группу. Почему в том же «Романсе о влюблённых» Кончаловского она вылезала с софитами своими вполне в тему, очень кстати, не искусственно и не приторно, хоть и много раз, а здесь за секунду вызвала подозрения?

    Далее ещё хуже: бабушка вспоминает себя девушкой, ход избитый, вспоминается «Титаник». Ну да чёрт с вами, тема — столь громадна на фоне буржуазного «Титаника», что могла бы затмить. Мало ли кто у кого что спёр — важно, с каким успехом, как развил. Однако момент, который является для воспоминаний отправным, передан так же неточно и невероятно, сколь неуверенной была речь из инвалидного кресла — это же почти блокадный, осадный Ленинград с признаками паники, эвакуации, а у кого-то и моральной коллаборации (именно в той обстановке был арестован Хармс за бредовую провокаторскую болтовню про пулемёт, которым он будет расстреливать красноармейце с крыш, если придут немцы). На город наваливается гитлеровская армада, не встретившая ещё в Европе и в мире равной силы! Какая романтика, какая любовь, какие улыбки и заигрывания?! Однако молодые люди — один на фронт, другая с ним за компанию по приколу, весело прыгают в машину с солдатами, сослуживцами намеченного избранника героини. Где такое могло быть? При советской-то дисциплине? «Подвезти» должны все остальные солдатики такую попутчицу внезапную — а командира нет у них? А по уставу ли это?

    Пока девушка катит в кузове с платонически и, скорее, теоретически возлюбленным — домой возвращается отец, который отбыл срок за антисоветчину по 58-й (!). Что в таких случаях происходит? Ну как бы удивляются те, кто оказывается дома. Однако жена его реагирует на появление мужа примерно так же, как если б зашёл водопроводчик — а, это вы… Ну, да — отреклась она. А он какой-то внезапно невиновный, но на вид виноватый, помятый. Жена надеялась, что вернулась дочка, что передумала ехать (как будто в те времена был такой вздор такая свободка воли: но, как мы поняли, против устава и законов военного времени так и полагалось, подсаживать девушек, гражданский в грузовики идущий оборонять Ленинград). А тут — враг народа, от которого она была вынуждена отречься, но даже эту фразу она говорит не приходя в сознание и эмоции. Как-то на автомате, блёкло, как в фильме повелось с инвалидного кресла. Ну отреклась, да, ни пауз, ни вздохов — текст течёт, как кашица из половника. Такой же блёклый муж: а, ну отреклась, ну и ладно, я тогда пошёл. Причём пошёл он чисто случайно туда же, куда ухеала дочка. И заодно там окажется тоже случайно его следователь, только враг народа будет уже воевать… Да, он попадает в ополчение, а ополчение стоит в шеренге пока ему объясняют боевую задачу — и рядом с ним один человек дымит цыгаркой. Ну, вот так же всегда и было — командир говорит важнейшие в их жизни слова (от которых жизнь и зависит), вглядываясь в каждое лицо, а какой-то дурик стоит и курит. Да, потому что это Рашка. Так полагалось, почитайте Устав РККА… И за это правительство щедро заплатит, за такой «патриотизм».

    Не просто дилетанты, Иваны Безродные какие-то снимают кино — причём ещё с литаврами и пафосом преподнося его как патриотическое! Не зря правительство дало денег — вот, красиво показали улицу по которой едет грузовик в стиле «семь солдатиков и одна девушка» (но что-то не шутится на этом фоне). Алексей Козлов — ну, вы при бюджетах-то Газпром-сити, налоги монополия там платит, взяли б военного консультанта, как это делали в СССР, это не так дорого, как вам кажется. Но по крайней мере ляпов было бы меньше, поменьше чем у Владимира Козлова в «КГБ-роке»…

    Грузовичок с солдатиками прибывает на берег Ладожского озера и там начинается невероятная для того момента тягомотина. Одних на баржу пускают, других ещё нет — потом туда зачем-то въезжает автомобиль следователя НКВД (без конкретизации отдела, района, города — интересно, этот Козлов режиссёр здешний, или как у «Зулейхи» лишь русского происхождения?), туда же грузят рояль… Плывёт музыкальное училище — плывёт и играет. На фоне сонной, невероятно медленной суматохи «совков», германцы показывают прекрасную организованность и продмуывают, как расстреляют и разбомбят не только эту баржу, а всё, что сунется по ладожскому пути.

    Моральное, какое-то доинтеллектуальное низкопоклонство перед рейхом — это у постсоветских режиссёришек «в крови». Это уже стало нормой, как бы в противовес «неправде» военного и раннего послевоенного кино советского, где немцев давали комичными старичками, карикатурными служаками. Отдаём долги-с! Пока баржа отплывает, папа героини идёт на окопы фрицев, с ним за компанию идёт солдатик босой — стёр ноги, видимо, портянки завязывать не научили (я умел уже в пять лет, и кризачики мне подарили). Как вы полагаете, если у солдата нет обуви — он плохо воюет, стреляет хуже? Этот — да (хотя в Гражданской — посмотрите Козлов, «Бумбараша» хотя бы, — воевали и побеждали именно босяки чстенько, в стоптанных опорках, с босой ноги стреляешь метче), когда побежали на немца-пулемётчика, солдатик-босяк почему-то пальнул несколько раз из винтовки в небо, мимо раскормленного пулемётчика. Ну, а пулемётчик и не думал стрелять в босяка — это же такая потеха, он даже про пулемёт забыл (ну, кому тут подражает Козлов — легко догадаться, всё той же «Цитадели», я её путаю с «Пердстоянием», это где узники Гулага берут штурмом крепость-ДОТ при наличии у них в руках лопатных черенков и заградотряда позади), идёт навстречу перепуганному красноармейцу, видимо, чтобы задушить его в объятиях. Но тут спасает враг народа — он-то срелять умеет. Конечно, куда бы в те годы РККА ушла без врагов народа-то и без штрафбатовцев — всё на них одних и держалось! Потом, на самом верху высотки, откуда пулемётчик косил почти безоружных «красных», наши победители долго стоя медитируют на фоне продолжающегося боя. Ну, потому что пули в них не попадают, как-то деликатно облетают стороной, но красивые клубы дыма попадаются. А наши победители одного пулемётного гнезда — ведут себя так, как будто и не было никакой боевой задачи (дымом от той цигарки что ли зацепило?), всё, Победа одержана, о других задачах в бою можно забыть… Клипы так снимать можно — кино же со столь обязывающим названием нельзя.

    Далее там и смотреть нечего, всё улавливается по предпосылкам: «чекист» третирует на барже героиню тем, что имеет компромат на её отца (которого вполне официально отпустили по какой-то амнистии), крутые немцы на своих мессерах расстреливают баржу, в трюме которой идёт концерт… Ну, в таком духе. Дальше я не стал смотреть, хотя возлюбленный героини и подбил немецкий самолётик из винтовки, но так — несильно, чтоб господин немец успел позавтракать после вылета. Потому что враг велик, а Раша — дура… Вот такое качественное кино финансировали Мединский и питерское правительство (ещё не Беглов, если фильм вышел в 2019-м? Или уже Беглов?)

    * * *


    Тогда обратился я к другому фильму, надеясь что уж Шахназаров-то не подведёт. Уж это не просто глава Мосфильма, но и советской школы кинорежиссёр. Тем более, что и покойный Илья Сидоренко мне очень советовал фильм глянуть, а я не люблю преьмеры смотреть вовремя. Тут случай представился, однако. Илья говорил, что и бюджет и техническая часть в фильме солидные — многие поработали, он имел доступ в зкулисье, знал нюансы, может, что-то даже советовал. Кинотусовка была его стихией.

    Пскольку многие, как и я, такого кино не смотрят принципиально — не считаю зазорным анализировать в формате пересказа, это полезно, чтоб понять не как снимают такое кино, а откуда берётся соцзаказ на бредятинку. Белый «тигр» это, как вы догадались, наверное, танк такой. И фильм начинается с того что расстрелянные им что ваш Дом Советов наши т-34ки догорают, танкистов из них извлекают после боя, а один оказался очень живучий — обгорев на 80 процентов, решил не умирать, а быстро поправился и кожей новой затянулся.

    Только память отшибло, но его — обратно в строй, как в той антисоветской песенке «в следующей атаке обязательно сгорю». Попутно выясняется, что тот белый «тигр» орудует один как некий призрак, возникая на разных участках фронта, и танки разя десятками (!). Я-то, порадовавшись за батальные сцены — как в 1980-х снимали, ей-богу, — уж подумал, что есть фактическая основа, что будет какая-то интрига, и призрак окажется чем-то материальным. Ну, хотя бы как в замечательно снятом на закате СССР минисериале киноформатном, «Секретном фарватере» — сюжет похож, но там-то всё реально.

    И готовятся по личному поручению конечно же Жукова к бою с «тигром» основательно — того самого бессмертного танкиста, регенеригровавшегося, назначают командиром танка, а сам танк делают усиленным по части брони и движка (что уже невероят ситуация — танки были серийные, делали их на заводах детки и женщины совершая истинный подвиг в тылу, но захваченный змыслом глава Мосфильма Шахназаров об этом не думает, это фигня, ему нужен особый танк, и его сделали, внешне он ничем не отличается от серийного при этом)… И вот, наш странный танкист, который умеет слышать танки и разговаривать с ними (кроме шуток!), а заодно и в танкового бога верющий — готовится атаковать «тигра», делает засаду и вторйо танк как бы приманкой ставит, населённый экипажем и имеющий боевую задачу.

    Есть такая придурковатость, врождённая болезнь постсоветского кино — примелькавшееся лицо тянут сразу во все фильмы. Эта чаша не миновала не только Безрукова и Ефремова, но теперь и Виталий Кищенко, задумчивые глаза которого покорили всех клепальщиков фильмов про войнушку. Он у Козлова — военно-морской чин, а у Шахназарова танковый начальник. Ему-то и поручается выпить спиртяги в подчинёнными перед ответственным боем.

    А вы не знали? Не какие-то там наркомовские сто грамм — канистрами спирт и шнапс хлестали перед боем, и только потому побеждали! А иначе-то никак, иначе немца забоимся… Причём высокому военному начальству предлагали дёрнуть спирту прямо у костра те, кого он перед этим подробно инструктировал — точнее, на кого смотрел с удивлением (это глаза актёра хорошо умеют): и зачем мы две недели делали танк усиленный, чтоб отдать его безумному командиру и бухающему башнеру?.. Ну или не думал так он, потому что уже выпил, и прикорнул по дороге к штабу. А проснулся — глядь, белый «тигр» едет.

    Конечно же у высокого начальника на этот раз оказался с собой фотоаппарат — ведь он ещё был, наверное, и репортёром. У всех же командиров помимо планшетов были фотики тогда! И поэтому пытался сфотографировать танк, но что-то заело — мистика! Или священный ужас перед превосходством немецкой техники (вот это ближе к сути). Ну, «тигр», который наш юродивый бессмертный танкист считал неживым (роботом?) — разбабахал быстро приманку вместе со всем экипажем, а пока усиленная т-34-85-ка пряталась за трупом танка и товарищей догорающими в нём телами, «тигр» палил неуёмно, словно и перезаряжать ему там ничего не надо. Словно заело его…

    И только тут я начал догадываться, откуда взялся замысел «патриотического» фильма! Шахназаров в своём мосфильмовском кабинете, видимо, от избытка свободного времени стал поигрывать в «уорлд оф тэнкс»… Остальное сюжетное додумалось просто. Потому что ни истории самого экипажа, характеров — ну, кроме бухла непомерного, — ни истории танков, ни какой-либо ещё увлекательной истории нет в фильме. Есть поле боя и игровые ситуации. Главный герой — немецкий танк, который умеет проходить сквозь болото. И ведь можно было как-то материалистически раскрыть интригу — да, технологии прохода танков по дну появились, правда, уже после войны. Ну, надо было хоть так соврать, что «тигр» вроде подлодки проходил болотами, имея над гладью водной перископ-дыхалку, что-то такое приврать. Но чтоб он оказался живым, с танкистами.

    Однако «индорсмент» весьма зажиточной, как мы теперь знаем, геймерской конторы — не предполагал никакой реалистической разгадки. «Тигр» должен быть роботом — таким, какой он в руках одного геймера, а не в руках экипажа.

    Слушайте, жалкие вы геймеры, Карен Шахназаров и Виктор Кислый — вы бы почитали «Взятие Великошумска» Леонида Леонова, как он там некисло жизнь экипажа и танка прописал! Вот это поэма, вот это судьба всего танкового организма, в котором слились человеки и гусеницы, и ещё котёнок, прихваченный до дороге в сгоревшей деревне. И как потом убивали этот танк прямой наводкой немцы — как описал Леонов!.. Это не однообразная стрельба по геолокации вашего танко-робота.

    Или вот ещё эпизод, последний: пустая деревушка в которой идёт танковая дуэль. А где население? Мёртвое село — понятно, как в игре, для антуража. Но хоть какие-то намёки на реальность требовались?

    Нет, классик устал, ему хотелось гейма и он создал миф. А заодно порекламирвал незаметно игрушку белорусского буржуйчика. Разгадки «тигру» так и не нашли, хотя наш герой-танкист мастерски его подбил, но дал уползти почему-то с заклинившей башней. Хотя, в далёкой и невероятной для геймеров советской реальности бывали вообще-то танковые тараны, и это был самый подходящий случай. Глупо подбить танк, но дать ему уползти при явном своём преимуществе (да, орудие разорвало, но ход не потерян!).

    Тут явно и самому Шахназарову гейм надоел, гейм овер, и он решил «добить» оставшееся время фильма взятием Берлина — но уже на малом бюджете, оставшемся. Какие-то запредельно скучные, ретушированно-цветастые и неживые шагают пленные немцы, долго шагают. Как бы ожившая картина — ничего не сообщают этим. Где-то там колесит на «виллисе» и глазастый танковый начальник, иначе зачем это всё. Как и в сцене подписания безоговорочной капитуляции — с каким достоинством, уважением если не обожанием показывают Кейтеля! Нелепый советский репортёр с ручной «немой» камерой споткнулся, упал (вероятно, так и было — мосфильмовские байки), но на его фоне фельдмаршал какой красавец! Как не было до того недель изнурительных боёв и бессонных ночей — рубашечка, мундирчик. Немец обязан быть красавцем. Ну и Жуков у нас тоже (вот единственная удача фильма — актёр Валерий Гришко физиономически подобран хороший) не промах — требует на его столе подписать. Но Кейтель не спешит, Германия даже сдаётся победившим «чумазым» унтерменшам с дворянским достоинством, стильно, гордо…

    Потом сдавшихся кормят почему-то ресторанной едой. Оставим эту фактуру на совести геймера. Может, где выкопал в протоколах. И тут опять обнаруживается, что боевой фельмаршал Кейтель куда морально выше победителей — он ни разу не бывал в каком-то берлинском ресторане. Некогда, всё воевал, наверное… В сочетании с упрятавшимся где-то в болотах белым «тигром»-роботом, как призраком войны (вот и вся сверхидейка фильма), лет на 50 или сто, Кейтель являет полное моральное превосходство рейха — что Шахназаров и хотел доказать, наверное на государственные ассигнования… Ну, чтоб триколор бодрее смотрелся на фоне красных обрыдлых знамён — самим фюрером одобренный для РОА…

    Кстати, о фюрере. Зачем, почему — или только из-за оставшегося времени, Шахназаров зафиналил фильм о танке интервью Гитлера в уже осаждённом Берлине? Среди барельефных дворцовых телес арийских нимф фюрер признаётся человеку без лица (оно затенено), что честно воплощал войной две мечты европейского обывателя: всех евреев истребить и «совок» замочить. Какая оригинальная идея, и главное — в чьих устах? Уж не из фэйковых ли «Застольных бесед Гитлера» это геймер мосфильмовский выкопал? Не удивлюсь, что именно оттуда…

    И вот, отсмотрев эту грубую нарезку жэ-пизодов, я спрашиваю, а точнее уже делаю вывод — вы какого кино ждали после «Белого тигра»? Не ждали «На Париж»? А я ждал! И что классически бухающий в этом фильме Ефремов (они ведь отмечали шумный успех этого «подарка на 9 мая», наверное) однажды не на киношной, а на реальной машине врежется в ход реальности — ждал… Только мне это столкновение для элиты, им представлемой, представлялось более групповым — скажем, в революции, в национализации, в Гулаге-2. Потому что их взгляд на историю СССР, на ВОВ уже количеством бреда, домыслов, лжи и прочих кинематографичностей — переходит в качество. Качество — это заслонённый позорной ширмой Мавзоле Ленина. Это личный парадик для Путина 9 мая вместо парада для страны (и даже то, что планируют на 24-е останется в прежнем формате — при скрытом мавзолее). Да, в дни обороны Москвы его тоже драпировали, но только мы ещё не были победителями.


    Зато теперь-то как стали! Из парижского борделя — прямо на парад, вот это формат новорусского кино, которое, как Ефремов на Смоленке в сравнении с самим собой в «Когда я стану великаном» выглядит примерно как РФ на фоне СССР и триколор на фоне Знамени Победы, а Путин — сидящим возле трусливо от очей дорогих россиян спрятанного Мавзолея. Низзя туда смотреть! Там же Сталин напутствовал проклятых большевичков и красноармейчиков рушить государственность расейскую по заветам Ленина… Или не рушить? Ей-богу, странно. Большевики — и чтоб не рушили? Надо проверить по томам «Прямой речи» В.В.Путина, было такое или нет в истории страны, не делавшей ничего кроме калош.

    Парад для предателей класса-победителя, парад для оккупантов. И новорусское кино к этому давно нас готовило… Жаль, Гитлер не увидел в самом радужном сне, как генерал Власов (так он решил бы по триколору) марширует со своими по брусчатке Красной площади.

    Дмитрий Чёрный
    По материалам: forum-msk.org



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 10 июня 2020, 07:36
    • verhov

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020