ВТО и риски отечественного автопрома
Экономика и бизнес

    Для России наконец-то открыт путь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Впрочем, особого восторга по поводу долгожданного события, сулящего доступ на рынки высокотехнологичных товаров и уменьшение зависимости экономики от экспорта одних только энергоносителей, что-то не слышно. Напротив, целый ряд экспертов предрекают скорый крах отдельных отраслей отечественной промышленности, в том числе автопрома.

    Так, например, прогноз Минэкономразвития сулит, что после вступления страны в ВТО производство автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58% (по сравнению с результатами 2010 года) в связи с существенным снижением ставок таможенных пошлин на ввоз не только новых, но и подержанных автомобилей. Процесс, конечно, несколько растянут во времени из-за переходного периода, срок окончания которого датируется 2018 годом, а потому оставляет надежду на принятие неких компенсационных мер протекционистского характера. Оставим за кадром легковушки и поговорим о грузовиках и автобусах.

    Судя по обнародованным недавно предполагаемым ставкам ввозных таможенных пошлин (переговорный процесс, кстати, был закрыт не только для широкой публики, но и отраслевых специалистов), на новые импортные грузовики полной массой 5-20 тонн пошлины к 2016 году снизятся с нынешних 25% до 15%, а на машины полной массой более 20 тонн — с 25% поэтапно сначала до 10%, а затем и 5%. При этом ставки на новые импортные седельные тягачи уровня «Евро-4» и выше останутся прежними — 5%. Однако отечественные производители куда больше опасаются другого, а именно снижения ставок на ввоз импортной подержанной техники, ведь именно она в стоимостном выражении составляет основную конкуренцию новым «КамАЗам», «ГАЗам» и «Уралам». Для справки: нынешние фактически запретительные пошлины на подержанные грузовики в возрасте до пяти лет (согласно российским правилам, подержанным считается автомобиль старше трех лет) составляет 30%, для грузовиков старше пяти лет — €4,4 за 1 куб. см рабочего объема двигателя (для седельных тягачей старше пяти лет она составляет €2,2 за «кубик»). Когда вступление России в ВТО произойдет официально, ставки на подержанные импортные грузовики в возрасте до семи лет снизятся сначала до 15%, а затем до 10% (на автомобили старше семи лет ставка составит €1 за 1 куб. см рабочего объема двигателя).

    В связи с этим аналитики КамАЗа предполагают, что в дальнейшем доля импортных подержанных грузовиков в общем объеме продаж может значительно увеличиться в основном за счет снижения доли рынка российских производителей. Так, например, в случае вступления РФ в ВТО при прогнозируемом объеме российского рынка грузовиков полной массой 14-40 тонн в 2015 году в 147 тыс. единиц на долю подержанных иномарок придется примерно 38 тыс. единиц, или 25,8%, новых иномарок — 45 тыс. (30,6%), грузовиков отечественного производства — 64 тыс. (43,6%). Если бы продолжали действовать нынешние ставки ввозных пошлин, это соотношение выглядело бы так: подержанные иномарки — 5 тыс., или всего лишь 3,4%, новые иномарки — 51 тыс. (34,6%), грузовики отечественного производства — 91 тыс. (61,9%).

    Разумеется, определенный дискомфорт от новых правил игры испытают и европейские производители, открывшие здесь сборочные заводы, в том числе и потому, чтобы в ближнесрочной перспективе избежать 25-процентного налогообложения готовой продукции. Впрочем, им все-таки придется куда легче, чем российским производителям, ведь б/у грузовики из Европы, как ни крути, тоже будут приносить прибыль, обслуживаясь на фирменных СТО и потребляя фирменные запчасти. А вот о ввозе в РФ подержанных «КамАЗов», например, из Туркмении речи, понятно, не идет.

    Аналогичная ситуация и с автобусами. Там ставки на новые машины упадут с нынешних 20-10% до 10-7,5% (в зависимости от типа и пассажировместимости), а на подержанные в возрасте до семи лет — до 15-10% (ныне 30%, но не ниже €2,2 за 1 куб. см рабочего объема двигателя). Правда, особняком стоят новые автобусы туристического класса («Евро-4» и выше, длиной не менее 11,5 м, не менее 41 места, багажные отсеки не менее 5 куб. м), которые нынче и вовсе не облагаются пошлинами.

    Их (пошлины) предлагается вернуть сначала к 20%, а далее снизить до 10%. Ставки на автобусы старше семи лет планируется оставить на прежнем уровне — €3 за «кубик» рабочего объема двигателя. Что касается прогнозов производства, то и здесь перспективы безрадостные. По оценке компании «Русские автобусы — Группа ГАЗ», в течение ближайших четырех лет доля импорта автобусов полной массой от 8 тонн, в первую очередь б/у, вырастет с нынешних 24% до 57%, а выпуск отечественных предприятий сократится с нынешних почти 14 тыс. до 9-10 тыс. со всеми вытекающими отсюда последствиями — закрытием заводов, безработицей, снижением налоговых отчислений, стремительным старением парка и т. д.

    Нарисовав столь апокалиптические картины, отечественные автопроизводители обратились с требованием компенсационных мер в правительство, ссылаясь при этом на опыт других стран БРИК, в частности Китая. Последний, член ВТО с 2001 года, фактически закрыл свой рынок. Уровень локализации производства в Поднебесной от 40% до 96%, в том числе предусмотрена обязательная локализация производства двигателей. Партнерство с иностранными компаниями только на основе СП с долями 50 на 50. Минимальный уровень иностранных инвестиций — $32 млн. Налог на импорт CBU (Complete Built-Up) — 30%. А с июля 2011-го китайцы и вовсе ввели запрет на ввоз подержанных автомобилей. Ну так то Китай с его необъятным рынком, на который облизываются все без исключения крупные мировые автопроизводители и с которым считаются. Кстати, Китай был принят в ВТО как страна с «нерыночной экономикой». Чего требуют наши? Принятия аналогичных протекционистских мер, по отдельным позициям даже цифры совпадают один в один. Но, как известно, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. К тому же достучаться до министров в связи с выборами нового старого президента будет сложно, ведь все они сейчас до формирования нового кабинета, по сути, и. о.
    Источник: kommersant.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 22 марта 2012, 08:07
    • serega

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018