Развивать торговлю решили за счет здоровья граждан
Экономика и бизнес

    Министерство промышленности и торговли разработало проект «Стратегии развития торговли на 2019-2025 годы», предусматривающий смягчение ограничений на продажу пива. Ведомство предлагает отменить веденные в 2012 году запреты, приравнивающие пиво к крепким алкогольным напиткам. По логике разработчиков, эта мера может оказать позитивное влияние на развитие торговли и способствовать пополнению бюджета. В то же время инициатива Минпромторга противоречит реализуемой Правительством стратегии оздоровления и деалкоголизации населения России, а также задачам нацпроекта «Демография». В чем «плюсы» и «минусы» предложений ведомства Дениса Мантурова? Каковы возможные последствия принятия «пивной стратегии»? В чьих интересах готовится изменение продажи алкогольной продукции в России?

    Положение об изменении условий продажи пивной продукции в сторону смягчения предусмотрено разработанным Минпромторгом проектом «Стратегии развития торговли на 2019-2025 годы». Проект документа, состоящего из семи глав и насчитывающего 90 листов, по заявлению пресс-службы министерства, готовится к рассылке на согласование в профильные ведомства.

    По заявлению министра Мантурова, цель Стратегии состоит в «создании комфортной среды для реализации товаров народного потребления» путем «устранения административных барьеров и бюрократических препятствий». Одной из мер ее достижения должна стать фактическая отмена введенных в 2012 году ограничений на реализацию пива, которое годом ранее было на законодательном уровне отнесено к алкогольной продукции (до этого напиток не имел такого статуса).

    Принятие Стратегии создаст условия для снятия до сих пор действующего на федеральном уровне запрета на продажу пива с 23 и до 8 часов, увеличения числа мест его реализации, а также сделает возможной торговлю пивом через Интернет.

    О необходимости отмены ограничений на торговлю пивом стали говорить сразу после их введения. Сейчас сторонники «пивной либерализации» делают упор на экономической составляющей, фиксируя значительное снижение объемов производства и продажи пивной продукции. В СМИ приводятся данные, согласно которым, с 2012 года пивная отрасль потеряла до 40% финансовых объемов, из-за чего были вынуждены закрыться десятки пивоваренных предприятий – в основном небольших частных заводов в регионах, что в свою очередь привело к потере рабочих мест в депрессивной российской глубинке. Отсюда делается вывод о якобы негативном влиянии действующих ограничений на состояние национальной экономики. Однако сокращение рабочих мест происходит не из-за закрытия мелких частных пивзаводов, а по причине тотальной автоматизации процесса «пивоварения» на крупных предприятиях отрасли, принадлежащих транснациональным корпорациям, которые и являются основными получателями прибыли от их деятельности. Причем здесь экономика России?

    Второй аргумент противников ограничений связан с «заботой о здоровье населения», вынужденного вместо «безвредного пива» употреблять более крепкие напитки. Так, Центр разработки национальной алкогольной политики утверждает, что в связи с изменением структуры потребления в России в последние годы существенно возросла продажа крепкого, в том числе суррогатного, алкоголя. По приводимой Центром статистике, только в 2018 году по стране отравились «самопалом» 5600 граждан, 1600 из них скончались. Из этого следует, что смягчение условий продажи пива якобы снизит потребление крепкого, т.е. более вредного алкоголя. Эта гипотеза откровенно притянута за уши, представляя собой яркий пример манипуляции статистикой.

    В первую очередь в снятии «пивных» ограничений заинтересованы крупные отечественные производители пенного напитка – «Балтика» (Carlsberg Group), EFES RUSSIA, Heineken, AB InBev, которые совокупно контролируют почти три четверти отечественного рынка и связывают с инициативой Минпромторга надежды на расширение объемов производства. При этом основными бенефициарами расширения сбыта пивной продукции являются не столько даже российские пивоваренные компании, сколько зарубежный бизнес — крупные транснациональные корпорации, «дочками» которых являются отечественные пивные бренды. Очевидно, что в данном случае налоговые поступлению пойдут не в бюджет России, а в страны, где зарегистрированы материнские компании (Германию, Турцию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию и др.).

    Идею отмены запрета на пиво также поддерживают владельцы крупных розничных торговых сетей и иных предприятий торговли, рассчитывающие на рост доходов от продаж как пива, так и «сопутствующих» продуктов (снеков, сухариков, чипсов, сушеных «морепродуктов» и т.п.). Насколько это будет способствовать «оживлению торговли» — вопрос дискуссионный, однако то, что от потребления всей это дряни здоровье покупателей не улучшится – медицинский факт.

    В снятии «пивных» ограничений заинтересовано и «спортивное лобби», вошедшее во вкус после гостеприимных послаблений, связанных с проведением в России в прошлом году Чемпионата мира по футболу. Идею возвращения пива на трибуны стадионов активно поддерживает бывший гендиректор оргкомитета «Россия-2018», член международного совета ФИФА Алексей Сорокин, считающий, что смягчение правил реализации пива заметно укрепит экономику футбола в России. Возможности лоббистов от спорта достаточно велики – еще в июне 2013 года им удалось добиться разрешения размещать рекламу пива на телевидении во время трансляций матчей (правда, в «безалкогольном» варианте).

    По оценкам экспертов, отмена «пивных» ограничений может стать лишь первым пробным шагом к дальнейшей либерализации алкогольного рынка. Вслед за ним логично ожидать смягчения правил продажи продукции виноделов, тем более, что главе Монпромторга не чужды интересы этой отрасли. В СМИ сообщалось о том, что его отец – Валентин Мантуров – является бенефициаром винодельческой компании «Мантра», которой принадлежат 12 гектаров виноградников в «Долине Лефкадия» в Краснодарском крае. В свою очередь друг и протеже министра, предприниматель Юрий Слюсарь через аффилированных ему лиц скупил долги обанкротившегося ОАО «Цимлянские вина» (Ростовская область), являющегося одним из старейших производителей вина в стране.

    В прессе уже началась информационная кампания по формированию мнения в пользу отмены ограничений не только на пиво, но и вино, ведущаяся под лозунгами «поддержки отечественных производителей» и «спасения народа от суррогатного алкоголя».

    Если отбросить спекуляции на эту тему, станет очевидно, что внедряемая Минпромторгом через проект «Стратегии развития торговли на 2019-2025 годы» идея снятия ограничений на реализацию отдельных видов алкогольной продукции (пиво и вино признаны ими по закону) входит в явное противоречие с мерами по оздоровлению населения и деалкоголизации страны, реализуемыми на протяжении последнего десятилетия.

    Нечто подобное происходило в СССР во второй половине 1980-х, когда Михаилом Горбачевым была инициирована масштабная кампания «борьбы за трезвость», вызвавшая массовое общественное недовольство. Основные аргументы ее противников были связаны со снижением поступлений в бюджет, вызванных потерей доходов от продажи алкоголя. В массовом сознании антиалкогольная кампания воспринималась как абсурдная инициатива властей, ставшая предвестницей грядущего экономического кризиса. В итоге по прошествии двух лет «борьба за трезвость» в Советском Союзе была свернута так же резко, как и начата, несмотря на некоторые уже успевшие появиться положительные результаты, в т.ч. снижение смертности от алкоголизма и уровня преступности.

    Когда в 2000-х начался процесс выхода России из глубокого системного кризиса, стало очевидно, что проблема массового пьянства является существенным препятствием на пути экономического развития. При решении задачи по его устранению, власть постаралась учесть ошибки и перегибы прошлого.

    Началом современной антиалкогольной кампании стало выступление в августе 2009 года в Сочи на расширенном заседании Госсовета, посвященном проблеме пьянства, Дмитрия Медведева, занимавшего в то время пост Президента России. Он отметил, что алкоголизм в России приобрел характер национального бедствия, и озвучил статистические данные об уровне потребления алкоголя. Согласно им, на каждого гражданина страны, включая детей, приходилось 18 литров чистого спирта в год, что эквивалентно 102 бутылкам водки. Это в два раза выше показателя, который Всемирная организация здравоохранения считает опасным для жизни.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р была утверждена Концепция по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, рассчитанная до 2020 года. Параллельно был дан старт программе «Здоровая Россия». После этого постепенно, в т.ч на законодательном уровне, вводились ограничения на продажу алкогольной продукции, сопровождавшиеся не всегда креативной, зато настойчивой пропагандой здорового трезвого образа жизни.

    Сейчас в России действует достаточно эффективная нормативная база как на федеральном, так и на региональных уровнях, позволяющая сдерживать рост пьянства. В выступлении главы Минздрава России Вероники Скворцовой на итоговой коллегии ведомства в апреле 2019 года отмечалась явно положительная динамика: уровень потребления чистого спирта по сравнению с 2012 годом уменьшился почти в два раза – с 18 до 9,3 литров на душу населения. Это привело к сокращению болезней, связанных с алкоголизмом, и снижению смертности среди мужчин трудоспособного возраста на 18%.

    Нынешняя «пивная» инициатива Минпромторга может существенно снизить эффект от ранее принятых мер по оздоровлению нации, объективно отвечающих интересам государства. При этом предлагаемое снятие ограничений на продажу пивной продукции может оказаться далеко не последним отступлением назад.

    Реальные, ощутимые всеми положительные результаты программы борьбы с алкоголизмом, даже если она осуществляется комплексно и планомерно, проявляются только в долгосрочной перспективе, иногда спустя десятилетия. В то же время ее отрицательные последствия видны практически сразу и касаются они в первую очередь производителей и поставщиков алкогольной продукции, опирающихся на поддержку недовольных действиями властей потребителей.

    Если подготовленный ведомством Дениса Мантурова проект будет согласован и принят в исходном виде, это будет означать, что интересы пивного лобби, прикрываемые мнимой заботой о бюджете и благе потребителей, возобладали над интересами государства, и в будущем страну ждет дальнейшая либерализация алкогольного рынка.

    Таким образом, разработанная Минпромторгом «Стратегия развития торговли на 2019-2025 годы» противоречит стратегическим целям развития России и ни в коем случае не должна быть принята. Причинами этого является то, что в выигрыше от ее утверждения окажутся пивные магнаты, покровительствующие им госчиновники и, прежде всего, зарубежные бизнес-структуры, являющиеся основными бенефициарами реализуемой Западом программы по спаиванию населения нашей страны.

    Российским органам власти и профильным структурам следует проявлять бдительность, отделяя разумные инициативы, направленные на экономическое развитие государства, от замаскированных под них коррупционных схем, особенно в тех случаях, когда они касаются здоровья нации.

    Ярослав Алёнин
    По материалам: narpolit.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019