Боевые задачи советской школы («Правда» от 20 ноября 1938 года)
Память СССР ☭

    Советская школа вступила во вторую четверть учебного года. Два с половиной месяца, прошедших с начала занятий, дают материал, позволяющий сделать некоторые выводы о качестве работы школы и учителя.

    Центральный Комитет партии и Советское правительство за последние годы приняли ряд мер к решительному улучшению всей системы народного образования. Разоблачение вреднейшей «теории» отмирания школы и разгром вредителей, пробравшихся в органы народного образования, внесли в жизнь школы свежую, оздоровляющую струю.

    Последние годы в жизни советского учительства проходят под знаком повышенной требовательности к себе, под знаком созидательной, творческой работы. То, что раньше считалось нормой, было освящено традицией, — ныне с точка зрения передового учителя является пережитком. К числу таких сохранившихся еще пережитков следует отнести неправильное представление о том, что первая четверть учебного года имеет свою специфику и что в силу этого показатели первой четверти могут быть ниже показателей работы в последующих четвертях учебного года.

    Низкими показателями отмечена, к сожалению, первая четверть в ряде школ и в текущем учебном году. В 32-й школе Фрунзенского района Москвы «успеваемость в людях» выражается в 87 процентов. Это значит, что из 100 учащихся 13 человек отстают. Школа имеет неплохую репутацию в районе. Но и в этой неплохой школе сказываются традиции «первой четверти»: раскачка после лета, неполадки «организационного периода», отсутствие с первых дней должного режима и порядка. Сии традиции считаются некиим непреложным законом. Подобно метафизику из басни Хемницера, люди пытаются в надуманной специфике первой четверти «сыскать начало всех начал»…

    Не ясно ли, что отнюдь не во времени года лежит причина неудовлетворительной работы ряда школ. Причины — в недостаточной организованности занятий, плохом руководстве школами со стороны органов народного образования и, наконец, в плохой работе отдельных педагогов. Если не изжить эти пороки, то не исключена опасность, что и во второй четверти успеваемость останется на том же уровне, что и в первые месяцы учебного года.

    Можно ли было ждать хороших результатов первых месяцев от 425-й школы Сталинского района Москвы, если директор появился в школе чуть ли не накануне первого дня занятий, если преподаватели совместительствуют, кочуют из класса в класс, выбирая который полегче?!

    Плохая успеваемость того или иного ученика сигнализирует о неблагополучии с основной формой учебной работы. Речь идет об уроке. На уроке ученик должен понять материал. С урока он должен уйти с определенной суммой знаний. Без хорошо поставленного урока немыслима продуктивная работа ученика дома. Отсюда вытекают обязанности учителя на уроке: глубина и серьезность знания предмета, умение преподнести материал, пробудить в школьнике интерес и вкус к этому материалу. Урок должен быть наиболее творческим моментом в работе учителя.

    Только казенным отношением учителя к уроку можно объяснить некоторые факты из практики той же 425-й школы. Преподаватель географии практикует метод диктантов. Он диктует машинально, механически, не обращая внимания на результат своей методы. Естественно, что в тетрадях учеников встречаются названия несуществующих городов, что Лотарингия превращается в «лоттерею» и т. п.

    В полноценном уроке плюс в индивидуальной работе с учеником — залог успеваемости. В 89-й школе Краснопресненского района гор. Москвы в классах преподавательницы русского языка тов. Богачевой нет отстающих. Как только ученик получает плохую отметку, учительница найдет возможность в тот же день зайти к нему на дом, поговорить с родителями. Тов. Богачева школе отдала 34 года жизни. Она вкладывает в работу не только свой большой опыт, но главное — свою душу.

    Во многих школах воспитательная работа поставлена еще слабо. А без нее не мыслится успех учебной жизни класса. Не во всех школах еще сколочен детский коллектив. Такой коллектив, который помогает преподавателю в его работе, в налаживании порядка и дисциплины, который воспитывает учащихся в духе их обязанностей и ответственности. Пионерские, комсомольские организация работают в большинстве школ все еще неудовлетворительно. Соревнование учащихся сплошь и рядом носит формальный характер. Из него выпадает часто главный принцип — помощь передовиков отстающим. В учащихся слабо еще воспитывается чувство коллектива, чувство гордости за школу, за свое место в ней.

    Центральным Комитетом партии давно осуждены измышления так называемых педологов о якобы трудных, дефективных детях. Советский учитель превосходно знает, что каждый ученик представляет собой материал для плодотворной работы. Причины отставания того или иного ученика надо искать в постановке школьной работы, в бытовых и семейных условиях его существования. Учитель должен живейшим образом интересоваться этими условиями. В свою очередь семья обязана быть верным помощником учителя. Взаимосвязь школы и семьи — обязательное и непременное условие правильного воспитания наших школьников. Недаром передовые школы весьма дорожат этой взаимосвязью. В практику 110-й школы Краснопресненского района Москвы вошли интересные формы сотрудничества с семьей. Шкала, в частности, практикует «день родителей», когда родители приходят в школу, говорят с ее директором и педагогами, слушают педагогические лекции и советы, делятся опытом работы семьи с детьми.

    Центральный Комитет партии требует от всех партийных и комсомольских организаций серьезного внимания к делу народного образования. Эти организации должны чаще и глубже заниматься вопросами и нуждами школы и учителя. Учительство представляет собой многочисленный отрад советской интеллигенции. Уже одно это обстоятельство обязывает партийные организации работать с учительством, знать его запросы и интересы, всемерно помогать учителю. К сожалению, еще находятся такие руководители местных партийных организаций, которые не бывают в школе, не находят общего языка с педагогом, а порой относятся к нему с оскорбительным равнодушием и даже пренебрежением. Такое недопустимое, небольшевистское отношение к учителю крайне опасно и должно быть изжито до конца.

    Первые месяцы учебного года подчеркнули серьезные недостатки в работе органов народного образования, в работе Наркомпроса. Наркомат оставил школу без ряда необходимых директив, разъяснений и указаний. В частности, Наркомпрос не определил единого критерия в оценке успеваемости учащихся. Отсюда каждая школа оценивает знания учащихся на свой вкус и образец, отсюда разнобой и пестрота в подходе к учету успеваемости. Наркомпрос мало что делает для повышения квалификации учителей. Он слабо вооружает молодых педагогов опытом мастеров. Наркомпрос не популяризирует и не распространяет прекрасный почин некоторых городских школ, вступивших на путь систематической связи с сельскими школами.

    Наркомпросу РСФСР пора выполнить свои прямые и элементарные обязанности перед школой и учителем!

    Как и вся советская интеллигенция, учительство с величайшим воодушевлением встретило сталинский курс Истории ВКП(б). Учительство знает, что, овладев учением большевизма, овладев передовой теорией Маркса— Энгельса—Ленина—Сталина, оно будет работать острее, интереснее, плодотворнее. Задача партийных и советских организаций — всячески помочь учителю в его стремлении овладеть марксистско-ленинской теорией. В повышении идейного уровня учителя, в повышении его политической и деловой квалификации — залог успешного преодоления недостатков в жизни и работе школы, залог ее роста, ее движения вперед.

    По материалам: Газета «Правда» 20 ноября 1938 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021