Волго-Дон-Азовская водная магистраль («Правда» от 6 ноября 1938 года)
Память СССР ☭

    Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина, и канал Москва—Волга являются первым звеньями сталинского плана коренной реконструкция водных путей страны и превращения их в единую систему глубоководных магистралей. Эти каналы соединили между собой кратчайшими водными путями Белое, Балтийское и Каспийское моря.

    Продолжением этого грандиозного плана является строительство крупнейших гидротехнических узлов на Волге: Угличского, Рыбинского и Куйбышевского. После их окончания Волга превратится в самую глубокую и самую мощную водную магистраль в мире.

    Следующим этапом коренной реконструкции водных путей является канал Волго-Дон, который соединит реконструируемую Волгу с Азовским и Черным морями. Волго-Донской канал завершит соединение глубоководными путями всех морей Европейской части Советского Союза.

    После реконструкции водных путей страны Москва станет портом пяти советских морей.

    Однако значение Волго-Дона этим далеко не исчерпывается. В отличие от старых проектов, в которых Волго-Дон- Азовская магистраль рассматривалась только как чисто транспортная проблема, в настоящее время управлением Волго-Дона (Наркомвод) разработан новый проект комплексного решения этой проблемы.

    Проект Волго-Дона представляется нам в следующем виде.

    Река Дон у хутора Кумовского преграждается плотиной, длиной до 12 километров, которая подымет уровень воды в реке до 36 метров. Созданное плотиной водохранилище емкостью до 56 миллиардов кубических метров (с отметкой зеркала 62,5 метра. Отметки исчисляются от уровня Балтийского моря) заходит по долине реки Карповки далеко в глубь водораздела между Доном и Волгой, позволяя сравнительно коротким самотечным каналом пересечь водораздел. (В старых проектах водораздел предполагалось преодолеть шлюзованным каналом, который должны были питать водой насосные станции). Длина водораздельного канала по проекту достигает около 40 километров, максимальная глубина выемки — 37,5 м. Канал выходит на Волжский склон в районе балки Солянка и образует там при помощи небольшой плотины Солянское водохранилище.

    Из Солянского водохранилища канал через двойной шестикамерный шлюз спускается в Сарпинское озеро, уровень которого двумя плотинами будет поднят до отметки 10). Из Сарпинского водохранилища через два двухкамерных шлюза канал спускается в Волгу.

    Для того, чтобы обеспечить сквозной глубоководный путь от Волги до Азовского моря с глубинами до 6,4 метра, на Дону, ниже Кумовской плотины, запроектированы 6 однотипных гидроузлов — Суворовский, Нагавский, Цымлянский, Николаевский, Кочетовский, Старочеркасский. Каждый из них состоит из плотины, шлюза и гидростанции.

    Выход из реки Дона на морские глубины Азовского моря осуществляется путем углубления устья Дона и устройства морского канала в Таганрогском заливе. Это позволит морским судам с осадкой до 6 метров заходить в Ростовский порт.

    Общая длина создаваемого Волго-Доном глубоководного пути от Сталинграда до Ростова и вверх по Донскому водохранилищу достигает 1.250 километров, а вместе с рекой Северный Донец — 1.500 километров.

    Проект Волго-Донского канала предусматривает пропуск судов грузоподъемностью до 18.000 тонн. Ширина канала по зеркалу — 100—190 метров, глубина — от 8 до 20 метров. Пропускная способность — до 600 кубических метров воды в секунду.

    Главное звено Волго-Донского соединения — Донской узел сооружений. Созданное при нем огромное водохранилище, явится мощным аккумулятором водяной энергии, который будет питать три мощных гидростанции: Донскую — при Кумовской плотине — в 160 тыс. квт, Доно-Волжскую — у Солянской плотины — в 210 тыс. квт. и Красноармейскую — при выходе канала в Волгу — в 160 тыс. квт.

    Стоимость всех сооружений Волго-Дон-Азовской водной магистрали определяется в 3,5 млрд. рублей. Магистраль может быть построена в 5½ лет. Осуществление Волго-Донской проблемы в первые же годы даст стране большой хозяйственный эффект.

    По самым осторожным подсчетам, уже в 1945 году промышленность бассейна Волги потребует подачи по железным дорогам свыше 30 миллионов тонн донецкого угля. Около 25 миллионов тонн леса должно подвозиться ежегодно из бассейна реки Волги в Донбасс и порты Азовского и Черного морей. Наконец, из Каспия в центральные районы страны ежегодно должны подвозиться многие миллионы тони нефти. Все эти огромные перевозки могут принять на себя водные пути, освободив железные дороги для других грузов и сэкономив стране миллионы рублей.

    Получаемая на трех мощных гидростанциях Волго-Дона дешевая гидроэнергия — свыше 2,2 млрд. киловатт-часов в год может быть использована для бурно растущей промышленности Юго-Востока, и прежде всего для электроемких производств.

    Волго-Дон весьма эффективно разрешает также проблемы мелиорации и обводнения. Благодаря полному зарегулированию стока реки Дона мощным Кумовским водохранилищем предотвращаются часто повторяющиеся длительные затопления огромных земельных массивов в пойме Нижнего Дона — площадью до 300—350 тысяч га.

    Кроме того, Кумовское водохранилище позволяет при помощи самотечного канала весьма выгодно использовать паводочные воды Дона для орошения засушливых земель Калмыцкой степи.

    Наконец, Волго-Дон представляет мощный источник для полного обеспечения водой таких промышленных центров, как Сталинград и Ростов, страдающих от засушливого климата и нуждающихся в широких обводнительных и оросительных мероприятиях.

    Инженер Н. САХАРОВ.

    По материалам: Газета «Правда» 6 ноября 1938 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020