Как советский МиГ сбил самолет-амфибию ВВС Швеции
Память СССР ☭

    В июне 1952 года Швеция и Советский Союз оказались на грани разрыва дипломатических отношений. В Стокгольме разгневанные горожане забросали камнями советское посольство и даже побили окна, а министерства иностранных дел двух держав обменялись нотами протеста. Причиной конфликта стал сбитый советскими истребителями МиГ-15 самолет-амфибия ВВС Швеции С-28 Catalina, и последовавшая за инцидентом череда разоблачений шпионской деятельности королевских спецслужб.

    Скандальная история началась с того, что в ночь на 16 июня 1952 года в советском воздушном пространстве был обнаружен шведский гидросамолет с бортовым номером 47002. На его перехват из Таллина на истребителях МиГ-15 вылетели летчики морской авиации Николай Семерников и Илья Яценко-Косенко. Самолет-нарушитель находился на высоте четыре тысячи метров в четырех милях северо-восточнее мыса Ристна эстонского острова Хиуми.

    «Время рассветное. Шведы нас тоже заметили и взяли курс в нейтральную зону. Догнать их было делом нескольких секунд. Подойдя к ним метров на 20 показали, чтобы Catalina шла за нами на наш аэродром. Однако самолет продолжал прямой путь. Передал на КП, что нарушитель приказов не выполняет. Земля скомандовала — «огонь на поражение». Потом гидросамолет я увидел уже в воде. От нее плыла большая оранжевая лодка и к ней полным ходом шел корабль. За уничтожение Каталины мы с Яценко-Косенко получили по ордену Боевого Красного Знамени»,- рассказывал Николай Семерников.

    Экипаж шведского гидросамолета из пяти человек, включая двух пострадавших, был подобран немецким торговым судном Munsterland и доставлен в Финляндию. Журналисты выяснили, что сбитая Catalina разыскивала шведский самолет-разведчик Douglas DC 3, который исчез 13 июня 1952 года. Свыше 50 лет не было достоверных данных о судьбе пропавшего над Балтикой воздушного судна.

    Как оказалось, в начале 1950-х Швеция тайно сотрудничала с НАТО и получила важное задание: прощупать советскую линию обороны в Прибалтике и собрать максимум сведений о том, как она действует. Для этой цели два американских транспортных самолета DC-3 были оборудованы самой современной аппаратурой для ведения радиоэлектронного шпионажа. Один из самолетов получил название Hugin — в честь одного из воронов скандинавского бога Одина. Согласно легенде, птица совершала регулярные полеты по свету и докладывала хозяину о том, что делается в мире. Именно по этому принципу работал DC-3, который периодически залетал в воздушное пространство СССР.


    13 июня везение самолета-шпиона закончилось. В 11:08 Hugin последний раз вышел на связь, успев передать лишь позывные. Судьба пилотов и экипажа шведского самолета-шпиона сложилась печально. Восемь человек погибли при падении DC-3 в воды Балтийского моря. Стремясь сохранить хорошую мину при плохой игре, шведское правительство открестилось от погибших военнослужащих и свыше 50 лет хранило тайну от родственников погибших пилотов. В Швеции даже возникло движение «вдовы DC 3», члены которого стремились узнать правду.

    Разгадка пришла из России, когда были рассекречены материалы по сбитому шведскому самолету. Оказалось, что Douglas DC-3 атаковал истребитель МиГ-15, который пилотировал Григорий Осинский. За блестящее выполнение задачи он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В этот же день военный министр СССР Василевский отправил Сталину рапорт: «Сегодня, 13 июня, в 13 часов 20 минут, в 100-110 километрах северо-западнее Виндавы нашим истребителем МиГ-15 сбит иностранный двухмоторный самолет».

    В Швеции разгорелся скандал. Одна из самых популярных газет страны Expressen написала, что полет самолета DC-3 был провокационным. В июне 2004 года злосчастный самолет и останки пяти членов экипажа были найдены на глубине 125 метров севернее острова Готланд-Сандён.
    По материалам: rg.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 14 июня 2019, 10:42
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019