Изжить второгодничество в новом учебном году («Правда» от 19 июля 1938 года)
Память СССР ☭

    В. ЗОРИН
    Заместитель заведующего отделом школ МГК ВКП(б)

    Сотни тысяч московских школьников, сдав проверочные и выпускные испытания, отдыхают на каникулах. Отдыхают и педагоги. Что же показали испытания в 4-х—10-х классах 609 столичных школ, каковы их результаты?

    В прошлом году в школах осталось на второй год непомерно большое количество учащихся. В этом году второгодников несколько меньше. Однако число их все еше велико: на 544.955 учащихся на повторный курс осталось 20.340 человек.

    Особого внимания заслуживают пятые классы. Здесь наибольшее количество неуспевающих. В четвертом классе, где с учащимися занимаются по всем предметам один-два педагога, плохо готовят школьников к многопредметной системе, когда преподавание ведут уже несколько учителей. Пятиклассники требуют к себе максимального внимания, большого педагогического такта и упорной работы со стороны учителей. К сожалению, это далеко не всегда можно наблюдать в школах.

    Значительно выше успеваемость в старших классах. Из 8.646 десятиклассников на второй год оставлены 59 человек. Правда, кроме того, 499 учащихся получили повторные испытания на осень.

    Там, где хорошо поставлена воспитательная и учебная работа, где школьники окружены любовью и вниманием учителей, где требовательность и строгость идут рядом с чутким отношением к школьнику, там нет второгодничества или оно сведено к ничтожной величине.

    Это показали на деле лучшие школы.

    К таким школам относится средняя школа № 324 (директор тов. Горбунов, заведующая учебной частью тов. Редькина). В школе 1.107 школьников. Ни один не оставлен на второй год, и только 26 учеников получили повторные испытания.

    Средняя школа № 545 (директор тов. Савенко, зав. учебной частью тов. Нечаева) оставила на второй год 9 школьников, школа № 11З — 13. Хорошо работали педагогические коллективы школ №№ 89, 341, 336, 399.

    Почти нет школы, в которой лучшие учителя не закончили бы учебный год с абсолютной успеваемостью всех учащихся своего класса. Число таких учителей в Москве превышает 2.000. Большую роль в этом сыграло социалистическое соревнование.

    Одна из лучших учительниц столицы — М. П. Томилина избрана депутатом Верховного Совета РСФСР. Прекрасными мастерами педагогического труда показали себя учительница младших классов школы № 545 А. Г. Снежкина, педагог истории школы № 368 комсомолка В. П. Пителина, педагог-словесник школы № 277 О. А. Державина и другие.

    В некоторых школах Советского (121 и 594), Ростокинского районов (278, 609) и в других школах были обнаружены факты очковтирательства в оценке знаний учащихся. Это — результат погони за «средними процентами успеваемости». Со стороны органов народного образования нет еще настоящего контроля, действительной проверки работы учителя, нет заботы о прочности и глубине знаний учащихся. Руководители отделов народного образования подходили некритически к трафаретным оценкам знаний учеников. Они сплошь и рядом не могли разоблачить ошибки и надувательство.

    Органы Наркомпроса плохо знают свои кадры. Они не освобождают школы от отдельных случайных людей, а к хорошим работникам часто относятся формально, бюрократически. Сумел же, например, заделаться учителем математики в школе № 506 некто М. Н. Рубцов. Специального образования у него нет, и преподавание в пятых классах он провалил. Его перевели на работу в третий класс, но и здесь он не справился с порученным делом. Заведующая отделом народного образования Пролетарского района тов. Парфенова терпела в школе такого педагога в течение года.

    Прошедший учебный год позволяет сделать ряд выводов о методической работе, об усвоении школьниками основных предметов. Качество знаний все еще неудовлетворительное. На испытаниях учащиеся часто давали заученные ответы на обычные вопросы, сравнительно легко решали обычные математические задачи. Но стоило потребовать применения правила или закона к новому явлению, примеру, случаю, — и школьники затруднялись это сделать.

    Школа получила в прошлом году новый учебник по истории СССР под редакцией проф. Шестакова. Трудно переоценить воспитательное значение преподавания истории нашей родины. Дети полюбили этот предмет, стали интересоваться им, обогащали свои знания конкретными историческими фактами и примерами.

    В работе учителя-историка было, однако, немало трудностей. Для старших классов учебников, как известно, не было. Наркомпрос РСФСР не издал никаких подсобных материалов (хрестоматий, исторических карт, картин и т. п.). Некоторые учителя не всегда могли разъяснить школьникам смысл минувших и современных событий. В одной из школ ученик после подробного рассказа о войнах Петра I на вопрос, учительницы: «А когда это было?» — ответил: «А это было в гражданскую войну!»

    Не за горами новый учебный год. Учителя ждут от Наркомпроса исправления крупнейших недостатков, которыми все еще страдает школа. Надо пересмотреть учебные планы, снабдить школы хорошими учебниками и учебными пособиями, сборниками критических статей по литературе, историческими хрестоматиями и т. п.

    Чтобы улучшить учебно-воспитательную работу в школе, надо усилить государственный контроль над ней, изменить положение и права школьных инспекторов. Органы народного образования необходимо укрепить новыми, выросшими на школьной работе кадрами, способными по-боевому и быстро ликвидировать последствия вредительства.

    Страна наша богата прекрасными учителями. Они вправе требовать от отделов народного образования и местных партийных организаций серьезной помощи и конкретного руководства в своей большой и почетной работе по обучению и воспитанию миллионов советских школьников.

    По материалам: Газета «Правда» 19 июля 1938 года



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 марта 2019, 10:10
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019