Как жилось РПЦ в СССР
Память СССР ☭

    Как жилось служителям культа РПЦ в СССР? Ответить на этот вопрос в целом довольно сложно, потому что тут все зависит от конкретного периода. В данном случае рассмотрим 1950 год. Этот период отмечается, во-первых, скорее индифферентным отношением власти к церкви; во-вторых, потому что есть источник, который показывает, как действительно жилось служителям культа в этот год.

    Этот источник — отчетно-информационный доклад за 1950 год по Архангельской области. Отчет в центр от местного совета по делам религии. Несомненно, это представляет большой интерес, чтобы понять, какой тогда была церковь для государства и для общества .

    Посещаемость храмов


    Вначале о числе культовых сооружений:

    «В области количество действующих церквей не изменилось, имеется церквей и молитвенных домов 32, в т.ч. церквей в типовых зданиях — 30, молитвенных домов — 2. Из-за отсутствия священников не функционируют 4 церкви и один молитвенный дом».

    Стоит отметить, что в этот год проживало в Архангельской области примерно столько же людей, сколько и теперь. По переписи 1959 года даже больше, чем сейчас (тогда 1,2 млн, сейчас — 1,1).

    По поводу посещаемости культовых сооружений во время праздников:

    «В религиозные праздники «Пасха», «Вознесенье» и «Троицу» было в церквях, особенно в г. Архангельске, значительное число верующих, так в Пасху в г. Архангельске было более 2500 верующих, в том числе

    молодежи до 15 %, при этом юноши и девушки приходили в церкви не молиться, а интересовались, «что делается в церкви». Постояв в церкви немного времени, уходили в клуб на танцы. Праздники «Пасха», «Троица» сельским населением были использованы как повод устройства семейных вечеров со спиртными напитками. Празднество продолжалось 2-3 дня».


    И тут мы можем оценить рост числа верующих по сравнению с тем, что было почти 70 лет назад. В 2016 году в Архангельской области Пасху отметило 20 тысяч человек, и это учитывая, что население — 1,1 млн человек.

    Но это данные по праздникам. А что в обычные дни? Ситуация совершенно иная: «В непраздничные дни в указанных церквах бывает верующих не более 100».

    Еще примечателен состав верующих: «Посещают церковь преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, есть крайне небольшая часть молодежи. Мужчины, преимущественно старшего возраста, посещают церковь немного, примерно до 2% всех молящихся».

    Автор доклада подчеркивает, что в годы войны и в первые годы после нее ситуация была несколько иной, поскольку в церквях бывали даже военные, но на 1950 год это уже неактуально:

    «При этом следует отметить, если ранее были отдельные случаи посещения церквей городов офицерами Советской Армии, студентами институтов и техникумов, то в настоящее время, как уже было сказано, церковь в городах посещают преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, следовательно изменился состав верующих».

    И последний важный фактор, который влиял на посещаемость храмов: «Однако на посещаемость церквей городов влияют отдельные моменты, затрагивающие материальную заинтересованность верующих, так, например, 26 декабря 1950 г. в магазинах г. Архангельска продавали белую муку, в этот день в Ильинском соборе на литургии было всего 2 человека. «Бог-то бог, да сам не будь плох», говорят отдельные верующие».

    Почему закрывали церкви?


    Почему закрывались церкви в советские годы? Многие думают, что власти так хотели — чтоб было меньше верующих. Однако причина истинная такова:

    «Церкви и один молитвенный дом мною сняты с регистрации за отсутствием священников более 9 месяцев. Указанные церкви мною сняты с регистрации до получения постановления Совета от 16 ноября 1950 года».

    То есть церкви не просто пустовали, а пустовали определенный период. И в этот период у РПЦ была возможность занять данную церковь. Причем о ситуации в самой церкви, очевидно, прекрасно знали. Но дело в том, что конкретные церкви (речь идет о 4 церквях) просто были невыгодны, то есть приносили больше убытков, чем прибыли.

    Также уполномоченный по делам русской православной церкви по Архангельской области подчеркивает:

    «Следует отметить, что епископ ни разу не поднимал передо мною вопроса о назначении священников на свободные приходы. От верующих снятых церквей с регистрации не поступало ко мне заявлений об открытии церквей».

    «Гонения»


    «Гонения» в те годы были такие:

    «Была на приеме казначей Заостровской церкви Исакогорского района г. Архангельска с жалобой на председателя колхоза «Красный огородник» Истомина о том, что он ей не разрешает быть казначеем, как колхознице его колхоза. По моей просьбе председатель Исакогорского райисполкома т. Соболев разъяснил т. Истомину о его неправильных действиях».

    Как можно понять, подобные моменты зачастую были личной инициативой мелких чиновников, что в итоге исправляли партийные деятели.

    По поводу контроля над попами в Архангельской области тех времен:

    «Надо отметить, что местные советские и партийные органы плохо изучают состояние религиозности в районах, считают это делом бесполезным. Когда обращаешься к председателю райисполкома с вопросом, как ведут себя верующие, то получаешь ответ: «отвяжись со своими попами...» Председатель Сольвычегодского райисполкома т. Ильин ответил: «Буду я заниматься церквями, у меня и без них хватит дел».

    А также отмечалось: «Районные советские и партийные организации не знают, что делают священники и не придают некоторым действиям политической оценки».

    Тогда антирелигиозная пропаганда была достаточно слаба. Потому что в основном занимались популяризацией науки под эгидой общества «Знание». Да и действительно были дела куда важнее этого. Ведь не стоит забывать, что мировая война на тот момент прошла всего 5 лет назад.

    Надо отметить, что местные партийные органы занимались восстановлением страны в широком смысле, а также реализовывали другие — глобальные — проекты по развитию экономики. Вероятно, при такой ситуации, особенно если учесть, что население к религии в основном было равнодушно, борьба с религией не считалась чем-то важным. Все-таки это был уже не 1917 год.

    Православные в СССР


    Да и верующие в 50-м году не были такими же, как в Российской империи, то есть они могли за любой проступок раскритиковать священника. Характерный пример:

    «При одном посещении епископ Леонтий жаловался мне на церковный совет и религиозную комиссию Соломбальской церкви, так как последние не желают, чтобы настоятелем был вновь прибывший священник из г. В. Устюга — Попов Ст. «Попов Ст. уже стар, не может ходить и исполнять церковные обряды на дому по просьбе верующих. Кроме того, он часто служит пьяным».

    Конечно, это не единичный случай в области: «Священник Онежской церкви Руденко вызвал недовольство части верующих прихода самовольным расходованием церковных средств, не считаясь с мнением церковного совета и ревизионной комиссии».

    Верующие в советские годы не были фанатиками в большинстве своем, поэтому, даже веруя, как делали их предки, они по многим вопросам были скептиками. Из этого получались интересные примеры:

    «Отдельные служители культа не пользуются авторитетом среди верующих, например, б. староста Введенской церкеви Княжестровского сельсовета Холмогорского района Павловская П.Ив. при одном посещении сказала: «Только будучи церковным старостой я убедилась, что священники обмащики, им ничего верить нельзя».

    О падении влияния религии на сознание масс свидетельствует тот факт, что число венчаний в церкви сокращалось:

    «Венчание в церквах совершаются крайне редко, например, всего по области в 1948 году было 158 венчаний, а в 1949 году — 102, за три квартала 1950 года всего 37, в то время как зарегистирировано браков в ЗАГСе по районам и городам, где имеются действующие церкви: в 1948 г. — 5742, в 1949 году — 6529, а за 3 квартала 1950 г. — 5010 (сведения из ЗАГСа за 1950 год в целом поступят в конце января 1951 года)».

    Кадровый состав РПЦ


    Представляет интерес состав духовенства, где в основном были люди, которые родились до революции:

    «Из сведений о православном духовенстве, состоящем на регистрации по состоянию на 1 января 1951 года, видно, что значительное количество духовенства имеет престарелый возраст, так, старше 55 лет — 31 человек, от 41 до 55 лет — 4 человека и до 40 лет — 2 человека, особо следует отметить, что священников старше 65 лет 16 человек».

    Притока новых кадров практически не было по той причине, что самые выгодные места занимали старшие. Да и число их было ограничено, так как жить по новым принципам было нелегко. Многие бывшие священники попросту покинули свою «работу» и стали обычными советскими гражданами. Но этот вариант, понятно, был актуален не для всех.

    Церковные доходы и махинации


    Важно отметить, что то состояние, в котором находилась РПЦ — ее реальные возможности, потому что тогда государство не спонсировало церковь напрямую, особенно в регионах. И в то же время не было активности в плане закрытия церквей, то есть попы могли существовать достаточно спокойно. Они могли брать церковь в аренду при условии, что есть община верующих — поп, 20 прихожан. Однако в то же время попы должны были платить все налоги, в том числе зарплату своим работникам, а также они должны ремонтировать культовые сооружения, что, конечно, сильно не нравилось служителям культа.

    В те годы было достаточно выгодно быть попом в местах массового скопления, особенно в нескольких церквях Москвы и Ленинграда, но в остальном все было не так выгодно, особенно в регионах.

    В Архангельске, что следует от отчета, произошло интересное событие: «Протодиакон Ильинского собора г. Архангельска Хотеновский Александр Васильевич, получив подъемные деньги в сумме около 3000 руб., сбежал в гор. Петрозаводск».

    Стоит отметить, что средняя зарплата в те годы составляла 700 рублей (после денежной реформы 1947 года), поэтому сумма не самая большая, но, судя по всему, в области особого желания работать не было, потому что спрос на поповские услуги был достаточно слабый.

    Проблем с деньгами хватало (куда уж без этого):

    «Церковный совет и ревизионная комиссия предъявляют обвинения к настоятелю Соломбальской церкви Попову и бухгалтеру Кобылину на недостачу денег в сумме более 20 тыс. руб. Со стороны епископа было назначено две ревизии, но точной суммы не выявлено, ввиду запутанности бухгалтерии. Церковный совет уволил бухгалтера Кобылина, а епископ Леонтий ответил на жалобу церковным органам: «Если они имеют данные о присвоении средств, подавайте заявление на виновных в суд».

    20 тысяч рублей в те годы — приличная сумма. Тогда система действительно была запутанной, потому что за деньги отвечали старосты, которые зачастую передали деньги попам. В годы Хрущева эта ситуация была пересмотрена в том плане, чтобы церковную казну не мог поп украсть. Подобное, естественно, называлось «гонениями», потому что попы хотели активнее осваивать весь бюджет церкви, где служат.

    Этот Попов вообще в Архагенльской области отличился, так как на него жаловались даже коллеги:

    «Была на приеме бывшая церковным старостой в Княжестровской церкви Холмогорского района Павловская П.И. с жалобой на быв. настоятеля церкви Попова И.Т., что она не может с 1948 года за исполнение обязанностей старосты получить 100 рублей. Для разрешения этого вопроса я ее направил к благочинному Вотчинскому».

    Продолжение истории:

    «Два года обещал мне заплатить 100 руб. Ходила я за деньгами к Попову и благочинному Николаю Вотчинскому. Всюду мне говорили, что сейчас нет денег, подожди, заплатим, в то же время я видела, как священник Попов на церковные деньги пьянствует, зачастую валяется на улице. Однажды верующей соседке, показывая на пьяного священника Попова, я сказала: «вот ты несешь в церковь последние копейки, а он на твои деньги пьянствует. Соседка с этого дня престала ходить в церковь. Я тоже уже более года ничего не имею с церковью».

    То есть отдельные современные «схемы» попы могли реализовывать и в те годы, хотя, конечно, размах не тот.

    Многие попы открыто признавались, что покидают приходы по той причине, что не хватает денег, то есть никто не хочет их содержать. А вариант «служить» и работать — не вариант:

    «Со стороны отдельных священников поступают заявления об уходе их приходов из-за малой доходности прихода и малой посещаемости церкви, так священник Богословской церкви Ошевенского сельсовета Приозерного района Фадеев А. подал заявление такого содержания: „Настоящим прошу Вас тов. Уполномоченный зарегистрировать в должности священника в церковь Прилуки Онежского района.

    Мотивы к сему следующие:

    1. Крайне слаб экономический приход. Народ неревностен к религии и индеферентен.
    2. Жалование 300 руб.в месяц выплачивается с трудом и неаккуратно.
    3. Посещаемость храма в праздники низкая, примерно 10-15 человек. Морально и материально продолжать здесь служить нежелательно.

    К сему священник Арсений Фадеев. 6.XI-50 г.»


    В теории кажется, что служитель культа должен искренне «окормлять» паству, а не покидать ее, ведь те 10-15 человек, как им кажется, нуждаются в «духовном просвещении». Однако ради выгоды «святой» поп попросту уходит из одной точки в другую.

    По этому поводу также есть и другое свидетельство:

    «На небольшую посещаемость церкви и малую доходность прихода недоволен священник Ладыгинского сельсовета Каргопольского района Посадсков А. Ст. Он заявил: “Верующие в церковь перестали ходить. В воскресные и праздничные дни бывает 2-3 человека, а в отдельные дни ни одного человека. Назначенную зарплату не получаю, приходится ходить по домам верующих собирать подаяния.». — Посадсков собирается уходить за штат».

    В связи с данным вопросом интерес вызывает то, сколько все же зарабатывали тогда священники, если учесть, что средней зарплатой была 700 рублей:

    «Большинство священников сельской местности, несмотря на небольшие доходы, остаются в приходах. Зарплату получают они небольшую от 200 до 500 руб. в месяц. В городах священники получают зарплату от 2000 до 2500 руб. в месяц. Кроме того получают за совершение религиозных обрядов на дому верующих до 400 руб. Из церквей городов священники из приходов никуда не уходят, т.к. они материально обеспечены».

    Как видно, зарабатывали даже в 1950 году попы очень даже неплохо, но единственная их проблема — достаточно слабый спрос, плюс лишние расходы и, конечно, налоги, в том числе налог на сбыт культовой продукции.

    Доходы торговых точек в целом:

    «Доходы всех церквей в 1950 году уменьшились в сравнении с 1949 годом на 250 тыс.руб. В 1950 году они составили по области 2 670 700 руб., при этом доходы 10 приходов города составляют 2 080 000 руб. или 78% доходов церквей, на селе составляют 22%.

    В 1950 году низкие доходы церквей на селе: Ошевенский Приозерного района — 6350 руб., с. Каменка Онежского района — 7000 руб., с. Луда Беломорского района — 9000 руб.

    Наивысшие доходы церквей на селе: Устьевской Красноборского района — 120000 руб., Кивокурской Черевковского района 48000 руб. и т.д.

    Наивысшие доходы церквей городов в 1950 году: Ильинский собор г. Архангельска — 770 тыс.руб., Соломбальской церкви — 400 тыс.руб., г. Котлас — 290 т.р., г. Вельск — 140 тыс.руб.»


    Можно сделать однозначный вывод, что для узкой церковной группы даже в Архангельской области явно было прибыльно заниматься «духовными делами». Но условный пирог был меньше нынешнего раз в 100.
    По материалам: kritix.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019