Октябрь 1976 года: короткий космический полет «Союза-23», который едва не закончился трагедией
Память СССР ☭

    Командир корабля «Союз-23» Вячеслав Зудов: «Еще до старта начались неполадки: первоначально старт корабля планировался на 8 октября. Но накануне на Северном полигоне неудачно провели запуск аналогичной ракеты со спутником — через несколько секунд после старта ракета взорвалась. Старт перенесли на 14 октября. Когда ехали на стартовый площадку — автобус остановился: поломка двигателя! Подбежали люди, попытались дотолкать автобус до ракеты. Не получилось. Пришлось подгонять другой автобус, пересаживать в него космонавтов. Такого на «Байконуре» никогда раньше не случалось».

    Бортинженер «Союза-23» Валерий Рождественский: «Старт и выход на орбиту прошел нормально. А вот при сближении с орбитальной станцией корабль стал «раскачиваться», переходя из одной плоскости в другую. Подвела автоматика, произошел большой перерасход горючего, предназначенного для сближения. Топлива в баках корабля осталось только для возвращения. Нам пришлось отключить автоматику и «уйти» от станции. А ведь предполагалось, что мы будем работать на орбите две недели. Было чрезвычайно обидно...»


    Многие космонавты сравнивают прохождение плотных слоев атмосферы, когда корабль горит и дрожит, с ездой по булыжной мостовой. На высоте около 9 км после сильного рывка загорается табло «Основной парашют», спускаемый аппарат на мгновение зависает в воздухе и, повинуясь силе притяжения, опускается на землю. Обычно встреча с ней проходит весьма жестко. Но рядом уже садятся поисковые вертолеты, бегут встречающие, готовые оказать любую помощь. В этот раз все случилось не по «сценарию».

    Космонавты, приготовившись к жесткой посадке, вдруг почувствовали, что проваливаются. Вода?! Этого не могло быть в принципе. Открыли одно из дыхательных отверстий и действительно обнаружили воду.

    Проскочив расчетную точку приземления, аппарат тяжело плюхнулся на середину огромного ночного озера в фонтане брызг и пара. Неожиданно сработала запасная парашютная система: это соленая вода Тенгиза замкнула контактное реле. Над озером вздулся огромный купол запасного парашюта (его площадь более 500 квадратных метров) и, опадая, потянул за собой и перевернул спускаемый аппарат. Космонавты внутри «кастрюльки» оказались вверх ногами… Нештатная ситуация в секунды стала критической.

    Озеро Тенгиз из космоса

    Бортинженер «Союза-23» Валерий Рождественский: «Прошел час, второй, третий. Никто не торопился извлекать нас из спускаемого аппарата. А ведь жизнеобеспечение в нем давным-давно закончилось, и холод внутри был собачий. Мы чувствовали себя кильками в консервной банке, которую по ошибке засунули в морозильную камеру. Ближе к утру мы эти свои ощущения стали выдавать в эфир открытым текстом. Могу подтвердить: мат в эфире стоял виртуозный. Я залез в один из вертолетов погреться, и экипаж, допустив меня к наушникам, дал прослушать «космический концерт без заявок...» Конечно, всем было не до смеха. И это очень мягко сказано».

    Командир корабля «Союз-23» Вячеслав Зудов: «Мы прекрасно понимали, что, прежде всего, надо экономить электроэнергию, ее для работы систем жизнеобеспечения надолго не хватит. Выключив все электроприборы, даже на радио-связь с группой поиска стали выходить лишь в строго определенное время. Синтетический материал скафандров, одетых на голое тело, от холода нисколько не защищал. Поэтому разыскали нож в аварийном запасе и, искромсав скафандры, стянули их с себя. Минут пятнадцать влезали в шерстяные спортивные костюмы. Почему я так подробно описываю эти наши действия? А вы попробуйте вдвоем забраться, скажем, в платяной шкаф, перевернитесь там вверх ногами и начните переодеваться — тогда примерная обстановка внутри капсулы вам станет более-менее понятной.

    Больше всего нас тревожили запасы кислорода. Валерий принялся обучать меня экономному «водолазному дыханию». Он ведь в отряд космонавтов попал из группы водолазов-глубоководников, которую возглавлял в аварийно-спасательной службе Балтийского флота. Прошло несколько часов. Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: «Ребята, вы живы?» Наконец-то! Но радость была преждевременной. Это, оказывается, на резиновой лодке к нам приплыл командир одного из вертолетов Чернявский. Ближе к утру из Москвы поступила предельно строгая команда: «Спасать экипаж!» — и он как дисциплинированный офицер выполнил ее буквально.

    — Выходите, я вас доставлю к берегу, — слышалось снаружи заманчивое, но невыполнимое предложение. Ведь люк, через который мы могли бы выбраться из капсулы, был под водой, а температура воздуха на озере около минус 20. Да и лодка у «спасателя» была одноместной. Очень быстро Чернявский понял, что и сам оказался в западне: уйти не сможет, так как до берега далеко, и сил грести против ветра у него не хватит. Было и еще одно деликатное обстоятельство. Неудачную он выбрал точку первоначального «причаливания» — на корпусе нашего аппарата работал передатчик гамма-лучевого высотомера. Жесткое направленное облучение. После нескольких разъяснительных слов, понятных любому российскому мужику, Чернявский поспешно перецепил свое плавсредство в более безопасное место…»

    Герои Тенгизской эпопеи

    Ближе к утру на Тенгиз доставили аквалангистов и стали ждать хоть небольшого погодного «окошка». И оно — о, чудо! — появилось! Наконец-то были установлены точные координаты «объекта». На вертолете к нему перебросили аквалангистов. Опытнейшие пилоты Николай Кондратьев и Олег Нефедов зависли над космонавтами и опустили трос, аквалангисты мгновенно закрепили фал к стренге. Водолазы-аквалангисты сначала подняли на борт вертолета обмороженного Чернявского. Потом к тросу подцепили нашу капсулу и потащили к берегу.

    Спускаемый аппарат выбрался из ледяной горько-соленой жижи

    И начался этот удивительный полет! Николай Кондратьев управлял машиной, Олег Нефедов вел наблюдение за буксируемым аппаратом. Несколько километров до берега вертолет с болтающимся на привязи драгоценным грузом преодолевал без малого час (вертолет перевели из режима висения в режим медленного движения вперед со скоростью — 7 км/ч). За это время мы на берегу извелись и исстрадались в ожидании. Сельчане доставили из поселка очередную флягу с самогоном. Употреблять не торопились: «Это для ребят, замерзли, бедолаги…»

    Буксировка вертолетом аппарата с парашютом удалась, несмотря на страшную силу наполненного ветром и водой купола, который камнем тянул вниз


    12 часов провели они в спускаемом аппарате. Так счастливо закончился короткий полет с единственным приводнением наших космонавтов.


    Указом ПВС СССР от 5 ноября 1976 г. им было присвоение звание Героев Советского Союза. В космос они больше не летали…


    Более подробно здесь…


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018