Защитник Ленинграда
Армия и вооружение

    3 июня 1909 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен линейный корабль «Петропавловск». 16 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота. На воду он был спущен 27 августа 1911 года, а 20 декабря 1914 года вступил в строй.

    31 марта 1921 года по просьбе экипажа «Петропавловск» был переименован в «Марат».

    Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928–1931 годах.

    Линкор принимал участие в советско-финской войне 1939 года, своей артиллерией оказывая содействие сухопутным войскам.

    Великая Отечественная война началась для «Марата» в 4 часа 22 июня 1941 года – к Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Уже на второй день Великой Отечественной войны корабль сбил 2 вражеских самолёта, первым на Балтике открыв боевой счет.

    16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по «Марату». Линкор получил несколько пробоин, но, в свою очередь, сумел уничтожить три вражеских самолёта. В ночь на 17 сентября «Марат» ушел на ремонт.

    Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был «Марат». В носовую часть корабля почти одновременно попали две 500-кг или 1000-кг бомбы, что вызвало детонацию погребов боезапаса 1-и башни. Взрыв почти полностью перебил корпус линкора в районе 45-57 шп., разрушил и сбросил с корабля 1-ю башню, фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу, днищевые конструкции надломились и носовая оконечность легла на грунт. При взрыве погибло 326 человек, в том числе командир, комиссар и ряд офицеров. К утру 24 сентября корабль принял около 10 000 т воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено, и он сел на грунт; над водой осталось около 3 м борта.

    Уже 31 октября после недолгого ремонта (работы по частичному восстановлению боеспособности корабля велись под огнем артиллерии противника) «Марат» вновь противостоял захватчикам. До конца года орудиями линкора было сбито 6 и повреждено 8 самолётов, разбито 18 и подавлено 87 батарей и уничтожено до 18 тысяч человек личного состава противника.

    Противник пытался подавить артиллерию линкора. 28 декабря один из снарядов чуть не вызвал вторичную гибель «Марата». Пронзив почти весь корпус по вертикали, снаряд прошел через зарядный и снарядный погреба 3-й башни и застрял, не разорвавшись, в трюме.

    Следующую попытку уничтожить «Марат» тяжелой артиллерией немцы предприняли 25 октября 1942 года, выпустив по нему 55 229-мм снарядов. Все три попадания пришлись в верхнюю палубу, покрытую гранитными плитами, и поэтому не причинили вреда.

    3 ноября 1942 года на корабле вошла в строй 2-я башня. Последний раз корабль открывал огонь 17 января 1944 года.

    31 мая 1943 года линкору было возвращено прежнее название «Петропавловск», на протяжении всей блокады линкор оборонял Ленинград.

    В результате многочисленных обстрелов и бомбежек линкор получил значительные повреждения, поэтому после войны не был восстановлен. 28 ноября 1950 года он был переформирован в несамоходный учебный линкор и переименован в «Волхов», а в сентябре 1953 года исключен из списков и разобран на металл.
    Тактико-технические данные«Марат»
    Водоизмещение стандартное, т24230
    Водоизмещение нормальное, т25000
    Водоизмещение полное, т26170
    Длина наибольшая, м184,0
    Ширина наибольшая, м26,9
    Осадка максимальная, м9,3
    Паротурбинная установка общей мощностью, л. с61000
    Винтов, шт4
    Скорость хода полная, узлов23
    Скорость хода экономическая, узлов12-14
    Дальность плавания экономическим ходом, миль2500-2700
    Топливо, т мазута2050
    Экипаж в мирное время, чел.1100
    Экипаж в 1944 г, чел.1286
    Бронирование борт, мм225-125
    Бронирование палуба, мм125-25
    Бронирование рубки, мм120-250
    Бронирование башни ГК, мм150-305
    Артиллерийское вооружение на 1940 г.: 12 – 305/52-мм; 16 – 120/50-мм; 6 – 76/55-мм 34К; 6x4 – 7,62-мм пулемета Максима.

    Первоначально на крайних башнях стояли 6 – 76/30-мм пушек Лендера, которые в 1940 г. были заменены на 6 – 76/55-мм 34К. В конце 1940 г. взамен 4 – 120/50-мм пушек были установлены 2 – 76/55-мм двухорудийные башни 81 К. После взрыва 23.09.1941 г. вся артиллерия ЛК вышла из строя. 120/50-мм пушки и 76/55-мм установки 81К были демонтированы, 305-мм башни № 3 и № 4 в октябре 1941 г. были введены в строй и 31.10.1941 г. открыли огонь по противнику. В октябре 1942 г. в строй была введена башня № 2 и 9.11.1942 г. эта башня открыла огонь по противнику.

    Артиллерийское вооружение на конец 1942 г.: 9 – 305/52-мм; 3 – 76/55-мм 34К; 5 – 37-мм 70К; 3 – 12,7-мм ДШК. Торпедное вооружение подводных траверзных 45-см ТА обр. 1910 г. 4 Запас торпед, шт = 12.
    По материалам: ussrfleet.1939-45.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020