Летающий танк Антонова «Планер А-40» - он летал!!!
Армия и вооружение


    В начале 30-х годов конструкторы многих стран пытались решить задачу переброски бронетанковой техники по воздуху. Было выдвинуто несколько весьма интересных предложений: планер-танковоз П. И. Гроховского, «летающий танк» («ЛТ») А. Н. Рафаэлянца и американского конструктора танков А.Кристи.

    Однако реализовать эти идеи на практике так и не удалось – «рожденный ползать летать не может». Правда, 0. К. Антонов опроверг это крылатое выражение советского писателя Максима Горького: «Может. Если ему приделать крылья». И в 1941–42 годах под его руководством в Тюмени, где в то время находилось КБ, был разработан проект «ЛТ» – «летающий танк».

    В основу этого летательного аппарата взяли упрощенный вариант проекта А. Кристи, убрав такой сложный элемент, как установка винта с приводом от двигателя танка. Получился гибрид танка с планером, полет которого осуществлялся на буксире за самолетом.

    Для транспортировки был взят легкий танк Т-60 (масса 5,8 т), ставший своеобразным фюзеляжем планера, к которому крепились крылья с хвостовым оперением.

    «Оставалось одно радикальное и простое решение: приделать крылья к самому танку, сэкономив на габаритах и весе, а летчика сделать и танкистом, чтобы управлять этим гибридом и на земле и в воздухе с сиденья водителя бронированной машины.

    Корпус танка необычайно прочен – выдержит любые нагрузки. Крылья и хвостовое оперение как целый агрегат сбрасывать сразу же после посадки одним движением рычага. Легкий обтекатель корпуса танка можно и не сбрасывать – он останется в первом же кустарнике».

    Так родился КТ – «крылатый танк». Родился в трудных условиях военного времени в краткие сроки, диктуемые обстановкой яростного наступления врага», – вспоминал 0. К. Антонов в книге «Десять раз сначала».

    Работы по проектированию «ЛТ» (первоначально имел обозначение А-40, позже встречается и «КТ» – «крылатый танк») начались в декабре 1941 г., а 26 апреля 1942 г. планер был построен.

    Деятельно участвовали в постройке А. Б. Белков, А. П. Эскин, Е. А. Шахатуни, Синягин, Назаров, Кузнецов, И. Костенко и другие. Для проведения летных испытаний «КТ» в разобранном виде перевезли по железной дороге в Раменское (под Москвой), в ЛИИ. Испытания проходили с 7 августа по 2 сентября 1942 г. Пилотировал планер-танк известный планерист-испытатель С. Н. Анохин.

    Была уменьшена масса танка (сняли башню, горючего оставили 100 л, экипаж – 1 человек). Полетная масса составной конструкции равнялась 6710 кг, что на 1094 кг меньше расчетной. А-40 мог самостоятельно передвигаться по земле со скоростью до 15 км/ч (при большей скорости перегревался мотор танка).

    В начале испытаний было сделано несколько пробежек на буксире за самолетом на скоростях 10,65,85 и 100 км/ч для проверки прочности гусениц, в том числе четыре пробежки по грунту и три по бетону. После отцепки «КТ» останавливался через 50–60 м. Затем сделали три подлета высотой до четырех м, в ходе которых определялись скорость отрыва планера и эффективность органов управления.

    В результате было определено, что эффективность рулей достаточная, но слишком велики нагрузки от руля высоты. Гусеницы танка на этих режимах работали нормально, амортизации также хватало, а скорость отрыва составляла 110–115 км/час. После такой подготовки был выполнен полет на буксире за ТБ-3 (пилотировал летчик-испытатель НИИ ВВС М. А. Нюхтиков), который оказался единственным.


    Когда планер взлетел с испытательного аэродрома и пролетел совсем немного, летчику стало ясно, что мощности четырех двигателей АМ-34ФРН (900л. с. каждый) самолета не хватит, чтоб буксировать «КТ» достаточно долго. Да и двигатели, работавшие на форсажном режиме, начали перегреваться, поэтому Анохин вынужден был отцепиться от буксировщика и осуществить посадку на полосу соседнего, гражданского аэродрома Быково.

    «КТ» спокойно планирует, нормально слушаясь рулей и элеронов, – вспоминал Сергей Анохин. – Разворачиваюсь на аэродром, целюсь на полосу, подхожу как раз к началу, выравниваю машину и вдруг вижу, как аэродромная команда бросилась врассыпную (ничего не знали о существовании такого аппарата, подумали, что это секретное оружие немцев). Заканчиваю пробег, завожу двигатель и своим ходом, не сбрасывая крыльев, иду на КП».

    Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Анохин не вылез из танка. Тогда всерьез готовились к возможному нападению вражеского десанта, аэродром был хорошо защищен, и по летчику планера лишь чудом не открыли огня. Так завершился первый в мире полет «крылатого танка». В дальнейшем эта тема была закрыта.

    На прекращение работ оказали влияние два основных фактора: отсутствие в то время мощных самолетов-буксировщиков и сложность доработки танка для подвески планера. Вероятно, этому могло способствовать еще и то, что в конце 1942 г. выпуск танков Т-60 был прекращен.

    Анализируя принятую 0. К. Антоновым схему «КТ», следует отметить, что она была не самой удачной с точки зрения размещения пилота внутри танка. Такая конструкция достигалась путем больших доработок самого танка, связанных с установкой в нем дополнительных органов управления планером и узлов навески бипланной коробки. Все это практически исключало возможность переброски по воздуху обычных танковых подразделений, т. е. требовало создания для этих целей спецчастей, на вооружении которых состояли бы модифицированные танки.

    Но Антонов возобновил работу по этой теме при создании беспилотного воздушного прицепа (см. главу «Работы ОКБ 0. К. Антонова в 1948–52 гг.»).

    КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ


    Конструктивно А-40 представлял собой бипланную крыльевую коробку, состоящую из двух прямоугольных в плане плоскостей с постоянной хордой 2,4 м.

    Планер крепился на танке с помощью четырех узлов, установленных на лонжеронах нижнего крыла. Буксирный замок крепился на передней части корпуса танка. Экипаж из двух человек размещался внутри на штатных рабочих местах, при этом башня была повернута назад.

    Фюзеляж. Фюзеляжа как такового не было – к бипланной коробке на двух балках прямоугольного сечения крепилось хвостовое оперение. В задней части балки заканчивались хвостовыми костылями, каждый из которых состоит из трех пластинчатых рессор.

    Крыло. Крыло представляет собой две плоскости, образующие бипланную коробку. Расстояние между плоскостями также составляло 2,4 м.

    Каждая плоскость – двухлонжеронной конструкции. Обшивка до первого лонжерона фанерная, остальная — полотно. Плоскости соединялись между собой с помощью четырех И-образных стоек и шести пар крестообразных расчалок.

    Вся задняя кромка верхней и нижней плоскостей крыла была занята щелевыми элеронами и закрылками, на которых устанавливалось по две пары неуправляемых сервокомпенсаторов для облегчения их отклонения при посадке. Площадь элеронов – 7,52 м2, площадь закрылков – 11,9 м2.

    Для жесткости в вертикальной плоскости балки хвостового оперения подкрепляются двумя мощными наклонными подкосами, а в горизонтальной — дополнительно соединяются внутри крестообразными расчалками.

    Хвостовое оперение. Вертикальное оперение состоит из двух килей, которые выполнены как одно целое с хвостовым оперением.

    Для обеспечения отклонения рулей направления в верхней части они имели большой косой срез. Площадь вертикального оперения – 6,78 м2.

    Горизонтальное оперение, как и крыло, бипланного типа. Верхняя его часть крепилась на килях, а нижняя (меньшая) – устанавливалась между хвостовыми балками.

    На верхнем руле высоты имеется управляемый триммер и неуправляемый сервокомпенсатор, такой же, как и на закрылках.

    Размах горизонтального оперения 4,5 м, площадь – 11,0 м2.

    Для увеличения жесткости от скручивания кили расчаливалась двумя парами лент. Основной материал конструкции планера – дерево и полотно.

    Управление. Управление планером одинарное, тросовое. Органы управления находились в танке на месте механика-водителя, и от них шли тросы, которые через выводы в корпусе танка подсоединялись к системе управления элеронов и закрылков нижней плоскости крыла. Далее – к секциям верхнего крыла усилия передавались через вертикальные трубчатые тяги.

    Шасси. Взлет и посадка осуществлялись на собственном гусеничном шасси. После посадки планер мог быть сброшен без выхода экипажа из кабины. Для улучшения обзора в полете сделан специальный перископ.

    И несколько слов следует сказать о боевых характеристиках советского легкого танка Т-60:

    Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: 1 20-мм пушка, 1 пулемет. Боекомплект – 780 снарядов, 945 патронов. Броня: лоб корпуса – 20–25 мм, борт – 15 мм, башня – 25 мм. Мощность двигателя – 70 л. с. Максимальная скорость – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км.

    Основные летно-технические данные планера А-40:

    • Тип планер
    • Экипаж, чел. 2
    • Двигатель -
    • Мощность, л. с. -
    • Длина планера, м 12,6
    • Высота планера с танком, м 3,67
    • Размах крыла, м 18,0
    • Площадь крыла, м2 85,6
    • Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 91,0
    • Масса пустого планера, кг 2004
    • Масса полетная, кг 7804
    • Скорость буксировки максимальная, км/ч 250
    • Скорость отрыва при взлете, км/ч 115
    • Скорость свободного падения, км/ч 130
    • Разбег, м 80
    • Пробег, м 60
    • Количество построенных, шт 1
    По материалам: avicopress.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 21 января 2012, 16:52
    • GUDINI

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020