Столкновение советской подлодки с американским авианосцем
Армия и вооружение

    В годы Холодной войны советские подлодки и американские авианосные ударные группы (АУГ) постоянно искали друг друга и отрабатывали учебные атаки. 21 марта 1984 г. такие действия закончились столкновением. Американский авианосец USS Kitty Hawk (CV-63) протаранил советскую подлодку К-314, после чего оба корабля отправились на ремонт. Что предшествовало этим событиям, и что случилось по их следам?

    В марте 1984 г. военно-морские силы США и Южной Кореи начали в Японском море очередные совместные учения Team Spirit. Ключевой составляющей американской группировки была АУГ во главе с кораблем «Китти Хок». На группу и ее авиацию возлагалось решение всех основных задач, от обеспечения ПВО до поиска подводных объектов.

    Крупное международное учение не могло не привлечь внимание СССР. Командование Тихоокеанского флота приказало нескольким кораблям и подлодкам идти в район маневров для обнаружения и отслеживания действий ВМС США. Скрытное длительное наблюдение за АУГ поручалось атомной подлодке К-314 пр. 671 «Ерш» под командованием капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко.

    Через несколько суток после получения приказа К-314 была в заданном районе и вела поиск кораблей вероятного противника. Авианосную группу успешно обнаружили и стали за ней следовать, ведя наблюдение и отправляя данные в штаб флота. Такая работа продолжалась в течение недели.

    Позже американские ВМС опубликовали данные о ходе учений. Утверждалось, что АУГ с USS Kitty Hawk (CV-63) своевременно обнаружила советскую подлодку и тоже вела наблюдение. Кроме того, корабли и самолеты группы 15 раз имитировали атаку подводной цели.

    Подлодка проекта 671 в надводном положении

    Подлодка ТОФ продолжала слежение за американской АУГ, не теряя ее из виду. Однако во время очередного сеанса связи К-314 отстала от своей цели. Для безопасного всплытия подлодке пришлось увеличить отставание от наблюдаемых кораблей, а те, воспользовавшись ситуацией, оторвались на 15-20 миль.

    После завершения обмена данными К-314 пришлось нагонять вероятного противника. Подлодка развила высокую подводную скорость, но это привело к росту шума. Американские гидроакустики заметили лодку, и командование АУГ приняло меры. Полеты были приостановлены, радиоэлектронные средства выключились, группа ушла в территориальные воды Южной Кореи.

    Чуть позже корабли ВМС США вновь проявили себя. БПК «Владивосток», занятый в операции по слежению, обнаружил АУГ в 150 милях от побережья. Вечером 21 марта подлодка К-314 смогла выйти в район нахождения авианосца и начала его поиск.

    В 22:10 по местному времени подлодка начала подготовку к сеансу связи и вышла на перископную глубину. При помощи перископа командир осмотрел акваторию и обнаружил несколько надводных целей. На расстоянии 20-30 кабельтовых наблюдались бортовые огни кораблей. При этом корабли ВМС США двигались навстречу лодке.

    Авианосец «Китти Хок» в сопровождении ракетного крейсера, 2004 г.

    Командир приказал начать срочное погружение во избежание столкновения. Вскоре после начала погружения на подлодке ощутили сильный удар. Через несколько секунд – второй мощный толчок. Было ясно, что подлодка не успела уйти на безопасную глубину, и ее ударил какой-то из американских кораблей. Как узнали позже, это был авианосец «Китти Хок».

    К-314 срочно всплыла позади американского ордера, экипаж уже осматривал материальную часть и готовился к возможной борьбе за живучесть. На USS Kitty Hawk (CV-63) подняли пару вертолетов. Они обнаружили и осмотрели советскую подлодку. Командир авианосца капитан Дэвид Н. Роджерс позже говорил о готовности оказать помощь терпящим бедствие. Впрочем, осмотр лодки преследовал и разведывательные цели.

    Подлодка К-314 во время слежения за американской АУГ, март 1984 г.

    К счастью, серьезные мероприятия по обеспечению живучести не понадобились. Корабль получил повреждения, но течь или возгорания отсутствовали. Общекорабельные системы работали, выдвижные устройства продолжали функционировать. При этом наблюдалось биение линии гребного вала. При дальнейшем осмотре обнаружили рваные повреждения легкого корпуса и деформацию гребного винта.

    Надводный авианесущий корабль тоже получил существенные повреждения. Подлодка пропорола обшивку днища и проделала дыру размером в несколько десятков квадратных метров. Имели место повреждения цистерн для авиационного топлива, часть которого просочилась в море. К счастью для экипажа, жизненно важные элементы конструкции остались целыми, а керосин не загорелся. Позже в пробоине обнаружили фрагмент гребного винта и несколько кусков резинового покрытия подлодки.

    Из-за повреждения винта и вала К-314 потеряла ход и нуждалась в помощи буксира. «Китти Хок» мог продолжать самостоятельное движение, но выполнение боевых задач было затруднено.

    По разным данным, при столкновении существовал риск ядерного инцидента. На борту американского авианосца присутствовало несколько десятков тактических ядерных боеприпасов. На советской подлодке тоже имелось несколько ракет с аналогичной боевой частью. При столкновении все эти изделия не пострадали, и вся ситуация завершилась только механическими повреждениями.

    К двум поврежденным кораблям поспешила помощь. С помощью других кораблей подлодка и авианосец отправились на базы. К-314 доставили в бухту Чажма и поставили в док для ремонта. USS Kitty Hawk (CV-63) отправили в порт Йокосука (Япония) для предварительного ремонта. Затем авианосец ушел на базу Subic Bay на Филиппинских островах. Через несколько месяцев корабли вернулись в боевой состав своих флотов после ремонта.

    США и Советский Союз проводили собственные расследования и не обменивались информацией. Однако выводы, похоже, были схожими – хотя и имели разные результаты.

    Американская сторона посчитала, что виновником столкновения является советская подлодка. По мнению командования США, именно экипаж К-314 проявил непрофессионализм, в результате чего лодка оказалась на пути более крупного надводного корабля, что и привело к столкновению. Впрочем, никакие претензии не высказывали и компенсацию не требовали.

    Как позже вспоминали участники инцидента с советской стороны, при возвращении в базу командование флота буквально обругало их и призвало готовиться к последствиям. Командира К-314 сняли с должности и перевели на берег. Больше никаких мер не принимали.

    Подлодка К-314 после всплытия. Видны повреждения легкого корпуса

    Как следует из доступных данных, столкновение подлодки К-314 и авианосца «Китти Хок» 21 марта 1984 г. было прямым следствием неудачного стечения обстоятельств. Прямые и явные нарушения со стороны участников инцидента отсутствовали, но некоторые их действия в сочетании с внешними факторами привели к известным последствиям.

    Командование Тихоокеанского флота раскритиковало командиров подлодки за то, что они не смогли вовремя обнаружить несколько крупных надводных целей – более того, на минимальной дистанции. Почему это произошло – неизвестно. Существует несколько разных версий, от халатности до специфики акватории.

    Попадание подлодки вероятного противника в центр ордера и последующее ее столкновение с авианосцем является поводом для неудобных вопросов к гидроакустикам и командирам американской АУГ. По сути, потенциально опасный подводный объект пропустили на дистанцию уверенной стрельбы – и даже ближе. Нетрудно представить, к чему это могло бы привести в условиях реального конфликта.

    Авианосец USS Kitty Hawk в 2017 г.

    После завершения ремонта подлодка К-314 вернулась в боевой состав ТОФ. Впрочем, полноценная служба продолжалась не слишком долго. Уже в 1985 г. корабль пришлось вновь отправлять на ремонт из-за аварии главной энергоустановки. После нескольких лет службы, в 1989 г., корабль вывели из состава ВМФ и поставили на отстой.

    К-314 была десятым представителем проекта 671 «Ерш», но службу закончила первой. Вскоре начался процесс списания остальных подлодок этого типа. Утилизация стартовала только в двухтысячных. Последней на разделку отправилась именно К-314 – это произошло уже в 2010-11 гг.

    Авианосец USS Kitty Hawk (CV-63) вернулся на базу Сан-Диего уже в августе 1984 г. и вскоре вновь вышел на боевую службу. Корабль регулярно работал в разных районах Тихоокеанского региона, а в 1987-88 гг. совершил кругосветное плавание. После этого авианосец поставили на плановый ремонт и модернизацию, за счет которых сроки службы продлили на 20 лет.

    Походы, выполнение учебных и боевых задач и т.д. продолжались до конца двухтысячных годов. В 2009 году корабль, прослуживший почти полвека, вывели из состава ВМС. Несмотря на многочисленные заявления, «Китти Хок» до сих пор не отправили на утилизацию. А общественность добивается превращения корабля в музей.

    По результатам инцидента 21 марта 1984 г. командование флотов двух сверхдержав сделало выводы и приняло меры. Похоже, все это привело к требуемым результатам. По крайней мере, с тех пор авианосцы ни разу не таранили подлодки.

    Кирилл Рябов
    По материалам: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 12 декабря 2019, 08:32
    • mukasei

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020