ВВС Китая: истребители пятого поколения
Армия и вооружение

    Весной 2017 г. ВВС Китая официально объявили о принятии на вооружение новейшего истребителя Chengdu J-20. Вследствие этого КНР стала второй страной мира, принявшей на вооружение истребитель пятого поколения. К настоящему времени было освоено серийное производство такой техники и продолжаются работы по второму образцу последнего поколения. Рассмотрим успехи Китая подробнее.

    Первым и пока единственным истребителем 5 поколения на вооружении ВВС НОАК является J-20 разработки Chengdu Aerospace Corporation (CAC). К сожалению, по китайской традиции, большая часть сведений о ходе разработки, испытаний и т.д. засекречена. Однако и без этого можно составить примерную картину.

    Разработка истребителя нового поколения стартовала в конце девяностых и велась на конкурсной основе. В 2008 г. корпорация CAC выиграла конкурс и приступила к полноценной разработке нового самолета. Вскоре ВВС огласили свои планы. Первый полет будущего J-20 планировался на 2010-11 гг., а к 2019-му его собирались поставить на вооружение.

    Первый полет опытного J-20 состоялся весной 2011 г. В течение нескольких следующих лет велись испытания опытной техники – не менее 8 самолетов-прототипов. С определенного времени J-20 регулярно демонстрировался на публичных мероприятиях.

    Не позднее конца 2015 г. CAC начала серийное строительство новых самолетов, пока малыми темпами. В марте 2017 г. объявили о принятии J-20 на вооружение. Через несколько месяцев в СМИ появилась информация о скором старте полномасштабного серийного производства. В начале 2018 г. начали службу первые части, полностью укомплектованные самолетами J-20.

    Согласно доступной информации, к настоящему времени построено не менее 28-30 истребителей Chengdu J-20, включая несколько опытных машин. Выполняются поставки техники войскам, но ввиду ее малого количества пока удалось перевооружить буквально пару частей. Ожидается, что дальнейшее серийное строительство позволит продолжить переоснащение ВВС и приведет к росту их боеспособности.


    Пока продолжаются опытно-конструкторские работы по перспективному истребителю Shenyang FC-31, призванному в будущем дополнить существующий J-20. По разным оценкам, эта машина уже может готовиться к серии и в самое ближайшее время пойдет в войска.

    О существовании второго проекта истребителя 5 поколения для ВВС НОАК стало известно еще в 2011 г., когда на одной из выставок появилась любопытная модель. В следующем году достоянием общественности стали несколько любопытных фотографий, показывавших новый самолет. Позже стало известно, что в конце октября такая машина совершила свой первый полет.

    В дальнейшем стало известно, что проект разработан организацией Shenyang Aircraft Corporation (SAC) в интересах собственных ВВС и третьих стран. Официальное наименование самолета – FC-31; также используется индекс J-31. Он разрабатывался в качестве облегченного и упрощенного дополнения к более сложному J-20. При этом, несмотря на все ограничения и отличия, FC-31 должен соответствовать требованиям к 5 поколению.

    С 2012 г. не менее двух прототипов Shenyang FC-31 проходят летные испытания. Около года назад стало известно, что работы по проекту теперь осуществляются под надзором ВВС и ВМС НОАК. Для последних может быть создана специализированная палубная модификация. Впрочем, позже от этих планов отказались.

    Испытания и доводки пока не завершены, и сроки их окончания остаются неясными. Ранее неоднократно упоминалось, что FC-31 пойдет в серию и поступит в войска в конце текущего десятилетия или позже. Приближается 2020 г., но никаких новостей на тему серии или принятия на вооружение пока не поступало. Возможно, самолет пока не готов к службе. Однако вполне возможно, что первые серийные машины уже отправились в ВВС, но этот факт пока скрывают по соображениям секретности.


    Китай имеет два собственных проекта истребителей последнего 5 поколения, что обеспечивает ему определенную независимость в вопросах модернизации ВВС. Такая независимость, среди прочего, проявляется в отсутствии открытого интереса к зарубежным проектам. При этом официальный Пекин закупает истребители предыдущих поколений.

    На данный момент закупку импортных истребителей 5 поколения можно считать одним из вариантов дальнейшего развития событий – маловероятным, но возможным. Несмотря на известную позицию КНР, этот вопрос привлекает специалистов и прессу, в т.ч. китайскую.

    На рынке истребителей 5 поколения пока не слишком много предложений, и часть недоступна для Китая. Так, закупка американских самолетов F-35 невозможна по определению. Другие страны, пытающиеся создавать современную технику, еще не готовы выставлять ее на экспорт. Единственным реальным вариантом остается российский истребитель Су-57Э.

    Экспортный вариант российского Су-57 разрабатывался в течение нескольких последних лет, и в этом году его впервые показали публике. Известно, что несколько зарубежных стран уже проявили интерес к Су-57Э и готовы приобрести некоторое количество такой техники. ВВС НОАК пока никак не реагировали на российскую новинку. При этом в китайской прессе уже не один год продолжается обсуждение возможности приобретения импортного самолета.

    Общие планы НОАК в отношении истребителей последнего поколения в целом понятны. Неизвестны только конкретные числа, сроки и распределение техники между частями военно-воздушных сил и морской авиации. Доступные данные позволяют представить, как будет выглядеть китайская истребительная авиация в средней перспективе и в более отдаленном будущем.

    Основным истребителем 5 поколения в ВВС должен стать Chengdu J-20. Он уже принят на вооружение и строится серийно, но пока не успел стать массовым. В будущем ситуация изменится. CAC должна будет поставить, как минимум, несколько десятков таких машин. Точные планы неизвестны, но нельзя исключать, что общий парк J-20 постараются довести до сотен единиц, и это позволит вывести из эксплуатации массу устаревшей техники.

    В августе стало известно, что J-20 станет основой перевооружения морской авиации. Командование ВМС изучило новую технику и решило, что этот самолет по всем основным характеристикам превосходит более новый Shenyang FC-31. Таким образом, в планах по дальнейшему развитию авиации флота ведущая роль отдается более крупному и совершенному J-20. Согласно некоторым данным, в будущем на его основе могут создать новый палубный истребитель для авианосцев.

    Одна из первых фотографий Shenyang FC-31, 2012 г.

    Испытания второго истребителя 5 поколения, FC-31, подходят к концу. В течение нескольких ближайших лет ожидается его принятие на вооружение и запуск серийного производства. Из последних заявлений следует, что он поступит только в части ВВС. Флот не заинтересовался такой техникой, что, кроме прочего, исключает возможность создания палубной модификации.

    При этом круг заказчиков FC-31, вероятно, не ограничится только лишь ВВС НОАК. Эта машина создавалась с учетом будущих продаж на международном рынке. Ранее имели место слухи о переговорах на тему продажи истребителей тем или иным странам, но они пока не получили подтверждения.

    КНР планирует развивать боевую авиацию преимущественно своими силами. Создано два проекта истребителей пятого поколения, и один уже доведен до службы. В такой ситуации закупка зарубежной техники не выглядит целесообразной и необходимой. Как следствие, Пекин не поднимает тему приобретения Су-57Э или других схожих самолетов.

    Первая публичная демонстрация FC-31, 2014 г.

    Обновление истребительной авиации НОАК может столкнуться с характерной проблемой. В ВВС и ВМС немало устаревшей техники, а современные образцы отличаются высокой стоимостью. Все это может серьезно затруднять желаемую модернизацию вооруженных сил.

    В настоящее время в сухопутной и морской авиации Китая имеется порядка 1500-1600 истребителей ряда типов и модификаций, в т.ч. достаточно старых. К современным моделям можно отнести не более трети из них. Соответственно, остальные в средней перспективе устареют безнадежно и будут требовать срочной замены.

    По разным оценкам, стоимость серийного истребителя J-20 не превышает 50 млн долл. США. FC-31 не дошел до серии, и потому пока стоит около 70 миллионов. Для замены устаревших самолетов требуются сотни новых, и строительство желаемого количества J-20 и FC-31 потребует колоссальных трат. Впрочем, устаревшие типы не обязательно заменять образцами последнего поколения. Однако и в этом случае строительство достаточного числа истребителей 5 поколения будет дорогим, сложным и длительным.

    Таким образом, несмотря на все усилия авиационной промышленности, ВВС и ВМС по-прежнему будут вынуждены использовать смешанный парк, включающий истребители разных поколений. В ближайшие годы доля современной и перспективной техники будет постепенно расти, но в целом будет оставаться не слишком высокой.

    Однако и в этом случае Китай сможет получить все желаемые выгоды от разработки, строительства и эксплуатации истребителей 5-го поколения. Причем такие выгоды будут связаны как с перевооружением собственной армии, так и с заработком на экспортных контрактах.

    Кирилл Рябов
    По материалам: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 10 декабря 2019, 08:19
    • mukasei

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020