Как экипажи Т-35 на Т-26 перед войной «учились»
Армия и вооружение

    Советскому пятибашенному танку Т-35, очень внушительно выглядевшему на парадах, не суждено было завоевать громкой славы в бою. В конфликтах с японцами и на финской войне самый мощный советский танк тридцатых годов не использовали, в Испанию сражаться на стороне республиканцев не отправляли. Они бронетанковую мощь РККА только восхищенным зрителям демонстрировали.

    В первые месяцы Великой Отечественной очень немногие Т-35 были уничтожены немцами в боях, гораздо чаще они выходили из строя по «техническим причинам». Хорошо еще, если их в безвыходной ситуации танкисты сжечь успевали. Немцы очень любили на фоне доставшихся им танковых гигантов фотографироваться.

    Сложность конструкции, громоздкость Т-35 самым роковым образом сказывались во время многосоткилометровых маршей, которые в июне 1941 года вынуждены были совершать советские механизированные корпуса.

    Но была еще одна причина трагедии Т-35, связанная с предвоенной подготовкой их экипажей. Григорию Пенежко, участнику результативного боя на Т-37А случайно довелось узнать эту специфическую причину. В первый же день войны он стал свидетелем такой сцены – командир дивизии делал выговор подчиненному: «А вот вы, подполковник Болховитинов, сегодня умудрились на марше растерять целый тяжелый батальон».

    Болховитинов, пытаясь оправдаться, рассказывал о том, как это произошло. Немецкие бомбардировщики «накрыли» три головных тяжелых танка его полка. Шоссе оказалось перегороженным. Тогда он приказал танкистам покинуть шоссе и двигаться по сторонам от него. Вот тут и началось – кто-то посадил свою машину в кювет, у кого-то моторы при развороте заглохли. Командир дивизии в ответ пообещал впредь отстранять от командования тех, кто допустит подобное.

    Потом пришел приказ – совершить марш в обратном направлении (частый случай в июне сорок первого). Довелось увидеть результаты первого марша: «Мы едем мимо разбитых и горящих в кюветах автомашин. Встречаются и танки, свалившиеся в кюветы. Возле них суетятся экипажи. Промелькнул танк, разбитый прямым попаданием бомбы».

    Только один танк поражен авиабомбой, остальные – просто «свалились». Почему? Лучше понять, что же именно произошло, помогла беседа с командиром батальона танков Т-26 капитаном Мазаевым. Тот при разговоре довольно потирал руки. У него-то все обстояло благополучно – ни одна из его машин не вышла из строя, не «сошла с дистанции». Было от чего руки потирать, особенно на фоне того, что произошло с батальоном тяжелых танков, где шесть Т-35 снова застряли в дороге.

    В разговоре с Мазаевым и подошедшим подполковником Болховитиновым выяснилась чрезвычайно любопытная особенность предвоенной подготовки танкистов. Оказалось, что экипажи тяжелых машин учились вождению и стрельбе… на Т-26 Мазаева. Тот страстно возмущался: «Ведь именно они по боевой подготовке шли на первом месте… У них не было аварий, не было поломок просто потому, что их машины стояли, а они отыгрывались на моих старушках».

    Мазаев с обидой говорил о том, что у него больше всех комбатов выговоров от командира полка, что его «разбирали» буквально на каждом партийном собрании: «На мне же ездили, меня же били».

    Ну, этот вечный принцип в России свято соблюдается отнюдь не только в танковых войсках, во все эпохи, при всех властях.

    Но в начале войны для безвинно страдавшего капитана Мазаева настала эпоха внезапного торжества справедливости. Теперь его ставили на марше во главе колонны полка, командир примирительно твердил: «Что до войны было, то сплыло».

    Вдруг выяснилось, что танкисты Мазаева, до войны не вылезавшие из танков, привыкшие их постоянно приводить в порядок после использования другими экипажами, стали настоящими специалистами, мастерами своего дела. Их «старушки», изношенные Т-26 шли себе и шли. А вот Т-35…

    Можно себе представить, что испытывали мехводы из батальона тяжелых танков, умеющие если не чинить, то управлять чужими Т-26, получив приказ вести свои Т-35 за сотни километров.

    В результате их управления танки и попадали в кюветы, что вполне закономерно. Иначе и быть не могло, опыт вождения легких Т-26 на Т-35 мало помогал. Как вообще можно было экипаж пятибашенного Т-35 (от 9 до 11 человек) на легком Т-26 учить? Чему же именно? Ведь даже размещение экипажа в этих танках различается?

    Правда, Т-35 в войсках было всего несколько десятков, они, что называется, «погоды не делали». Но возникает вопрос – а не распространялась ли практика «сбережения» ценных танков и использования других типов машин для обучения экипажей КВ-1, КВ-2 и Т-34? Ведь они начали поступать в войска только в 1940-41 годах. Соблазн «поберечь» новую технику, за которую спрос особый, в радующей глаз начальства девственной неприкосновенности, а стрельбе и вождению «учить» их экипажи на стареньких Т-26 или БТ-5 был очень велик.

    Увы, упоминания о том, что экипажи многих новых советских танков (особенно часто речь идет о Т-34) не имели должной подготовки в июне-июле 1941 года, часто встречаются и в мемуарах наших ветеранов, и в воспоминаниях немцев. Может быть, «Климов Ворошиловых» и «тридцатьчетверки» тоже «берегли», а их экипажи «обучали» на старье, которое не жалко? И капитан Мазаев был не единственным командиром, получавшим постоянные выговоры по этой причине?

    Максим Кустов
    Источник: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 14 апреля 2018, 07:20
    • mukasei

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018