МиГ-3 в небе Великой Отечественной
Армия и вооружение

    Грозная аббревиатура «МиГ» давно стала своеобразной визитной карточкой советской авиации. Конструкторское бюро, созданное Микояном и Гуревичем, одну за другой создавало машины, прославившиеся в боях в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Но при этом мало кому известно, что боевой дебют МиГ-3 в Великой Отечественной войне оказался не вполне удачным.

    Накануне войны с этим самолетом были связаны особые надежды. Обращаясь к летчикам, Сталин сказал: «Я вас прошу, полюбите эту машину». И в самом деле, ее было за что любить. В тот момент МиГ-3 был самым скоростным советским истребителем. Именно он. Вместе с машинами Яковлева и Лавочкина должен был заменить заслуженных «старичков» – И-16 и И-153. Но уже через полгода после начала войны, в декабре 1941 года его выпуск был прекращен.

    Что же произошло? Почему МиГ-3 вдруг прекратили выпускать? Ведь по важнейшим тактико-техническим показателям к началу войны МиГ явно превосходил все остальные советские истребители.

    Как объяснить остановку производства машины с наилучшими показателями? Константин Симонов в романе «Живые и мертвые» так описал впечатление своего героя, увидевшего МиГи в первые дни войны:

    «Над окраиной Могилева высоко в небе барражировали два истребителя. Судя по тому, что зенитки молчали, истребители были наши. Вглядевшись, Синцов узнал МиГи: он видел эти новые машины еще весной в Гродно. Про них говорили, что они намного превосходят по скорости «мессершмитты». «Нет, все еще не так плохо», — сквозь усталость и боль подумал Синцов».

    Раз в небе «МиГи» — наши самые быстрые самолеты — значит, «все еще не так плохо». Вывод, казалось бы, вполне логичный.

    На МиГе открыл счет своим победам в июне 1941 года Александр Покрышкин и сбил на нем 10 вражеских самолетов, в том числе 5 Ме-109. Эти истребители сыграли важную роль в воздушной битве за Москву. К началу немецких налетов в московской противовоздушной обороне их было 170, вдвое больше, чем ЛаГГов, в полтора раза больше, чем Яков.

    Почему же 23 декабря 1941 года Сталин отправил в Куйбышев на авиазавод телеграмму с требованием снять МиГи с серийного производства? Выяснилось, что задуманный как истребитель для боев на больших высотах, МиГ-3 уступал Якам и ЛаГГам в схватках на 1000 — 4000 метров — основных боевых высотах для летчиков Великой Отечественной войны.

    МиГ-3

    Наши недостатки – продолжение наших достоинств. Этот принцип распространяется не только на людей, но и на самолеты. По отзывам пилотов, в боях на низких высотах МиГ был «утюг утюгом», сохраняя хорошие боевые качества на серьезной высоте. Поэтому сохранившиеся МиГ-3 после прекращения их выпуска использовали главным образом в ПВО, где, прежде всего, требовалось догонять на большой высоте немецкие самолеты-разведчики. Здесь МиГи вполне могли проявить себя.

    А на фронте появлялись все новые и новые модификации истребителей Яковлева и Лавочкина. По мнению специалистов, Як-3. Ла-5 ФН, Ла-7 уже, как минимум, не уступали немецким истребителям, а по ряду показателей превосходили их.

    Особую роль в печальной судьбе МиГов сыграли и штурмовики Ил-2, самые востребованные самолеты Великой Отечественной.

    Двигатели АМ-35, использовавшиеся на МиГах, и АМ-38, ставившиеся на Ил-2, — были очень похожи. Переналадить производство с АМ-35 на АМ-38 было относительно просто. А спрос на Ил-2 был огромным – фронт прежде всего требовал штурмовики, способные оказать немедленную помощь наземным войскам. Вот и пришлось выбирать — МиГи или Илы.

    Надо сказать, что у прославленного летчика Александра Покрышкина было свое мнение относительно МиГ-3, на котором он успешно сражался в 1941 году: «Истребитель МиГ-3, на котором наш полк встретил вражеские самолеты 22 июня, потребовал от летчика немало новых навыков, дополнительных усилий в обучении. Эта машина мне понравилась сразу. Ее можно было сравнить со строгим, горячим скакуном: в руках волевого наездника он мчит стрелой; потерявший над ним власть окажется у него под копытами. Конструкторам вообще редко удается с одинаковым эффектом воплотить свои мысли в летные и огневые качества самолета. В любой конструкции обязательно найдется какое либо слабое место. Но в каждом новом истребителе тех лет мы видели наши технические и творческие победы. Отличные боевые качества МиГ-3 были как бы скрыты за некоторыми его недостатками. Достоинства этой машины становились доступными только для тех летчиков, которые владели умением находить их и использовать».
    СамолетИ-153И-16МиГ-3ЛаГГ-3Як-1
    Максимальная скорость км/час444462640548569
    Практический потолок, м10700980012000970010000
    Дальность, км6954601000870700
    Вооружение МиГа состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и одного БС калибра 12,7 мм

    То есть, по мнению прославленного летчика, МиГ- 3 прежде всего надо было уметь использовать…Так или иначе, после снятия МиГ-3 с производства новые машины Микояна и Гуревича в годы войны не производились. А вот во время войны в Корее их детище – реактивный истребитель МиГ-15 стал грозным противником американских F-86.

    Советские летчики в воздушных боях над территорией Китая и Северной Кореи сбили по отечественным данным более 1300 самолетов противника (включая бомбардировщики и истребители других типов, помимо F-86), потеряв при этом 345 МиГов.

    Самым результативным «миговским» асом той войны стал Евгений Пепеляев, который одержал 23 воздушных победы. Долго потом оставшиеся в живых американские пилоты вспоминали «аллею МиГов» — так в те годы назвали зону советско-американских воздушных боев.…

    Максим Кустов
    Источник: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018