Американская «Аэрокобра» на фронтах Великой Отечественной войны
Армия и вооружение

    Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель – Р-39 «Аэрокобра», крайне не понравился британским летчикам. Почему же эта машина не понравилась англичанам? И почему «Аэрокобру» чрезвычайно удачно использовали советские пилоты? Может быть, все дело в национальной психологии? Что русскому здорово, то англичанину смерть?

    Дело тут вот в чем. В Великобританию первые «Аэрокобры» начали поступать с лета 1941 года. Истребитель обладал малым потолком, низкой скороподъемностью и плохой маневренностью на средних и больших высотах. Все положительные качества этого самолета полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим бои над территорией Великобритании, практически не приходилось летать на низкой высоте. С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3, эффективным на больших высотах и терявшим свои достоинства на высотах низких.

    «Аэрокобрам» в Англии не нужно было ни поддерживать сухопутные войска, ни поражать наземные цели противника. Их уделом тогда была противовоздушная оборона. Таким образом, истребители Р-39 в Англии оказались невостребованы и уже в декабре 1941 года были сняты с вооружения. Часть самолетов направили в Юго-Восточную Азию, другую — предложили Советскому Союзу.

    В боях с японцами «Аэрокобры» также себя проявили не лучшим образом. Очень мало подтвержденных побед было одержано и американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Здесь «Кобры» применялись главным образом для выполнения второстепенных задач — прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолет.

    В СССР, куда эти самолеты начали поступать с конца 1941 года, а боевое использование началось в 1942 году, судьба «Кобр» сначала также складывалась непросто.

    Валерий Романенко, автор книги «Аэрокобры вступают в бой» пишет: «С первых дней эксплуатации проявился типичный для иностранных самолетов недостаток: неполный слив масла из маслосистемы, остатки которого быстро замерзали на морозе. Пришлось срочно дорабатывать маслосистему…».

    Но самый неприятный недостаток машины заключался не в этом. Выяснилось, что у Р-39 существует «тенденция к плоскому штопору», что могло привести к гибели пилота и потере машины. Летчиков учили избегать опасных режимов полета, тем не менее, несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились на попавших в штопор «кобрах».

    В условиях советско-германского фронта, где бои шли чаще всего на относительно небольших высотах, Р-39 мог проявить свои лучшие качества, оставшиеся незамеченными союзниками, воевавшими в совсем другой обстановке. Правда, для этого потребовалась большая работа советских конструкторов и летчиков, что называется, доводивших машину «до ума».

    Фактически заказы из СССР спасли фирму «Белл» от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась британским и американским пилотам. В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США… Звездным часом для Р-39 стала весна 1943 года, когда шла знаменитая воздушная битва над Кубанью.

    Особую роль в раскрытии потенциальных возможностей «Аэрокобры» сыграл Александр Покрышкин. У нас трижды Героя Советского Союза принято считать прежде всего замечательным воздушным бойцом. Это, безусловно, верно, но помимо этого Покрышкин был замечательным воздушным тактиком, организатором и педагогом. Он не был героем-одиночкой, вокруг него образовалась целая звездная группа замечательных асов, летавших на «кобрах».

    Александр Покрышкин, летая на «Аэрокобре», с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на «кобрах» воевали и такие прославленные асы, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Вадим Фадеев, Георгий Голубев, братья Глинка и другие. На «Аэрокобре» Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 — Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолетов Николай Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолетов противника.

    Исследователь биографии Покрышкина Алексей Тимофеев так сформулировал возможности американской машины, которые заметил и использовал замечательный советский летчик:

    «Аэрокобра» — самый «обрусевший» самолет ленд-лиза… Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5–5 километров. Здесь-то «кобра» (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества — легкость при пилотировании, маневренность, живучесть. И, прежде всего — вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования — опрокидывания через нос».

    Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы «кобры», а англичане, доведись им прикрывать сухопутные войска на Кубани или на Курской дуге, добились бы на этих истребителях прекрасных результатов?

    Максим Кустов
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 января 2016, 06:53
    • mukasei

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021