Российские корабли будущего будут с атомными двигателями
Армия и вооружение

    Главком ВМФ России поставил точку в многолетних спорах специалистов о том, каким двигателям нужно отдать приоритет в деле строительства российских кораблей будущего – газотурбинным или атомным. Одни дешевле, другие надежнее, но в итоге приоритетным направлением стало именно атомное. Для этого есть весомые причины.

    Российские специалисты разрабатывают эскизные проекты авианосца и эсминца с атомной энергетической установкой, сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков в рамках церемонии закладки корветов проекта 20380 «Ретивый» и «Строгий» на Северной верфи в Петербурге. Закладка головного эсминца запланирована на 2016 год, причем военные готовы заказать серию из шести кораблей. Новые эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в Мировом океане».

    Этим заявлением военачальник поставил точку в спорах специалистов о том, каким будет облик российских кораблей. Суть многолетнего спора состоит в поиске оптимального двигателя: одна группа специалистов видит будущее за газотурбинными установками, вторая – исключительно за атомными. В пользу одних говорит экономическая целесообразность, в пользу других – надежность.

    Работы по созданию перспективного эсминца были внесены в гособоронзаказ 2014 года. Речь идет о многоцелевом корабле большого водоизмещения, оснащенном ударным оружием и с увеличенной автономностью. Новый эсминец должен прийти на смену проектам 956 и 1155 – основным российским надводным кораблям океанской зоны.

    По открытым данным, разработкой перспективного эсминца (проект «Лидер») занимается Северное ПКБ – главное конструкторское бюро именно по надводным кораблям океанской зоны. Первоначальный вариант эсминца предполагал его исполнение в двух видах: с газотурбинной установкой и атомным реактором. Как объяснили в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге (институте, без заключения которого ни один корабль не будет создан в металле), наличие двух вариантов проекта говорит о его экспортной направленности.

    «Нам давно стало понятно, что ставить атомную энергетическую установку на корабли водоизмещением до 8 тыс. тонн нецелесообразно, – объяснил бывший первый замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. – К этому же пришли и американцы. У них атомный реактор стоит только на авианосцах и атомных подводных лодках. Но и корабли класса «эсминец» они давно не строят».

    По словам эксперта, ВМФ заказывал корабли класса не выше корвет/фрегат, в основном для действий в ближней морской зоне вблизи баз развертывания. Сегодня перед страной стоят несколько иные задачи – флот снова становится инструментом политического влияния, а для этого он должен присутствовать вдали от своих берегов. Это, по словам Касатонова, одна из «политических» подоплек решения командования ВМФ строить именно корабли с атомными энергетическими установками. Новый эсминец «Лидер» проектируется сегодня в двух вариантах: с обычной газотурбинной водоизмещением 7–9 тыс. тонн или атомной энергетической установкой и более крупным водоизмещением, 13–14 тыс. тонн.

    Второй важный момент этой истории заключается в том, что до последнего времени все газотурбинные установки для российского ВМФ выпускались на Украине – в Николаеве, на предприятии «Зоря» – «Машпроект». Однако из-за событий на Юго-Востоке Украины и отказа Киева от военно-технического сотрудничества с Москвой поставки прекратились. Поэтому под вопросом находится масштабная программа строительства фрегатов проекта 22350. На два корабля украинцы уже поставили газотурбинные агрегаты, но для остальных 15, оставшихся в госпрограмме вооружений, их придется производить самостоятельно.

    «Мы имеем задание государства по оснащению российских кораблей нашими двигателями, которые прошли государственные испытания», – сообщил генконструктор Рыбинского НПО «Сатурн» Юрий Шмотин. – Речь идет о турбинных установках М70 и М75. Эти двигатели предназначены как для кораблей военно-морского флота, так и для гражданских судов, морских и приморских нефтегазовых объектов». Разработка установок идет совместно с питерскими конструкторскими бюро «Северная верфь» и «Алмаз», – говорит эксперт. Была проведена серьезная работа и сформированы технические требования по адаптации двигателей производства НПО «Сатурн» для установки на корабли ВМФ России. Однако это далеко не серийные образцы, и их ввод в эксплуатацию потребует дополнительных финансовых и технических решений.

    Есть и чисто технические проблемы иного плана. Адмирал Касатонов сетует, что наши моряки так и не научились грамотно обслуживать сложную и капризную газотурбинную технику. По его словам, в какой-то момент для флота она стала настоящим тупиком. «Семейство газотурбинных эсминцев 956-го проекта типа «Современный», – вспоминает адмирал, – вставало к стенке после первого же выхода в море – на них постоянно горели «котлы». Победить эту болезнь нам не удалось».

    По словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, «Лидер» станет универсальным судном, способным заместить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсеры проекта 1144 типа «Орлан». Предположительно, он сможет развивать скорость до 30 узлов и получить от двух до четырех пусковых установок «Калибр» с ПКР «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км, так как его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Арли Берк». При этом зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году).

    Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены и по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат и универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов типа Ка-27 или Ка-32.

    Частично новое вооружение будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности фрегатах проекта 22350. Однако необходимость испытания и доводки этого вооружения может сказаться на сроках начала строительства нового «Лидера».

    По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность же семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

    «Обслуживание атомной энергетической установки значительно проще газотурбинной, – уверен адмирал Игорь Касатонов. – У нас было построено 300 корабельных реакторов. Накоплен огромный опыт их эксплуатации».

    Кроме того, как отмечает адмирал, появились новые, более эффективные и безопасные атомные реакторы. Сегодня они стоят на подводных ракетоносцах 955 проекта типа «Борей» и многоцелевых атомных подводных лодках 855 проекта типа «Ясень». Ничто не мешает ставить их и на надводные корабли. Тем более, перед флотом уже стоит задача действовать в дальней морской зоне.
    По материалам: agitpro.su



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021