Верность «североатлантическим обязательствам» стоит денег
Армия и вооружение

    Вашингтонские политики пытаются сорвать контракт на строительство двух боевых кораблей для России.

    Группа американских конгрессменов обратилась с письмом к генеральному секретарю НАТО Андерсу Фогу Расмуссену. Они призвали купить или взять в аренду вертолетоносцы «Мистраль», строящиеся Францией для России.

    Как отмечают конгрессмены, приобретение кораблей усилит потенциал НАТО в то время, когда многие страны-участницы урезают военные расходы, а также «обнадежит» партнеров альянса в Центральной и Восточной Европе.

    «Такая покупка станет сильным сигналом президенту Путину, указывающим, что НАТО не будет терпеть или каким-либо образом попустительствовать его безрассудным действиям», — пишут они. Среди подписантов — глава американской делегации при парламентской ассамблее НАТО Майкл Тернер и один из влиятельных членов комитета палаты представителей по иностранным делам Элиот Энгел.

    Впервые заявление о том, что наша страна рассматривает возможность закупить во Франции сразу четыре десантно-вертолетных корабля-дока – ДВКД — так длинно называется этот тип боевых судов, прозвучало на международном военно-морском салоне «Евронаваль-2008».

    Париж тогда не поверил своим ушам. Европа погружалась в экономический кризис, сокращались даже оборонные заказы, и тут такая удача – сделка общей стоимостью в миллиарды евро. Никак не ожидаемые деньги свалились буквально с неба.

    Дело в том, что французы спроектировали свои ДВКД в конце девяностых годов. Только вот непонятно, для чего. Это чисто колониальный корабль, хороший в те времена, когда метрополия имела владения где-нибудь в далекой Африке или Юго-Восточной Азии. И если бы там взбунтовались туземцы, «Мистрали» для их устрашения были бы в самый раз, тем более что корабли проектировались для действий в теплых водах тропиков. Для экспедиционного корпуса, отправлявшегося в дальние края, предусмотрены самые комфортные условия жизни. На борту находится и прекрасно оборудованный госпиталь. В состав ВМС Франции ввели два корабля под названиями «Мистраль» и «Тоннер».

    Париж почти сразу попытался сбыть свои корабли-доки кому-нибудь из союзников. Подвернулась Австралия, которая заявила, что желает иметь в составе своих ВМС большие десантные корабли-вертолетоносцы. Но от «Мистраля» вежливо отказалась. Канберра выбрала в качестве поставщика Испанию, их корабль-док «Хуан Карлос I» – более современный и более совершенный, чем французский.

    Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодоленные разногласия по поводу места постройки кораблей. Франция настаивала на том, чтобы ДВКД строились на ее верфях, австралийцы требовали передать им все технологии, чтобы делать корабли на своей территории. К тому же австралийцы оценили «Мистраль» как слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью, и слишком дорогой.

    Европейские партнеры по НАТО изначально к «Мистралю» отнеслись пренебрежительно, считая его буквально плавающим корытом, а не боевым кораблем. И остались равнодушными к высокотехнологичным разработкам французских кораблестроителей. Откликнулась Россия…

    Стоит, наверное, напомнить, что сделка с «Мистралем» стала высшей точкой эйфории от возможности закупать практически любое вооружение для нашей армии за границей. Чисто мистически эта точка стала вершиной, с которой началось падение А. Сердюкова и его импортных прожектов. Началось все с максимума, а дальше пошло по убывающей. Эффективный менеджер мебельной торговли, ставший министром обороны, провозгласил: техническое оснащение наших Вооруженных сил должно быть лучшим в мире. Кто против? Все обрадовались! Министр обороны, его заместитель по вооружению Владимир Поповкин и начальник Генштаба Николай Макаров дружно заявили: покупать для Российской армии станем только самое лучшее. Только вот, по их же словам, выходило так, будто отечественная «оборонка» никаких изделий мирового уровня предложить не способна, а поэтому, увы, лучшее придется заказывать за границей.

    В Италии купили «джипы», в Австрии — снайперские винтовки, в Италии и Франции хотели приобрести колесную бронетехнику. Приценивались даже к танкам «Леопард». Но первым сразу стал суперпроект «Мистраль». Это – крупнейшая импортная сделка в сфере военно-технического сотрудничества за все время существования СССР-России, то есть, за минувшие почти сто лет.

    В октябре 2013 года первый «Мистраль» для России, носящий имя «Владивосток», был спущен на воду, в настоящее время идут его интенсивные ходовые испытания. В июне во Францию должен прибыть экипаж российских военных моряков, специально отобранный для службы на «Владивостоке». В декабре ДВКД должен официально войти в состав ВМФ России. Полным ходом идет строительство второго десантного корабля уже получившего имя «Севастополь».

    Между тем, среди экспертов продолжается спор: нужны ли корабли типа «Мистраль» ВМФ России, или нет.

    Вся военная наука СССР, а потом и Российской Федерации строилась на опыте и анализе Великой Отечественной. А во время той войны массовых десантных операций Красная армия не проводили. Исход сражений решался на суше. Наибольший опыт десантирования с моря накопили США.

    Классические десантные корабли подходили вплотную к берегу и высаживали десант через опускаемые аппарели в носовой части. Морпехи сразу вступали в бой. Впрочем, уже в то время ВМС США активно использовали амфибийные платформы для высадки своих сил на вражеские берега. Американцы первыми поняли, что для успешной высадки морской пехоты надо сразу полностью зачистить берег, уничтожив там все очаги вооруженного сопротивления. Так появилась тактика вертикального удара. То есть, десантные корабли приближаются к берегу в горизонтальной плоскости, а сверху, с вертикали, наносится массированный удар военно-воздушными силами, и в тылу сопротивляющегося врага высаживается десант с вертолетов.

    Десантно-вертолетные корабли-доки становились на якорь достаточно далеко от береговой линии. Высадка десанта осуществлялась с помощью вертолетов и специальных плавающих платформ, на которых переправлялись на твердую землю автомобили и бронетехника. Платформы эти находятся в специальных доках внутри корабля, которые затапливаются при начале операции. За один раз всю технику и личный состав на берег выгрузить невозможно, поэтому платформы должны курсировать как челноки, и сама операция десантирования может идти часами. Первые ДВКД появились в ВМС США, и сегодня они считаются лучшими в мире.

    Если «Мистраль» – это «пятизвездочный» в нашем понимании плавучий отель, то американские аналоги типа «Сан-Антонио» – это «семизвездочные» боевые корабли. Они имеют сильное ракетно-артиллерийское вооружение, прекрасную мореходность. А оборудованию плавучего госпиталя американского ДВКД может позавидовать стационарная клиника высшего разряда. Достаточно сказать, что на каждом десантном корабле нового поколения есть томографы и прочие ноу-хау медицинской диагностики. И все это для экипажа и возимого десанта, естественно, бесплатно.

    Так что, если в 2008 году Россия, как считалось, входила в мировое сообщество без ограничений, надо было сразу заказывать ДВКД в США. Лучших в мире нет. Вот только американцы ни за какие бы деньги нам свои чудо-корабли не продали бы.

    Кстати, перед заключением контракта на покупку французских ДВКД проводился формальный конкурс. В нем будто бы участвовали южнокорейский ДВКД «Докдо» и испанский «Хуан Карлос I». Как считают эксперты, наиболее оптимальным был бы выбор южнокорейского корабля. Тем более что при реализации проекта «Докдо» для России можно было бы существенно «поднять» судостроение на Дальнем Востоке.

    Теперь о том, нужны ли нам «Мистрали» или нет. Однозначный ответ отсутствует.

    Французы заявляют, что они учли все пожелания заказчика и значительно усилили корпус корабля, который теперь якобы сможет плавать даже в арктических водах. Сам корабль-док, помимо выполнения десантных функций, может быть плавучим госпиталем и большим штабным кораблем. На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 квадратных метров, в котором есть рабочие места почти для 200 человек. Центр хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск.

    Планируется, что «Владивосток» войдет в состав Тихоокеанского флота. На Дальнем Востоке для него найдется и совершенно мирная работа. В случае необходимости он может доставлять грузы и технику на острова. И, конечно, станет плавучим штабом ТОФ. Если мы получим второй корабль, «Севастополь», то он может войти уже в состав Черноморского флота. Естественно, он окажется центром командования военно-морскими силами России при выполнении ими миссий в Средиземном море или в Атлантике.

    Принятые в строй отечественного ВМФ «Владивосток» и «Севастополь» дадут импульс в развитии практически всех высокотехнологичных отраслей оборонки – ведь корабли придется насыщать в основном российским оборудованием и вооружением. Наконец-то возобновится строительство прекрасных десантных вертолетов Ка-29 и появится морской вариант Ка-52.

    Как бы обстоятельства ни складывались, наша страна объективно ничего не потеряет. Не получим «Мистрали» – вернем деньги с лихвой в виде штрафных санкций. Получим – произойдет то, о чем сказано выше. А вот Франция, если не передаст нам построенный и строящийся корабли, понесет репутационные и финансовые потери. И поделом.

    Что делать, верность «североатлантическим обязательствам» стоит денег. Но Вашингтон эти потери возмещать Парижу, естественно, не намерен.

    Сергей Михайлов, военный обозреватель
    Источник: stoletie.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018