Собственный, довольно изменчивый мелкобуржуазный мир Макаревича
Блог им. tor

    Ровно 30 лет назад, 11 апреля 1982 года, в «Комсомольской правде» вышла статья «Рагу из синей птицы», в которой главная советская молодежная газета прокритиковала самую популярную советскую группу той поры – «Машину Времени».

    Эта публикация состояла из двух частей. Сначала собкор «Комсомолки» клеймил гастроли «Машины» в Красноярске, обвинял музыкантов в надуманной игре в пессимизм, и в том что группа «декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций».

    Вторая часть состояла из открытого письма красноярских творческих интеллигентов во главе с известным писателем-«деревенщиком» Виктором Астафьевым, которые авторитетно заявили, что «пением выступление «МВ» назвать нельзя», а назвать это можно «пересаживанием на нашу советскую почву чужого западного дерева», которое, как известно, не плодоносит.

    Лет за тридцать до этого, музыканты после такой статьи поехали бы валить лес на Колыму. Лет за двадцать до этого – их бы заставили забыть о музыке и трудиться на стройках народного хозяйства. Лет за десять до этого группа была бы просто расформирована, а руководитель Росконцерта получил бы выговор по идеологической линии.

    А в том далеком 1982 году Макаревичу после этой разгромной статьи просто «попёрло» – редакция «Комсомолки» была завалена письмами от комсомольцев с призывами «Руки прочь от «Машины Времени»!», хотя никто её и не думал особо трогать.

    Да и за что «Машину» было «гнобить»? Ни в каком андеграунде, диссидентстве и оппозиционности к режиму Макаревич никогда замечен на был, а тогда он ещё и старался всячески дистанцироваться от рок-подполья, стремясь к советскому эстрадному официозу. Впрочем, судите сами.

    Запрет на концерты «Машины Времени» после этой статьи, действительно существовал, но он коснулся только Москвы и группа регулярно выступала в других советских городах-миллионниках, причём, зачастую давая не один концерт в день. Там Макар осмелел настолько, что стал на концертах объявлять злополучную песню так: «А теперь «Синяя птица», из которой кое-кто любит делать pary!», под восторженный, естественно, рев поклонников.

    При этом Росконцерт не отказывал «Машине» ни в аппаратуре, ни в содержании большого штата (в одном из интервью 1985 года Макаревич говорил, что всего в группе работало тогда 14 человек, а возимая с собой на двух трейлерах закупленная в Штатах аппаратура имела общий вес 3,5 тонны), ни настаивая даже на исполнении на концертах песен советских композиторов.

    По советскому ТВ «Машину» тогда, действительно, показывали мало, но иногда таки показывали (в новогоднем «Голубом огоньке 81-82», к примеру). Да и ротации на радио у них были не редкость.

    За границу с концертами Макаревича и правда не пускали, но «Машину Времени» с концертами туда никто и не приглашал – советский рок за рубежом по сравнению с западными рок-группами выглядел примитивной художественной самодеятельностью.

    А еще весной того же 1982 года состоялась премьера отвратного фильма «Душа», который стал лидером проката потому что Ротару, Боярский и Макаревич исполняли там «причесанные» песни «Машины Времени», за что Макар был осмеян рокерами. Именно тогда в своем «Уездном городе N» Майк Науменко язвительно спел про Макаревича «… наш молодёжный герой опять затеял битву с дураками, но бьётся он сам с собой...».

    А еще именно в те года «Машина» записывала музыку к нескольким фильмам и мультфильмам, а Макаревич получил приглашение и был утвержден на главную роль в не менее отвратном фильме «Начни сначала», и это при том что в СССР обычно музыку к фильмам разрешалось записывать только принадлежащую членам Союза Композиторов, да и актером он не был.

    А еще Макар тогда ударно «чесал» по всей стране с сольными концертами под гитару. И еще ему постоянно капали очень приличные «авторские» за исполнение ресторанными музыкантами суперпопулярных тогда песен вроде «Скачек» и «Поворота».

    И несмотря на это (по слухам) Макар тогда не гнушался «квартирниками» и «левыми» концертами «Машины».

    Короче, до смерти Брежнева оставалось еще полгода, но в Союзе наблюдались уже все признаки довольно лояльной к тем кто не выпендривался, идеологической агонии. А Макаревич никогда не выпенедривался, об этом можно сказать без всякого осуждения, поскольку вел себя примерно также.

    Пару лет назад я смотрел какой-то юбилейный концерт «Машины Времени» и по идее должен был весь изойти ностальгическими соплями. Но неожиданно единственная песней, которая мне по-настоящему понравилась, стала кавер-версия одной из тупейших гламурных попсятин начала 90-х – державинской «Не плачь Алиса», переделанная вроде как в шутку в очень мягкий и симпатичный реггей.

    Ну может еще «Этот брошенный богом мир», ну может некоторые песни конца 80-х (которые сейчас Макар практически не исполняет), и несколько сольных песен Макаревича середины 90-х. Всё. А так весь концерт в голове вертелись строки из эпиграммы Гафта на Евтушенко: «Сегодня даже то фальшиво // Что раньше было хорошо».

    Мне, вообще-то, глубоко начхать на то, кого поддерживает сегодня Макаревич – Путина или Прохорова (или Прохорова с подачи Путина), в конце концов каждый зарабатывает деньги как может. А вот то, что из его нынешнего репертуара почти ничего слушать невозможно – вот это очень жаль.

    Но если вы где-то услышите что Макара «прогнули» в том далеком 1982 году и статья «Рагу из синей птицы» положила начало гонениям на русский рок вообще, а на «Машину Времени», в частности, – не верьте, в отношении Макаревича это неправда.

    Просто у Макаревича всегда был свой собственный, довольно изменчивый мелкобуржуазный мир, и прогибались Макар со своим миром всегда синхронно и в унисон. И не нам его за это осуждать, но и восхищаться им, таким, на мой взгляд тоже не за что…
    По материалам: oadam.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 12 апреля 2012, 08:00
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021